Крымский психолог рассказал, чего и почему боятся наши люди

У страха глаза велики

Еще одним последствием пандемии многие специалисты называют страх - эмоцию, которая серьезно осложняет жизнь людям. Одни боятся заболеть COVID-19, другие - вакцинироваться от него, третьи - потерять работу, бизнес, четвертые - участившихся природных катаклизмов и их последствий, повышения цен… И список этот можно продолжать.

У страха глаза велики
Кадр из фильма Игоря Морозова "И тогда неминуемо приходит один из нас..."

Исследование ВЦИОМ тоже подтверждает, что боязнь личной социальной нестабильности сегодня - в первой тройке страхов россиян. О том, насколько «у страха глаза велики» и как с этим страхом справляться, мы узнавали у психолога, психоаналитика, доцента кафедры общей психологии и психофизиологии КФУ имени В.И. Вернадского Ольги Войновской.

- Страх как эмоцию психологи изучают давно, много и серьезно, - говорит Ольга Александровна. - Но более глубоко его знают психоаналитики, которые считают, что большая часть деструктивных и опасных страхов, собственно как и мотивов драйвов, аффектов, находится в… бессознательном человека. Поэтому, образно говоря, «хвост виляет собакой». И смысл жизни человека состоит в том, чтобы стать счастливым, а возможно это, когда человек свободен от своих иррациональных страхов, готов их осознать и даже сознательно использовать, интегрировав их в сознание.

Польза слез и страха

- Следовательно, страх необходим человеку, если уж так он «устроен» Всевышним, природой?

- Безусловно, ведь страх является мощным защитным механизмом и нужен людям, чтобы выживать. Например, если у нас не будет страха высоты, мы забудем отойти от края обрыва и упадем туда. Нам необходим страх (боязнь) дикого животного, чтобы не пострадать от него. К слову, есть исследования, в какой-то степени доказывающие, что дети, появившиеся на свет с помощью кесарева сечения, имеют меньше страхов, чем родившиеся естественным путем. И, как описывают авторы данных работ, дети-кесарята как раз могут спокойно подойти к краю пропасти и совершенно не бояться этого. Мама уже за сердце хватается, а ребенку не страшно, потому что у него эта функция как-то изменена, возможно, из-за такого способа рождения. Видимо, существует некая взаимосвязь между появлением ребенка естественным путем и формированием у него эмоции страха. Кстати, есть интересная работа Отто Ранка (один из ближайших учеников и последователей Зигмунда Фрейда) «Травма рождения и ее значение для психоанализа», в которой как раз говорится о том, что определенный тип рождения влияет на психическую структуру человека, психологический профиль будущего характера как бы формируется в момент рождения, в этих муках. Значит, в норме тогда же и страх зарождается. Поэтому нам надо понимать, что страх - это нормально.

- Гипертрофированный страх может быть опасен для человека? К примеру, в ситуации, когда надо молниеносно реагировать, человек впадает в ступор.

- Если говорить о психическом здоровье, ступор - это тоже некая архаическая, животная, если хотите, реакция, крайняя ситуация, возникающая в момент сильного эксцесса, когда человеку надо решать «бежать или нападать». Но есть невротические страхи, в принципе все те, что мы перечислили в начале нашей беседы, когда люди боятся заболеть (без видимых причин), потерять работу и т. д. И когда мы, психологи, психоаналитики, видим определенное несоответствие реакции человека на событие, гипертрофированный страх, то, как правило, выясняется, что за этим может стоять так называемый «смещенный» страх. Если, к примеру, клиент пережил потерю кого-то из близких, важной работы, значимых вещей, эту ситуацию необходимо правильно переработать, по определенным психическим законам (всем известны так называемые стадии горевания). Если же этого не произошло и эмоция была вытеснена в бессознательное, то по ассоциативной связи она обязательно прорвется в сознание в своем гипертрофированном виде и реакция человека покажется неадекватной. Например, на похоронах близкого родственника не проронить ни слезинки, а умершего хомячка оплакивать, как родного человека. А на самом деле он рыдает не из-за хомячка, а потому, что его «прорвало» по ассоциативной связи. С такими ситуациями мы, психологи, психоаналитики, в последнее время много работаем. К слову, почему раньше было принято брать на похороны плакальщиц? Чтобы у потерявших близкого человека как раз не было ступора, оцепенения и вытеснения соответствующих эмоций. Ведь люди иногда настолько боятся горя, что просто «замирают». А плакальщица «голосит» и вызывает у них поток слез, даже если они не могли или не хотели плакать, «держались». Но человеку становится легче, когда он выплачется. Поэтому мнение, что умерший должен быть оплакан - имеет совершенно иной смысл - это важно для психического здоровья живых. Те, кому он был дорог, должны плакать, чтобы «отпустить» усопшего и восстановить свою психику. 

Психолог Ольга Войновская.

Одной пилюли для всех нет

- Как понять, что восстановление произошло?

- Известны стадии горевания: отрицание, гнев, депрессия, а потом уже принятие факта любого горя - реального и символического. (Потеря надежд, например, это тоже очень больно.) И психологи знают: если эта травма проработана правильно, человек начинает говорить о любой потере с определенным грустным выдохом. А когда при воспоминании наворачиваются слезы, сковывается тело и прочее, значит травма еще не проработана. С некоторыми страхами можно провести похожую аналогию. Бывают непроработанные страхи, которые носят символический характер, а переживаются как страх чего-то реального. К примеру, человек очень боится высоты, просто фобически. Начинаем выяснять, это высота о чем? О какой символической высоте идет речь? Социальной, финансовой и т. д. Работаем с высотой символической, пониманием ее значения для человека, осознанием угроз, якобы соответствующих ей, или же отказываемся от невротической потребности «непонятной» высоты, в итоге такой работы страх высоты становится адекватнее.

- У каждого свои страхи. Значит, общего рецепта избавления от них не существует?

- Увы, как и одной пилюли для всех нет. Вчера у меня была клиентка, которая после трагических событий в Казани боится, что в детский сад придет злой, безжалостный убийца и расстреляет ее ребенка. На мой вопрос, как она справляется со своей агрессией, женщина ответила - никак. Но природа создала человека отчасти и агрессивным, он должен научиться эту агрессию в себе понять, принять и сублимировать, например в спорт, работу, связанную с наведением порядка и справедливости, и даже определенное творчество. А упомянутая клиентка свою агрессию подавляет в себе и проецирует на какого-то несуществующего агрессора или маньяка, который убьет ее ребенка. То же самое можно сказать, когда у человека возникает тревога, страх. Люди зачастую в жизни боятся того, что прячется в них самих, оно требует осознания и разрядки, и не находя этой разрядки, проецируется на эквивалентные темы вовне. Например, работая с человеком, который гипертрофированно боится собак, хотя они его никогда не кусали, не нападали и не пугали, мы можем предположить, что собака - это образ его злости, агрессии, которую клиент подавляет, так как маркирует ее как нечто ужасное. Вот такие символические вещи.

- Они опасны для психики человека?

- Конечно. Во-первых, человек поневоле начинает «притягивать» в свою жизнь то, чего боится.

- Поэтому часто говорят, что мысли материальны?

- Да. А на самом деле бессознательный внутренний конфликт проецируется вовне на релевантную ситуацию. Даже если ее нет, для снятия напряжения бессознательного внутреннего конфликта человек его создает сам. Поэтому такие невротические вещи очень влияют на свободу человека. Подавленные страхи никуда не деваются, они потом выливаются в некое действие. А если это еще и фобии - иррациональные страхи - клаустрофобия, агорафобия, аквафобия и др., они вообще катастрофически мешают жить человеку. Различают более 100 видов фобий, это уже очень сложные случаи, ранние психологические травмы, возможно даже внутриутробные. К сожалению, вынуждена констатировать: люди сегодня тотально живут в тревоге, и с этим надо что-то делать.

- «Время тревоги нашей…» - так многие называют жизнь сегодня. Как перестать тревожиться?

- Современный мир, действительно, очень тревожный. А тревога - это даже хуже, чем страх, который как бы подразумевает наличие определенного объекта, которого человек боится. А если тревога латентная, неосознанная, она человека разрушает. Я думаю, что в совете больше нуждаются мнительные, эмоциональные люди, чаще всего это женщины. А не те, как правило это мужчины, кто считает эмоции вообще чем-то не важным. Поэтому тем, кто испытывает сильную тревогу, непременно надо обратиться к специалисту. Он выслушает вас, определит характер вашей тревоги, природу ваших страхов и даст индивидуальную рекомендацию. И ни в коем случае не занимайтесь самолечением. А главное, волевым усилием избегайте негативной информации, всякого рода плохих новостей, кадров, сюжетов. Это универсальный совет, другого способа перестать тревожиться нет. Смотрите кинокомедии, слушайте хорошую музыку, выходите на природу, общайтесь с приятными людьми.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 7 июля 2021

Заголовок в газете: У страха глаза велики

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру