В Крыму демонитруют испытательную станцию ракетного оружия

Велика земля советская, но испытывать ракеты пришлось в Крыму, а точнее в Балаклаве.

Сегодня туристы, глядя на лазурную гладь моря, на зелёные холмы и серые руины генуэзской крепости Чембало, едва ли смогут поверить в то, что именно здесь и находилось острие атаки в битве холодной войны за первенство в ракетной мощи.

Совет Министров СССР 13 мая 1946 года издал постановление №0017-409, а Министр Вооруженных Сил издал приказ №0018 от 2 ноября 1946 года о начале формирования Третьего Управления Государственного Центрального полигона Министерства ВС СССР для испытания ракетного оружия Военно-морского флота. Управление размещалось под Феодосией, а один из важных отделов – на мысе Феолент и в Балаклаве. А 28 мая 1953 года Совмин СССР постановлением №7401 дает старт созданию нового ракетного полигона в Севастополе. Новая воинская учебно-техническая №53 часть разместилась практически на территории Георгиевского монастыря. Первым командиром часть главком ВМФ 28 октября назначил капитана 1 ранга Перцева А.П. Строительство сооружений и зданий полигона было поручено строительному управлению №79 инженера-подполковника Ильина. На бескрайнем Караньском плато от вершины горы Кая-Баш и до Мраморной балки у Георгиевского монастыря в кратчайшие сроки было построено несколько десятков объектов. Здесь были ангары и боксы для тягачей мобильных ракетных установок, стационарные пусковые позиции. Одна из дорог вела на плато через село Флотское (ранее - Карань), вторая с гребня высоты Горной от верховья балки Бермана. Скальный грунт позволял строить дороги для передвижения техники, а рельеф местности напрочь закрывал обзор плато от посторонних глаз. На этом полигоне проходили испытания ракетные комплексы «Шторм», «Щука-А» и «Щука-Б», П-15У, П-25, «Стрела», «Колчан», «Сопка» и другие.

Службу в в/ч99375 с 1954 по 1992 годы проходили только капитаны 1 ранга (44 человека) и 70 капитанов 2 ранга. Командовал частью с 1987 по 1989 контр-адмирал Горшков Николай Иванович.

Испытатели Балаклавского ракетного полигона 9 июня 1957 года подготовили и провели первый подводный пуск ракеты с подводной лодки С-229 (613-го проекта). Командовал лодкой Столяров Н.Б., с 1961 года - Элиас В.И. Шахты для ракет по бортам лодки вдоль рубки смонтировали на серийную лодку в Николаеве. Первая баллистическая ракета С4-7 была запущена из-под воды с движущейся подводной лодки 611-го проекта 10 сентября 1960 года.

В Балаклаве на западном берегу бухты с 1956 года вплоть до мая 2019 года стояло непримечательное серое здание, закамуфлированное под жилой дом с окнами в два этажа. Этот ангар был обшит шифером и специальной бумагой. Вот в нем и происходило таинство подготовки баллистических ракет к подводным пускам, крылатых ракет. Здание называлось КИС – контрольно-испытательная станция ракетного оружия. Оно единственное на всем постсоветском пространстве дожило до наших дней. Но в мае нынешнего года его объявили аварийным и приступили к демонтажу конструкций. На месте КИС будет яхтенная стоянка.

Ближе к скальному склону расположено капитальное каменное трехэтажное здание, в котором располагались лаборатории, кабинеты и две трансформаторные подстанции. С шиферным ангаром КИС оно было соединено кабельными трассами. Его судьба пока непредсказуема.

Ракеты в Балаклаву доставлялись железнодорожным транспортом, затем перевозились тягачами на Феолент на монтажно-испытательный комплекс (МИК). Изделие подвергалось приборному и визуальному контролю, готовилось к пуску и перевозилось на берег Балаклавской бухты в КИС для заправки керосином и окислителем. У причала располагались погружные стартовые комплексы (ПСК) различной конструкции. Собственно говоря, они представляли из себя отсеки настоящих подводных лодок с пусковыми шахтами. ПСК были оснащены большим количеством приборов для контроля состояния ракеты и параметров отсека в момент пуска и после ухода ракеты. ПСК с загруженными ракетами ночью буксировали на полигон и траверзе Мраморной Балки подключали к системе телеметрии и опускали на заданную глубину. Полигон был оснащен причальными бочками на якорях для буксиров и ПСК. Метрах в 500 от берега на глубине 45 метров был установлен массивный железобетонный якорь с блоком, через который был пропущен тяговый трос диаметром 30 мм. Электрическая лебёдка на берегу создавала усилие в 11 тонн и посредством троса притапливала ПСК на нужную глубину. Кроме тягового троса на дне был уложен и кабель телеметрии и электропитания ПСК. В период между пусками трос и кабель лежали на дне. А концы их были обозначены буйками на легких канатах.

Заместитель директора Военно-исторического музея фортификации, расположенного в толще балаклавских гор, полковник Валерий Иванов собирает информацию для новой экспозиции, посвященной испытанию ракетного оружия в Севастополе. Он располагает схемами и фотографиями техники той поры. По его информации, первый пуск ракеты С4.1 с погружающегося стенда был произведен 23 декабря 1956 года был удачным. Расчетные параметры выхода из воды и полета ракеты подтверждены данными визуальных и телеметрических наблюдений. Второй пуск произведен 20 марта 1957 года с отличным результатом. Менялись тактико-технические и габаритные данные ракет, требовались новые стенды. Так для ракеты Р-21 в ЦКБ-16 спроектировали стенд ПСД-4 водоизмещением 650 тонн, большей глубиной погружения и внутренним диаметром пусковой шахты 2,45 метра. Стенд изготовили на заводе №444 в Николаеве. Он был оснащен новейшей телеметрической аппаратурой, приборами предстартовой подготовки и пуска ракет, системой вентиляции и кондиционирования воздуха. При затоплении всех балластных цистерн и при наличии ракеты стенд сохранял остаточную плавучесть около 5 тонн, компенсируемую береговой лебедкой посредством троса. Но телеметрическую информацию при прохождении ракетой подводного участка стенд передавал по кабелю на антенный плотик.

В 1990 году два стенда проходили модернизацию на Николаевском заводе, где и остались после развала СССР. Еще два стенда, базировавшиеся в Балаклаве, были списаны на металлолом по причине изменения задач ракетного испытательного полигона.

Большой интерес отечественных и иностранных туристов к теме  закрытой истории Севастополя и Балаклавы дает основание предположить, что создание нового городского музея «Истории ракетного полигона в Балаклаве» на западном берегу бухты в предназначенных для сноса сооружениях, мог бы иметь успех, создал бы дополнительно новые рабочие места. Наряду с деятельностью «яхтинной марины» в Балаклаве, создание нового объекта туризма, позволит приоткрыть тайну и завесу таинственности  над  темой испытания первых в мире баллистических ракет и существенно пополнит количество посетителей Балаклавы. Целый ряд российских Научно-исследовательских и проектных институтов и полигонов могут предоставить экспонаты в новый музей.  

В 2018 году музей посетило 260 тыс. туристов из России, Украины (Донецк и область, Харьков, Луганск, Киев, Запорожье, Мелитополь, Ильичевск,  Николаев, Одесса, Ивано-Франковск), Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Азербайджана, Армении, Молдовы, а также из Великобритании, Аргентины, Канады, Китая, Вьетнама, Ирландии, США, Норвегии, Египта, Сербии, Чехии, Венгрии, Израиля, Эстонии, Кипра, Перу, Чили.  Всего за четыре года существования музей посетили более 1 млн. чел. В дни высокого сезона музей посещают  по 3000 чел в день.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 29 мая 2019

Заголовок в газете: КИС: убойная тайна

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру