Самые интересные находки в этом сезоне были на Керченском полуострове

Раскопки и открытия

Все крымские археологические экспедиции, запланированные на этот год, состоялись. И некоторые из них принесли в науку много интересного - как ответы, так и новые вопросы. Беседуем о том, что удалось отрыть, с Вадимом Майко, директором Института археологии Крыма РАН.

Раскопки и открытия
Поселение Белинское на Керченском полуострове: амфоры и таманские кувшины из заполнения хозяйственной ямы.

- Все археологические экспедиции на территории нашего полуострова, которые планировали свою работу в прошлом году, в этом году успешно смогли осуществиться, - начинает свой рассказ Вадим Владиславович. - Ряд экспедиций уже закончили раскопки. Это те экспедиции в основном, где главная рабочая сила студенты, и это примерно половина от общего числа. Но половина еще работает, и сейчас, по сути, еще разгар сезона. Потихонечку приоткрываются некоторые тайны! Крым раскопан настолько плохо, что каждый год обязательно приносит какие-то открытия, и этот тоже не исключение. Если говорить о раскопках в целом, конечно, выдающиеся открытия были сделаны экспедициями на территории Керченского полуострова. Это то место в Крыму, где осуществляется самое большое количество экспедиций. Так было традиционно, начиная с первой половины XIX века, когда только зарождалась российская археология. В Крыму она зарождалась именно на территории Керченского полуострова. И до сих пор здесь раскопки самые массовые.

Директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко.

Подарки Средневековья

На Керченском полуострове в этом году работали несколько экспедиций, в том числе команды из Эрмитажа, экспедиция Института археологии Российской академии наук, Московского и Тульского государственных педагогических университетов. Также проводили свои исследования археологи из Нижнего Новгорода и Института истории материальной культуры Санкт-Петербурга.

- Выдающихся археологических организаций много, - говорит Вадим Майко. - И, конечно же, поэтому и открытий, как всегда, по сравнению с остальными регионами, немножечко больше. Керченский регион по-своему уникальный. Очень интересные в этом году открытия, связанные со средневековой историей Керченского полуострова. Она обычно находится в тени античной истории и археологии. И это, с одной стороны, понятно: все-таки Керченский полуостров - это территория, где находилась столица Боспорского царства, Пантикапей. Тем не менее, средневековая археология Керчи тоже преподносит нам подарки. Например, в этом году важные находки обнаружили на территории городища Белинское, где ведут раскопки наши тульские коллеги под руководством Виктора Геннадьевича Зубарева. Зубарев ведет раскопки на этом памятнике уже на протяжении 26 лет, и вот именно в этом году были получены уникальные результаты, связанные с историей этого поселения хазарского времени. Были раскопаны не просто хозяйственные ямы с огромным количеством самого разнообразного материала, но среди этого материала впервые удалось выделить ту посуду, которая позволяет говорить о непосредственном контакте с территорией Тамани, с Таманским полуостровом. Вроде бы они и так логически вытекают, поскольку территории разделяет только Керченский пролив, но такие активные контакты и переселения жителей оттуда сюда зафиксированы на этом памятнике впервые! И это очень важно для реконструкции той этнической ситуации, которая была в хазарское время на двух берегах Боспорского пролива.

Керчь Глейки - раскопки А. Е. Кислого.

Это открытие, по мнению археологов, значимо и для европейского Боспора, крымских территорий, и для азиатского, Таманского полуострова. А также это важно для понимания быта и исторической эпохи городища на Тепсене. Открытия этого года сопоставимы с открытиями, сделанными в 2011 году в ходе раскопок загадочного и пока не открывшего свои тайны до конца холма в Коктебеле.

- В данном случае, - уточняет Вадим Владиславович, - речь идет о совершенно другой керамике: это тоже кухонная посуда, но не горшки, а кувшины. Причем кувшины, которые для того времени на территории Крыма никогда раньше зафиксированы не были! На Таманском полуострове их было известно не так много, но они там есть! Это говорит о том, что между Таманью и Крымом постоянно были связи. Они очень ярко проявлялись со второй половины X века, когда обе эти территории входили в состав одного и того же государства, а тут это вторая половина IX века, намного более раннее время! Сто лет разницы, и получается, раз и там, и там - и на Тамани, и в Крыму - одна и та же посуда, одни и те же гончарные традиции, то, вероятнее всего, и политическое подчинение одно и то же!..

Вопрос о том, входил ли Восточный Крым в состав Хазарского каганата в это время, стоит в исторической науке остро и является одним из самых сложных. Дискуссии ведутся уже более ста лет, но решения до сих пор нет. Находки этого года, которые были сделаны археологами из Тулы, позволят рассматривать проблему более аргументированно и, может быть, приблизиться к ответу на этот важный вопрос.

Керчь Глейки - раскопки А. Е. Кислого.

- Интересные и многообещающие результаты, - продолжает Вадим Владиславович, - были получены экспедицией Института археологии РАН под руководством Александра Александровича Масленникова. Это одна из старейших экспедиций, работающих у нас на полуострове и вообще в стране. Александр Александрович возглавляет ее уже почти 50 лет! В этом году интереснейшее открытие связано с древностями Керченского полуострова второй половины XIII века. Достаточно позднее время, но очень интересный период становления крымского улуса Золотой Орды, период стабильной политической ситуации. Эти находки позволяют по-другому взглянуть на традиционное в академической науке мнение, насколько вредно было для русского народа татаро-монгольское иго. Не совсем так, как на это смотрел Гумилев, но факт остается фактом, что со второй половиной XIII века, и только после вхождения Крыма в состав улуса Золотой Орды, политическая ситуация на полуострове стабилизируется, что, конечно же, положительным образом сказывается на всех сторонах жизни. И, прежде всего, на том, что все территории Керченского полуострова и всего Юго-Восточного Крыма, наконец-то, вновь заселяются жителями. Ведь с середины X века по середину XIII века, почти 300 лет, все крымские степи и все территории, примыкающие к двум большим городам, Керчи и Судаку, были по сути пустыми. Ситуация была опасная, постоянно кочевали сначала печенеги, затем половцы, которые контролировали эту территорию, да, но, несмотря на это, контакты между оседлым византийским населением и половцами не всегда были мирными. Жизнь без крепостных стен среди кочующих половцев, очевидно, была опасна, поэтому степи стояли пустыми, а тут политическая ситуация стабилизировалась, власть Золотой Орды никто не оспаривал, и она была, скажем так, монолитная. Это было сильное, прочное государственное образование, заинтересованное в развитии торговли. Поэтому возникает ряд сельских христианских поселений не только на территории Керченского полуострова, но и на просторах всего Юго-Восточного Крыма. Это положительный момент, который нельзя не отмечать. Процветает торговля, расцветают города. Александр Александрович сумел раскопать интереснейшие древности того времени…

От Крыма до Трои

В этом году в свой двадцать пятый полевой сезон отправилась экспедиция под руководством ведущего специалиста по эпохе бронзы, доктора исторических наук Александра Евгеньевича Кислого. Он сумел провести полноценный сезон в тяжелых условиях раскопок - в труднодоступном месте, лишенном воды, дорог и автомобильных подъездов. Все населенные пункты отсюда далеко, и копать очень сложно. Тем не менее, Александр Кислый выделил целую археологическую культуру.

- Это большое событие в археологии вообще, - говорит Вадим Майко, - не только в крымской! Это так называемая Каменская археологическая культура эпохи поздней бронзы Восточного Крыма. Жители, с которыми связывается эта культура, были расселены от Судака до Керчи. Это, скажем так, морская археологическая культура. Все люди этого времени тяготели к морю. Александр Евгеньевич считает, что были торговые контакты на очень широкой территории, чуть ли не до Трои! Поэтому любые находки, которые подтверждают эту его версию, конечно же, заслуживают особого внимания, и в этом году такие находки были! В частности, некоторые изделия из глины, очень напоминающие торговые корабли, модели, макеты торговых кораблей. Как считает Александр Евгеньевич, были и настоящие корабли, на которых сюда к нам в Крым из Трои приплывали купцы, и они торговали с местными жителями. Кусочки, которые Александр Кислый интерпретирует как фрагменты от глиняных кораблей, действительно можно рассматривать как модели больших настоящих кораблей, приходивших сюда с территории Греции и Малой Азии. Это, конечно же, не более, чем гипотеза, но гипотеза, имеющая право на существование.

Отметим, что поселения Каменской культуры эпохи бронзы были найдены когда-то и в районе Коктебеля. Все они располагались в той части полуострова, которая была связана со степью и близка к Приазовью и Кавказу. Жители слыли отличными мореплавателями и рыбаками, охотились на дельфинов. Также они имели тесные контакты с эгейским миром, в котором, в свою очередь, хорошо было развито судостроение, и найденные фрагменты глиняных кораблей подтверждают более ранние предположения археологов.

- Помимо этого, в этом году, - продолжает Вадим Майко, - у нас впервые будет работать еще одна экспедиция, связанная с изучением памятников эпохи бронзы. Этого не было давно, поэтому события для нас достаточно важные. Наш молодой сотрудник Виталий Александрович Тихомиров является соисполнителем очень интересных и важных грантов с Институтом истории материальной культуры и Государственным педагогическим университетом им. Герцена в Санкт-Петербурге. Эти гранты связаны как раз с изучением памятников эпохи бронзы и с анализом найденных находок при помощи методов естественных наук. Прекрасное сочетание, необходимое для успешного развития современной археологии! В рамках этого гранта будут небольшие разведочные раскопки, связанные с изучением памятников эпохи бронзы северо-западного Крыма, на территории Тарханкута.

Возможности дополнительной информации

Современная археология, как и вся современная наука, междисциплинарна или мультидисциплинарна. Те предметы, которые находили в течение столетий, археологи изучали для получения информации о вещи и о контексте, в котором она была найдена, что называется, на глаз. Теперь они могут изучать найденные древности не только визуально.

Эски-Кермен. Надгробье из раскопок храма и фрагмент фрески, подготовленный для проведения исследований при помощи методов естественных наук.

- Сегодня, кроме визуального анализа и работы по поиску аналогий, мы можем заглянуть внутрь, вглубь вещи! - говорит Вадим Владиславович. - Например, провести исследования состава металла. Так, методы естественных наук проникают в археологию. Очень длительное время археология и естественные науки развивались параллельно, а сейчас они стали взаимодействовать. У нас, по счастью, есть договор с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт», ведущим не только в нашей стране, но и в мире. И благодаря этому договору удастся те некоторые вещи, которые мы находим в процессе раскопок, изучить максимально полно и получить дополнительную информацию. Ту, которую никогда бы при визуальном анализе мы получить не смогли бы! Если говорить простым языком, допустим, находим мы фрагмент кувшина. Изучается внутренняя поверхность его стенок, того, что могло в этом кувшине перевозиться. Например, нам казалось всегда, что должна была перевозиться, скажем, нефть, а перевозилось вино.

А там, где должно было перевозиться вино, в тех сосудах перевозилась нефть, и так далее. В общем, интереснейшие анализы! Это совершенно отдельное направление сейчас в современной археологии. Я думаю, что в будущем вся археология будет такая. Буквально на глазах, в течение последнего десятилетия, она настолько изменилась, что то, что мы думали об археологии еще десять лет назад, совсем не соответствует тому, о чем мы знаем теперь! Таким образом, нужно и студентов готовить, чтобы они тоже это понимали... Наши преподаватели, конечно, об этом знают. Сейчас преподавать археологию нужно совершенно по-другому!..

Взаимодействие археологии и естественных наук в первую очередь было налажено на базе раскопок городища Эски-Кермен. Это совместная экспедиция Института археологии Крыма и Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета под руководством Александра Ильича Айбабина. Уже много десятилетий эта экспедиция получает интересные результаты, а большинство находок как раз и анализируется с помощью методов естественных наук.

Эски-Кермен. Общий вид раскопанного христианского храма.

- Это взаимодействие, - уточняет Вадим Майко, - налажено благодаря Эльзаре Айдеровне Хайреддиновой, моему заместителю по научной работе, начальнику Эски-Керменской экспедиции со стороны нашего института. А памятник Эски-Кермен уникальный, и находки удивительные! В этом году практически полностью удалось завершить раскопки уникальнейшего христианского храма, открытого в прошлом году. Результаты еще нужно осмыслять... Но уже есть чему удивляться. Так, мы думали, что этот храм более позднего времени, второй половины X века, но, судя по всему, храм более ранний. Возможно, он синхронно появился вместе со временем возникновения городища, но об этом нужно еще думать. Экспедиция закончила работу буквально несколько дней назад.

В этом году планировались археологические раскопки в районе Судака по изучению некрополя возле храма Килиса-Кая, который был открыт в 2016-2017 годах, и с 2019 года он постоянно изучается. Но работы тормозятся по административной причине.

- Объем работ там небольшой, - объясняет Вадим Владиславович, - однако работать тоже достаточно сложно. Сложно не только потому, что он находится на крутом склоне балки, но и потому, что до сих пор не решен вопрос о том, кто должен об этом памятнике заботиться, с кем необходимо заключить охранный договор? И соответственно, должна быть организация, которая могла бы выделять какие-то деньги на проведение археологических исследований. К сожалению, это дорогостоящее удовольствие. И поэтому, пока памятник не находится на балансе у какой-либо структуры, удается изучать его только понемногу, небольшими объемами... Но такой сохранности объект у нас в Крыму, конечно, не часто встретишь, чтобы стены высотой 4,5 метра сохранились! Не было у нас таких объектов! Пока решаем все эти административные вопросы, а о ценности и уникальности этого храма должен быть отдельный разговор, - завершает свой рассказ Вадим Майко.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 13 сентября 2023

Заголовок в газете: РАСКОПКИ И ОТКРЫТИЯ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру