Профессор Иванов: Нам надо быть готовыми к разным "сюрпризам"

Уничтожение ВСУ Каховской ГЭС - серьезнейшая катастрофа на постсоветском пространстве. Разрушение объекта стало серьезной проблемой, которая может иметь тяжелые последствия для экологии и жизни людей.

Профессор Иванов: Нам надо быть готовыми к разным "сюрпризам"

О том, что сегодня необходимо делать для сохранения окружающей среды прилегающих к месту бедствия регионов, в том числе и в Крыму, беседуем с профессором КФУ им. В. И. Вернадского, доктором биологических наук Сергеем Ивановым.

Флора и фауна

- Сергей Петрович, даже неспециалисту понятно, что защита существующего биоразнообразия - это наша ответственность перед будущими поколениями и вопрос нашего нынешнего благополучия. Негативные последствия разрушения Каховской ГЭС могут серьезно повлиять на него, биоразнообразие?

- Здесь необходимо выделить два аспекта. Первый - проанализировать состояние затопленной после взрыва дамбы Каховской ГЭС территории. Ведь, к примеру, от мощнейшего наводнения пострадал Черноморский биосферный заповедник. Это жемчужина! Наряду с Асканией-Новой - это заповедник мирового уровня, в котором сохранялось разнообразие совершенно уникальных приморских степей, биотопов и, как их называют, околоводных экосистем. Собственно говоря, дельты Днепра. И не случайно, еще в далеком, к слову тоже очень трудном, 1927 году Совет Народных Комиссаров УССР принял постановление об образовании на берегах Черного и Азовского морей ряда заповедников с целью охраны уникальной природы побережья. С 1933 года Черноморский заповедник стал самостоятельным природоохранным и научно-исследовательским учреждением, а статус биосферного получил в 1983 году. Как раз с целью сохранения биоразнообразия. Судя по имеющейся в открытом доступе информации, общая площадь заповедника составляла более 109 тыс. гектаров. Из них более 90 тыс. - заповедные территории, 76 тыс. приходится на акватории Черного моря и его заливов. На территории заповедника обитало почти 450 видов позвоночных животных, более 4000 видов беспозвоночных и свыше 700 видов растений. Многие из них в свое время были занесены в Красную книгу Украины и в Европейский Красный список. О необычайном и богатом разнообразии насекомых и птиц я даже не говорю, потому что, как всегда, слишком мало специалистов, которые их изучают. Поэтому и сегодняшнюю ситуацию оценить толком будет сложно. Скажу только, что до этой катастрофы заповедник считался настоящим царством птиц, которых там было свыше 300 видов. Примерно третья часть из них гнездилась на его территории, а остальные встречались во время зимовки и миграций. На прибрежно-островной части заповедника было зарегистрировано 125 водно-болотных видов птиц. Среди них - чайки, крачки, кулики, утки. Заливы - это место массовой зимовки и линьки лебедей (кликуна и шипуна), куликов, пастушковых. На пролете много гусей, воробьиных и других птиц. На территории заповедника происходит гнездование таких редких видов, как кулик-сорока, морской зуек, гага обыкновенная, крохаль длинноносый, хохотун черноголовый, орлан-белохвост, пеликан розовый, белая цапля и других. На его территории зимуют птицы, которые гнездятся в Финляндии, Швеции, Норвегии, Польше и других странах. Поэтому роль заповедника в сохранении орнитофауны огромна. А в природе все взаимосвязано - если есть птицы, значит им есть чем питаться и есть чем питаться тем, кем они питаются. Растительный мир Черноморского биосферного заповедника тоже разнообразен и уникален. На его территории почти в первозданном виде сохранились сообщества лесов, лугов, солончаков и приморских степей. Там росло большое количество видов, особо охраняемых в связи с их ограниченным распространением во всем мире.

Не менее богат животный мир заповедника, в котором насчитываются десятки видов млекопитающих. Чрезвычайно интересные виды есть и среди грызунов, и среди пресмыкающихся, в том числе и краснокнижные. Много в заповеднике диких свиней, зайцев-русаков и летучих мышей. В заповеднике обитали свыше 4 тыс. видов беспозвоночных. Среди них около 3 тыс. видов насекомых, более 300 видов паукообразных. И это только известные науке!

За годы наблюдений в заповедных и сопредельных акваториях выявлено около сотни видов рыб (почти половина видового состава Черного моря). Там водятся кефали, глосса, бычки. Многие виды были занесены в Красную книгу Украины. Но, из-за изменений в экосистеме, происходящих после разрушения Каховской ГЭС, все это биоразнообразие находится под угрозой.

- То есть, разрушение дамбы Каховской ГЭС и последовавшее за этим наводнение в той или иной степени негативно повлияло на их жизнедеятельность?

- Полный ущерб, который нанесло уничтожение Каховской ГЭС, еще предстоит оценить. Но нет сомнения, что он огромен. То, что произошло, действительно, настоящая катастрофа. Очевидно, что, мягко говоря, к неприятным экологическим последствиям уже следует отнести разрушение биосферы, гибель рыбы, птиц, животных, нарушение экосферы низовья Днепра и Черного моря. В какой степени это повлияет на экологию Крыма, покажет время. Но, например, после разрушения дамбы Каховской ГЭС труп дикого кабана нашли в море у… одного из пляжей Ялты!

- В Крыму же дикие кабаны тоже водятся…

- Водятся, только в море их трупы никогда не находили, откуда принесло этот, догадаться несложно, и еще принесет много чего. Поэтому нам надо быть готовыми к разным «сюрпризам», в том числе и опасным не только для окружающей среды, но и для здоровья человека. Ведь в результате схода большой массы воды поднялся не только донный ил, изобилующий отходами промышленности, расположенной выше по течению Днепра. Были размыты кладбища, скотомогильники, выгребные ямы. А это может привести к вспышкам инфекционных заболеваний и даже эпидемий. Поэтому соответствующим контролирующим органам работы прибавилось в разы и на долгий период.

Меры предосторожности

- А что сегодня необходимо делать с огромной территорией бывшего Каховского водохранилища, чтобы минимизировать последствия катастрофы? Может, начинать ее рекультивацию или хотя бы озеленять ее?

- Чтобы оценить масштабы катастрофы и ее последствий, там необходимо побывать. Пока сделать это очень сложно. Но можно представить, поскольку последствия пусть и не таких глобальных затоплений мы видели и в Крыму. С подтопленных участков днепровская вода ушла фактически в свои берега. Но дно бывшего водохранилища осталось. Наверняка, для развития и нормального функционирования наших новых территорий и Крыма, Каховская ГЭС будет восстановлена, и водохранилище естественно. Но воссоздать прежнюю естественную природную среду человек своими, извините, жалкими усилиями не сможет. Тем не менее, со временем туда начнут возвращаться многие «коренные» обитатели - птицы, насекомые и грызуны, которые, наверняка, сохранились по окраинам затопленной территории заповедника. Какие точно? Есть незыблемый закон: природа знает лучше. Поэтому, если перейти ко второму аспекту последствий разрушения Каховской ГЭС для биоразнообразия, мое резюме такое: природу надо оставить в покое. К примеру, у нас часто случались пожары в лесах на ЮБК. Но спустя какое-то время на, казалось бы, вообще нежизнеспособных пепелищах появились всходы той же крымской сосны. Причем она растет там, где ей лучше достать воду.

- Как известно, Крым причислен к одному из немногих мировых центров биологического разнообразия. Что необходимо предпринять, чтобы защитить его или хотя бы минимизировать от последствий разрушения Каховской ГЭС?

- Главное, обратить внимание на продукты жизнедеятельности человека, которые могут быть опасными. А природе пострадавших от разрушения Каховской ГЭС регионов, в том числе и Крыма, надо дать время на успокоение и восстановление. Но в то же время следует быть настороже. А еще правильно было бы запустить программу или проект мониторинга, изучения биоразнообразия этих территорий. В Крыму это, к примеру, Каркинитский залив, где после затопления произошло опреснение воды, и местные жители ловили там сетями пресноводных карпов. Целесообразно было бы объявить конкурс на ряд исследований. Чтобы по их результатам, при необходимости, принимать те или иные меры. Потому что, к сожалению, в тех же заповедниках наука, как правило, в загоне. Увы, от заповедников хотят, чтобы они, в первую очередь, зарабатывали деньги. Одними разговорами природе не помочь, работать, при поддержке государства, должны люди науки, способные восстановить утраченные экосистемы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 30 августа 2023

Заголовок в газете: ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСЛЕ БЕДСТВИЯ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру