Здесь находится Рай: краткая история Нового Света

Райский уголок

Новый Свет действительно райский уголок, и неслучайно его первое название, которое упоминается в письменных источниках, Парадизио, с греческого «рай». Эти земли люди населяли очень давно, со времен палеолита. Но самый первый исторический этнос, который прочно обосновался здесь, тавры.

Райский уголок

О них и о греках, о генуэзцах и о переименовании поселка беседуем с Надеждой Давыдовой, историком, краеведом, автором книги «Дорогами тавров».

- Тавры это место не выбирали, - начинает свой рассказ Надежда Давыдова. - Это сейчас можно выбрать себе какое-то место, а тавры были вытеснены на побережье скифами. И поэтому они селились в горных местностях, вдоль побережья, им ничего другого не оставалось. Их стоянки были на протяжении всего побережья и даже в Судаке, в районе Крепостной горы - там, где сейчас находится крепость. В то же время эта стоянка, в Новом Свете, была очень удобна для них: и само расположение, и укрытия.

По тропам тавров

Тавры - один из самых загадочных народов. Письменных сведений о них мало, язык не сохранился, а вся более-менее достоверная информация из трудов путешественников прошлых веков умещается на половине страницы формата А4.

- Есть версия, - говорит Надежда, - что тавры существовали только до II века нашей эры, а потом таинственным образом исчезли. Целый народ, целый этнос, населявший большую территорию! Должны же были остаться какие-то следы этого исчезновения! Если они были истреблены римлянами в I веке нашей эры, значит римляне должны были бы прочесать все эти горы и их тщательно уничтожить? Но это невозможно! Гипотеза с римлянами кажется маловероятной еще и потому, что римляне, как и греки, заимствовали у тавров культ поклонения некоторым богам. Зачем же им было истреблять народ, который они, похоже, уважали достаточно, чтобы перенять у него элементы религии и культуры? Уже на закате своего существования тавры были окружены разными племенами: c севера, северо-запада и северо-востока - скифами и понтийцами, с юга, юго-запада и юго-востока - греками, затем римлянами. В письменных источниках встречаются названия тавро-скифы и скифо-тавры, что говорит о возможном смешении двух народов. Такие упоминания появляются до IV века нашей эры. Автор «Жития Иоанна Готского» пишет, что тавроскифы населяли Партенит до раннего средневековья - до VII века.

Версий исчезновения тавров много, вплоть до инопланетных. Исследователь Петр Кеппен еще в XIX веке первым высказал мнение, что в жилах почти всех жителей областей, богатых таврскими дольменами, течет кровь тавров. То есть, тавры никуда не исчезли, а просто поменяли название, язык и культуру?..

- Эта версия имеет право на существование, - рассуждает Надежда Давыдова. - Она подтверждается тем, что в трудах христианских миссионеров XIII века есть фраза о таврах: мы ходили, проповедовали, потом ходили к таврам. Что это значит? Если раньше о них писали, что это такое ужасное, страшное племя, приносит в жертву людей, то позже в письменных источниках о них почти не пишут! Потому что они уже стали контактными, обычными, они перестали быть удивительными... В нескольких местах Крыма были найдены могильные надписи - таврские, только с современными и знакомыми нам именами. В одном месте на Боспоре на одной могильной плите есть надпись: «Здесь покоится Тихон, желанный для многих женщин, тавр». Интересный момент, что он был желанным для многих женщин. О чем это говорит? То, что тавры не были на положении рабов, они были на равных. На территории Херсонеса также находили гончарные изделия с надписью «тавр». Но позже тавры все-таки окончательно исчезают, зато появляются крымские татары!

Свидетельства жизни

Узнать, куда исчез один народ и откуда появился другой - задача непростая, и ученым еще долго предстоит ее решать. Мы же двигаемся вдоль моря в сторону Веселого, чтобы взобраться на самый верх Караул-Оба и попасть в так называемый рай. Затем пройти лестницу тавров и на пике Космос полюбоваться видами прямо с таврского святилища. На каменном капище, где сегодня туристы делают красивые фотографии и стоят с палатками, тавры поклонялись своей богине и приносили ей жертвы.

- Один из греческих мифов об Артемиде, - продолжает Надежда Давыдова, - рассказывает, как она спасла дочь фиванского царя Ифигению, которую собирались принести в жертву богине Деве или Артемиде. Легенда эта называется «Ифигения в Тавриде». Существует версия, что богиня Дева - это то же самое, что и богиня Артемида. В мифе об Ифигении появляется упоминание именно о богине Деве… Но если заглянуть в античную мифологию, Девой греки называли Афину, а Артемиду - Артемидой. Обычно завоеватели несут завоеванным народам свою культуру, а с таврами произошло иначе: греки cтали поклоняться таврской богине Орейлохе, богине Деве, и даже долгое время чеканили ее на своих монетах. Орейлохе была главной богиней тавров, она считалась владычицей всякой жизни и всякого рождения: земли, воды, животного и растительного мира. Весь духовный мир тавров был подчинен Орейлохе, а жертвоприношения ей были важной частью быта народа. Человека сажали на жертвенник, ударяли дубинкой по голове, он умирал от этого удара, и после этого уже проводились все обряды. Туловище скидывали с обрыва, а голову накалывали на сучок дерева, либо на колышки - возле домов делали такие ограждения, и такой забор считался своего рода защитой. Тавры верили, что жизнь - постоянная текущая субстанция, которая переходит из одного сосуда в другой: отбирая ее у кого-то одного, богиня дарила ее кому-то другому или давала благословение целому племени и урожаю. Но возвращаемся к мифу об Ифигении. Это миф уже более позднего периода. Завоевав территорию тавров, греки переняли поклонение их богине Деве. И через какое-то время они уже идентифицировали ее с Артемидой. А сначала это были две разные богини.

В Новом Свете есть множество свидетельств жизни тавров, но более поздний период отмечен и более понятными современному человеку архитектурными памятниками. В районе одного из причалов сохранились остатки генуэзского порта, а на горе Перчем - развалины византийских монастырей. Все они строились еще в те времена, когда поселок и назывался по-другому, и находился немного поодаль.

- Одно из первых письменных упоминаний, - говорит Надежда, - это 1449 год. В одном из документов генуэзской администрации пишется о деревне под названием Парадизио. Это было такое небольшое рыболовецкое поселение. Выращивать здесь что-либо трудно, всегда были проблемы с водой, тут существовали всего два источника, один из них в горах и один под горой Орел. Путь к этой деревушке лежал только через горы либо по морю, прямого транспортного сообщения в те времена не было. Но все-таки она была одним из центров Великого Шелкового пути: из деревни Кутлак (ныне Веселое - прим. авт.) сюда проходила тропа, и таким образом поселение было связано с Судаком. В Кутлаке, на хребте Сыхтлар, работали каменоломни. О Кутлаке впервые в письменных источниках упоминается в XIV веке, но, возможно, село возникло раньше. Оно находится на расстоянии 5 километров от моря, а более древние поселения как раз и возникали на расстоянии от моря либо в горах, потому что люди опасались морских пиратов. Новый Свет, там, где он сейчас есть, поселение позднего средневековья, поэтому оно и располагается на берегу моря. Кроме того, на возвышенности сохранились остатки Боспорской крепости I века до н.э., и характер кладки на этой крепости очень похож на характер кладки дороги на каменоломни. В Кутлаке, в отличие от Парадизио, не было таких проблем с водой, и там люди занимались садоводством, виноградарством, рыбной ловлей и добычей камня. Этот камень был из ракушечника с вкраплением более твердых пород, таких как кварц, например. Жернова, изготовленные из такого камня, были износоустойчивыми и стоили очень дорого по тем временам. Они были практически вечными и поэтому пользовались популярностью как в Крыму, так и за его пределами. Об этом есть упоминания в разных источниках. Позже у этого камня появились такие названия, как крымский и судакский. Парадизио тогда, наверное, еще не существовало, потому что каменоломни, хотя и находились между современными поселениями Веселое и Новый Свет, везде названы кутлакскими. Каменоломни работали еще в XX веке, и, скорее всего, производство было разрушено во время землетрясения 1927 года.

Таким образом, сейчас можно говорить о том, что на месте современного рая в Новом Свете, так любимого туристами, в I веке до н.э. над Кутлакской бухтой строится крепость, которую сейчас так и называют крепость Кутлак. Чуть позже - вероятно, в V веке - появляется и поселение с названием Кутлак. А еще позже, в XIV-XV веках, образовывается и Парадизио. Но все это еще не Новый Свет!

- Тут в X веке было поселение, - продолжает Надежда, - оно находилось у подножья горы Сокол, там, где сейчас раскинулась Миндальная поляна. Оно считалось одним из центров христианства. Когда началась иконоборческая эпоха, в Византии преследовали верующих людей. Они выселялись, бежали на окраины Византийской империи, сюда, в Крым, и образовывали в горах монастыри и храмы. Это поселение располагалось на высоте около 300 метров над уровнем моря, и это было нормально для того времени. Письменных упоминаний, что на месте Нового Света еще в X веке находилось поселение, никаких, но на Соколе и Перчем остались фрагменты строений, здесь проходила дорога от каменоломен, по которой возили мельничные жернова на продажу. Она функционировала и позже, пока часть ее не была стерта новосветским кладбищем...

Образование Парадизио

Это та самая дорога, которую зачастую на экскурсиях представляют как Голицынскую, но при внимательном изучении становится очевидно, что Лев Сергеевич Голицын не имел к ее строительству никакого отношения. Разве что, как и многие, гулял по ней; возможно, ездил; может быть, немного ремонтировал. Голицын и впрямь много сделал для Нового Света, но этот путь был проложен не им.

- Наш поселок, - говорит Надежда, - является территорией заказника, и тут мало проводилось исследований. В путеводителях пишут, что дорога начиналась от кладбища и вела к источнику. Но это выглядит очень нелогично, потому что такая широкая дорога - она не могла вести просто к кладбищу, тем более кладбища тогда, возможно, и не было. И вот нас с дочерью, тогда еще ученицей средней школы, заинтересовала идея, куда бы могла идти такая дорога. Мы проследовали по ней, прошли через кладбище, нашли ее продолжение за кладбищем, пошли вверх и пришли к тому месту, где были каменоломни. Стало очевидно, для чего когда-то была построена такая дорога: широкая, до 3,5 метров, и длинная, около 5 км. По ней вывозили готовые жернова! Но нужно было это еще доказать. Мы снова пошли по дороге и обнаружили остатки жерновов, а в одном месте стоит даже целый жернов, который, упав с телеги, закатился за деревья.

Правда, за то время, что прошло с момента открытия, жерновов и их остатков стало меньше. Следопытов в Крыму много, среди них частенько встречаются и черные археологи. Поэтому о месте целого жернова Надежда гостям Нового Света больше не рассказывает - чтобы сохранить его как свидетельство эпохи в целости и сохранности. Но вернемся к дороге.

- Эта дорога, - продолжает свой рассказ Надежда, - не связана с Голицыным и даже не связана с Херхеулидзе (по одной из версий, именно он ее и построил). Мы поняли, что она намного более древняя! Мы рассматривали характер кладки. Кладка по окраинам дороги, по краю дороги выложена из сланца, а в качестве раствора использовалась глина. И такие кладки выкладывались до V, может быть VII, века. Не имея возможности организовать раскопки, мы прибегли к подручным средствам, которыми пользовались ученые всех предыдущих веков, а сейчас обучают подростков в археологических кружках. Чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы решили определить возраст деревьев вдоль дороги. Этот метод называется дендрохронологический, и можно достаточно точно, имея просто рулетку или сантиметр, с помощью математики определить возраст деревьев. Некоторые из них находились уже не у каменной кладки, а посередине дороги или среди груды камней, которые лежат на склонах так, как будто когда-то в горах пронеслась настоящая каменная река. Глыбы эти падали с вершин не случайно! Примерно раз в сто лет в Крыму происходят землетрясения. Такие деревья заслуживали особого внимания - они выросли уже после схода камней: ни одно дерево не устоит во время обвала при землетрясении в 9-10 баллов. Сначала мы измерили окружность старого можжевельника высокого, он стоит на дороге. Посчитали его возраст - девятьсот лет! Это дерево выросло тут намного раньше появления Херхеулидзе и Голицына! И выросло оно уже после того, как дорога была заброшена. Далее пришло время статистики землетрясений в Крыму…

Исследователи выбрали только самые крупные, способные произвести такие мощные разрушения в горах. К периоду до XIX века по заданной силе подходили два землетрясения: 480 г. и 1341 г. Но к возрасту можжевельника высокого - только одно. А значит, дорога перестала функционировать уже в V веке и не имеет никакого отношения к делам князя Голицына и к делам князя Херхеулидзе.

- Она проходила здесь и при Голицыне, конечно, - рассказывает Надежда Давыдова. - Но в источниках периода Голицына нет уже упоминаний, что дорога вела до каких-то каменоломен, только до кладбища. Это значит, что ко времени приезда сюда Голицына функционировала только часть дороги. Однако непонятно, в каком состоянии она была в голицынские времена. Одна часть ее более заросшая, менее заметная, поэтому я думаю, что уже, наверное, в XIII-XIV веках, к моменту образования Парадизио, ею уже не пользовались, как раньше, и, возможно, ходили по ней просто для того, чтобы добираться до источника.

Парадизио, на месте которого теперь расцвел Новый Свет, возникает в генуэзский период. И связано это, возможно, с появлением порта. Археологи нашли его остатки, а на самом дне фрагменты затонувших галер и керамики. Возможно, даже маленькая деревенька у подножия Сокола стала эдаким «сервисным центром» порта, а уже позже разрослась по берегу Зеленой бухты.

- Смысл был именно в порту: корабли могли сюда пришвартоваться и на какое-то время делать перерыв, а жители поселения обслуживали корабли и матросов. Так деревня стала постепенно увеличиваться, но свое развитие получила уже только в XIX веке при князе Херхеулидзе, а затем и при Голицыне. Тогда же произошла и смена названия. Вопреки легенде, это никак не связано с приездом сюда последнего российского императора! Переименовал поселок Захарий Херхеулидзе. Предположительно, он дал такое название по аналогии с открытием Америки: когда ее открыли, то назвали Новым Светом, а Европу стали величать Старым Светом. У Херхеулидзе были владения в районе Ялты, и это для него Старый Свет, а только что приобретенные здесь земли он стал звать Новым Светом, - завершает свой рассказ Надежда Давыдова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 27 сентября 2023

Заголовок в газете: ЗДЕСЬ НАХОДИТСЯ РАЙ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру