Владимир Мамонтов: "Возврат Крыма был для нас шоком"

Антиблогер

Накануне годовщины воссоединения Крыма с Россией авторитетный российский журналист приехал в Симферополь по приглашению Международного медиаклуба «Формат А3». На встрече с крымской общественностью и представителями местных СМИ Владимир Мамонтов поделился своими воспоминаниями и впечатлениями от Общекрымского референдума, а также откровенно рассказал о профессиональной кухне и перспективах журналистики.

Антиблогер

Впечатление на всю жизнь

        - После воссоединения с Крымом мы на материке многое переосмыслили, - говорит Владимир Константинович. - Для нас этот возврат тоже был шоком. Мы привыкли, что Крым украинский, есть Севастополь, Черноморский флот, может, так и надо... А когда произошло наше событие, это изменило сознание многих россиян и крымчан.

        Владимир Мамонтов был наблюдателем на референдуме 2014 года. Приехал сначала в Ялту, затем в Севастополь. По признанию журналиста, эта поездка оставила много удивительных воспоминаний.

        - Я никогда не сталкивался с тем, что какой-то кусок нашей Родины сознательно, но под напором обстоятельств на моих глазах делает свой выбор, - задумчиво говорит Мамонтов. - А я должен всем донести информацию, увильнуть от ответа либо сказать правду, если народ под винтовками гонят в Россию. Но я это не увидел. Так я отвечал на эти вопросы как журналист за границей.

        16 марта 2014 года Владимир Константинович вместе с коллегой остановился в престижной гостинице в Ялте. Каково же было их удивление, когда, спустившись на завтрак, они застали только одну работницу отеля.

        - Пятизвездочный отель, а нам говорят: сами себе наливайте кофе, еду берите, которую видите, в общем, хозяйничайте. Мы спрашиваем, а где персонал? А все на референдум ушли! Это так круто! - восхищенно рассказывает журналист. - В Перевальном нам честно сказали, что большинство татарского населения на голосование не пришло. И их никто не заставлял. Один подполковник сожалел, что мать его не дожила до исторического события, умерла незадолго. Эти истории произвели на меня впечатление. К референдуму я отношусь как к важному воспоминанию в моей жизни. Эйфория вечно не будет. И не надо. Но вспоминать надо.

        Владимир Мамонтов приезжает в Крым регулярно раз-два в год. И не заметить перемены, происходящие с полуостровом, он не может: легендарный мост, дороги, которые строятся с нездешней силой. Смеется, что поклонники советского фильма «Кавказская пленница» скоро не узнают места съемок.

        - Одна из моих родственниц впервые побывала в Севастополе. Сказала, что город похож на наш родной Владивосток. Сложность истории в том, чтобы Крым признали. Американцы прямо сказали, что санкции снимут, когда Крым вернется к Украине, а он никогда не вернется. Значит, будем жить под санкциями.

Берегитесь блогеров!

        - Я большой поклонник Советского Союза, - признается Мамонтов. - При этом понимаю, что в нем и много плохого было. У молодых людей есть два представления о СССР: что это чепуха какая-то или что это уникальный, прекрасный во всем проект. Ни одна точка зрения не соответствует действительности. Но это была крайне интересная цивилизационная единица. Один мой коллега мечтает создать институт Советского Союза. Было бы здорово.

        Владимир Мамонтов всю жизнь занимался журналистикой и открыто сознается, что ничего больше не умеет делать. Впервые попробовать себя не в роли журналиста ему довелось на радиостанции «Говорит Москва», где ему предложили должность гендиректора. Вся его деятельность связана со средствами массовой информации. Мамонтов подмечает, как всё меняется и одно угрожает другому.

        - Бумажные газеты обречены. Через какое-то время их больше не будет, - делает вывод журналист. - Я газету держу в руках, только когда в самолете лечу, а так всё время пользуюсь интернет-версией печатных изданий. Всем всё грозит. Нынешнее телевидение уже не такое. У домохозяйки, которая гладит белье и варит суп, телевизор болтает без умолка, но визуально она его не воспринимает. Вы ничего не потеряете, если отвернетесь от экрана: в ток-шоу все ругаются, обсуждают Украину, старый советский фильм уже знаете наизусть. Телевидение превращается в радио. А радио умрет, как только машины станут ездить без шофера. Оно нужно водителю как свободные уши для восприятия. Абсолютно никому не интересны сейчас интернет-сайты. Нам они нужны только для того, чтобы «Гугл» или «Яндекс» взяли наши новости и отфиксировали их хотя бы в первой-второй десятке. К социальным сетям уже не то доверие. Одних людей они «закрывают», других - «банят» и манипулируют сознанием не хуже старых газет ЦК КПСС.

        Угрозой мэтр журналистики называет современных блогеров. По мнению Владимира Мамонтова, это страшный человек, лет 18 или 88, который, как правило, ничего не знает, но весело и оперативно способен нести любую пургу. «Чем моложе блогер, тем сильнее он пострадал от Сталина», - цитирует нынешнюю правду жизни гость медиаклуба.

        - Блогер что увидел, то и говорит. Неважно, так ли это, заглянул ли он с другой стороны. Важно быстро сообщить. Он способен захватывать аудиторию. Делает это на инстинктивном уровне, я это называю «новая искренность». Напоминает случай, когда в спектакле с прекрасными актерами на сцену выходит кошка и завоевывает всё внимание зрителей. Жизнь СМИ зависит от того, как быстро проскочит их новость. Быстрей сейчас работает кошка, то есть блогер.

Бесконечный сериал

        Владимир Мамонтов неожиданно для себя стал часто приглашаемым гостем на различных ток-шоу. Раз он встрял в это дело, то стал вникать в телевизионные моменты.

        - Меня поражали вечные крики, одни и те же персонажи, эксперты и темы. Я наивный газетный человек спросил, почему меня зовут дважды. И вы знаете, они мою наивность подтвердили, - делится Мамонтов. - Ток-шоу - это бесконечный сериал, и персонажи должны быть узнаваемы. Своеобразный мир двух скамеек либералов и патриотов, которые готовы чубы друг другу рвать, а когда программа прерывается на рекламу, обнимаются и братаются. Там есть специальные люди, которые работают со зрителями в зале, их правильной реакцией. Это игра, кино.

        На встрече в Симферополе крымчане выразили недовольство количеством скандальных ток-шоу, убийств и насилия на федеральных каналах. Владимир Константинович согласился, что сам бы желал потихоньку убрать эти истории, но именно они дают самые большие рейтинги. Очень много программ закрывается, то, что мы видим сегодня на экране - это ток-шоу, которые цепляют зрителей по всей стране.

        А вот информационная война, геополитика родилась не вчера.

        - Погружаться в эту историю мы начали с 2007 года, с момента Мюнхенской речи Путина, когда стало ясно, что в фарватере этой политики мы двигаться не будем, - рассуждает журналист. - Нашим западным коллегам мы не верим, они говорят одно, делают другое, потихоньку продвигая к нашим границам ракеты. Возник вопрос: что с этим делать - покориться или противостоять? Я прекрасно помню, как в Крым пытались заехать корабли НАТО. Пусть Украина отходит, но Крым должен остаться российским.

        Молодым журналистам известный российский работник печати советует не спешить формировать политические взгляды.

        - Журналист должен быть живым, в самом широком смысле этого слова, ярким и интересным, как Пушкин. Вялый журналист - это не журналист. А еще любознательным и эмоциональным. Наша журналистика не может быть мрачно объективистской, - считает Владимир Мамонтов.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 27 февраля 2019

Заголовок в газете: Антиблогер

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру