Эксперты признают, что использовать методы, которые были 40-50 лет назад, уже неактуально. Но и забывать их не стоит.
- Мы должны взять все самое ценное, что было в воспитании подрастающего поколения, добавив современные технологии, - убежден руководитель поисковой группы «Поиск» Сергей Белявский. - Из моего опыта поисковой работы, выбирая беседы в классе или работу в полях, выбирают второе. Дети очень хорошо понимают, где формализм, а где настоящие чувства. Их охватывает восторг, когда они раскапывают уже осыпавшийся окоп, обнаруживают потускневшую фуражку пограничника и расстрелянные гильзы. Мы начинаем буквально копаться в истории. Выясняется, что в далеком 1941 году во время отступления этот пулеметчик прикрывал отход наших солдат. Причем, видимо, он один противостоял и защищал людей.
В качестве интересного примера патриотического воспитания молодежи, Белявский вспоминает 2015 год - поход с ребятами из гимназии №1 им. В.И. Курчатова на вершину Чатыр-Даг. Результатом этого восхождения стали съемки фильма, в котором дети рассказали, кому из своей семьи они посвящают эту вершину, какой подвиг совершили их деды. А осенью этого года они поставят спектакль, посвященный памяти 7-й бригады морской пехоты Черноморского флота, где ребята от имени участников боев расскажут о подвигах погибших.
Главный редактор военно-исторического журнала «Military Крым» Сергей Ченнык настаивает, что неправильно заниматься воспитанием только лишь молодежи: нужно работать со всеми людьми любого возраста, потому что в 90-х и нулевых время было упущено. И мы видим, к чему это привело.
- Мы вспоминаем героев ВОВ, но сегодня у нас есть возможность познакомить детей практически с их ровесниками, которые проявляют героизм в спецоперации. Некоторые проходят лечение в наших госпиталях. Они ближе и по возрасту, и по языку нынешней молодежи. Почему бы их не использовать в работе? - предлагает эксперт.
Дмитрий Крот, выпускник гимназии №1, участник военно-патриотического клуба «Сокол», сегодня уже учится в магистратуре. По его мнению, система патриотического воспитания меняется в лучшую сторону, становится более целостной и понятной школьникам.
- Мое поколение смогло увидеть военно-патриотическое воспитание с разных сторон, - говорит Дмитрий. - Уже в осознанном возрасте мы учились в школе при Украине и в 2014 году успели застать другую систему воспитания молодежи, отношения к памяти наших предков и великим событиям. И спустя 5 лет после моего окончания школы я могу констатировать, что сегодня школьники получают более комплексное военно-патриотическое воспитание.
Помогает воспитывать детей правильное художественное кино. Но иногда оно может стать оружием для пропаганды.
- Лучшее, что было снято, это «28 панфиловцев» (2016), - отмечает Сергей Ченнык. - Неплохой фильм «Летчик» (2021). Расстраивает, что на показы в основном ходят люди старше 30 лет. Нет интереса у молодежи. А в мое время было принято приводить целые классы. Возвращаясь к фильмам, лучшая экранизация по событиям 22 июня 1941 года - это «Живые и мертвые» (1964) по одноименному роману Константина Симонова. Великолепно сработали консультанты на съемках «На войне как на войне» (1969). Хорошо сделана «Брестская крепость» (2010), но военные историки отметили много неточностей. Фильм «Штрафбат» - это удар для нашего населения…
Сегодня в киноиндустрии отдают большее предпочтение зрелищности, чем исторической достоверности. Сергей Белявский рассказывает, что в конце 1941 года, несмотря на тяжелое положение в стране, было решено при Академии наук создать группу по изучению и увековечиванию материалов Отечественной войны. Они выезжали на линию фронта, беседовали с солдатами, офицерами, присутствовали на страшных массовых захоронениях. Как говорится, видели войну не из теплого кабинета, а собирали материал непосредственно на поле боя.
- Создавая такую группу, советское руководство признавало значимость происходящих событий, - рассказывает руководитель поискового отряда. - Когда война кончилась, продолжился сбор материалов, который в 1965-м вылился в монументальный труд «История ВОВ» в шести томах по 900-1000 страниц каждый. Через 10 лет выходит 12 томов «История Второй мировой войны». Почему бы при создании фильмов не использовать этот материал?