Началась реализация проекта, который был заказан правительством Севастополя в 2015 году (приложение к контракту от 05 июля 2016 года). Проект «Строительство берегозащитных дамб на р. Черной, г. Севастополь» выполнило краснодарское Общество с ограниченной ответственностью «Научный проектный центр «Берегозащита». Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Южный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» ФГБНУ «ЮГНИРО» в Керчи сделало оценку воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания при строительстве. Этот раздел проекта заслуживает отдельного внимания в отдельной статье.
А весной этого года был проведен конкурс на строительство железобетонной дамбы вдоль реки Черной. Заказчик – Государственное казенное учреждение «Капитальное строительство». Подрядчик прибыл в Крым и преступил к выполнению работ. Проектом предполагается строительство железобетонного ограждения высотой 3,2 метра из сборно-монолитных конструкций уголковой стенки на протяжении 626 метров по двум берегам реки. Ширина русла будет варьироваться от 18 до 35 метров. Для размещения объекта строительства требуется более 37 тысяч квадратных метров.По замыслу заказчика и разработчиков эта дамба должна спасти село Черноречье от подтопления в случае паводков. Чернореченцы с удивлением узнали, что их регулярно подтапливает река. Но никто из них не помнит ни одного такого случая. Да, река бывает полноводной, но никаких катастрофических последствий обильные дожди или таяние снега не вызывали. Село куда более древнее, чем Севастополь. И в случае каких-то катаклизмов в истории его были бы пометки. Уже в начале XIX века в сотне метров от Чоргуньской башни началось строительство Лазаревского водовода, по которому вода реки Черной должна была подаваться в сухие доки Севморзавода. Плотина и водозабор сохранились и по сей день. Инженерные службы флота пристально следили за строительством водовода, но и они не обнаружили угроз подтопления стройплощадки и возведенных гидротехнических сооружений. И это в те времена, когда водосбор Байдарской долины не был зарегулирована дамбой Чернореченского водохранилища. В 1853 году Лазаревский водовод был запущен, но наполнить сухие доки в планируемые сроки так и не смог из-за малого количества воды. В 70-тых годах прошлого века с целью организации подачи воды на поля совхоза было произведено спрямление небольшого участка русла и построена небольшая земляная насыпь. С тех пор никаких иных строительных работ на реке не производилось.Жители села пытались объяснить строителям, что их не подтапливает, что строительство трехметрового забора нецелесообразно. Строители были непреклонны: «Мы подрядчики, нам заказали стройку на 58 миллионов рублей, и мы строим. Обращайтесь к заказчику». И продолжали резать многолетние здоровые деревья вдоль реки.
Председатель территориального общественного самоуправления Валентина Михайловна Зайцева пригласила в село депутатов Балаклавского муниципального образования. Александр Полищук, Дмитрий Голиков и Виталий Аржевикин незамедлительно прибыли на место. Сельчане рассказали, что в Черноречье нет ни водопровода, ни канализации. Река остается главным источником питьевого водоснабжения. Уровень грунтовых вод в селе такой, что многие колодцы без воды, а некоторые скважины и на 40-метровой глубине сухие. Так что с ведерком приходится к реке за водой ходить. После строительства Чернореченского водохранилища весь водосбор байдарской долины оказался зарегулированным. Водоканал сохраняет резервный объем для принятия избыточного поверхностного стока в период дождей и таяния снега. При необходимости делаются дополнительные плановые попуски воды в реку. Эти меры позволяют контролировать уровень воды в реке при аномальных погодных условиях, избегать мощных паводков в низовьях реки Черной и подтоплений.Вдоль левого берега в селе расположены дома крымских татар. Проживает 15 семей. Они так же питаются водой от реки. Но между чоргуньским мостом и башней у берега реки расположено старое татарское кладбище, на котором строители сейчас собираются поставить бытовки для бригад, тяжелую строительную технику, напольный склад инертных материалов, организовать подъездные пути. На кладбище были еще довоенные захоронения, надгробья не сохранились. После депортации народа кладбище оставалось без ухода. Потомки тех, кто захоронен здесь, вернулись на родину, живут по всему Крыму. И приезжают к могилам предков. Главный инженер фирмы-подрядчика, узнав о существовании кладбища из рассказов местных жителей, наотрез отказался располагать строительный городок на этом участке. Но почему оно не было отмечено в проекте? Да потому лишь, что предпроектное обследование территории велось таким методом.Приезжали государственные экологи, осмотрели лес, нашли три краснокнижных дерева и иглицу понтийскую, дали добро пересадить их. А остальной лес - под снос. Уже срезаны крупные стволы ольхи, высаженные здесь специально для укрепления берегов. Встреча депутатов с жителями села проходила под несмолкаемый аккомпанемент птичьего щебета. В кронах деревьев вдоль реки гнездятся тысячи птиц. Непрестанным щебетом птицы старались напомнить людям о своем существовании, о своем праве гнездиться на этих деревьях.
Рядом с местом предполагаемого строительства расположено 40 дворов и проживает 250 человек, не считая детей. Жители категорически против строительства такого сооружения. Грозятся блокировать движение строительной техники. Они просят прекратить спасать их от подтопления против их воли. Сельчане требуют остановить рубку леса вдоль реки во избежание ее обмеления и испарения под палящими лучами летнего солнца.У заказчика проекта иная точка зрения, иное отношение к происходящему. Тем не менее, в зале Совета Балаклавского муниципального образования прошла встреча жителей села и всех заинтересованных сторон. Присутствовали представители МЧС, Управления культурного наследия, экологической службы, заказчика проекта. Депутаты Балаклавского муниципального образования активно участвуют в защите интересов своих избирателей, в сохранении уникального природного уголка города.
Прозвучало множество предложений и мнений жителей Черноречья и Балаклавы, экологов-общественников, гидрогеологов. Под финал встречи представитель заказчика проекта с чисто строительной прямотой и чиновничьей принципиальностью пообещал разобраться с жителями села за несанкционированный разбор ведрами речной воды! Мало им не покажется!
Общественными слушаниями эту встречу назвать нельзя, даже протокола её не существует. Но принято решение продолжить диалог для выработки решения по данному вопросу.