Продукты в Крыму: что влияет на цены в магазинах и супермаркетах

Из-за сложной и дорогой логистики крымскому товаропроизводителю выпал джек-пот, но местной продукции на прилавках по-прежнему мало.

Продукты в Крыму: что влияет на цены в магазинах и супермаркетах

В Крыму на сегодняшний день представлено 6 региональных и 5 федеральных торговых сетей. Работают около 100 крымских товаропроизводителей более чем по 10 товарным группам. Это хлебобулочная, мясная, кондитерская, ликероводочная, безалкогольная продукция, полуфабрикаты и мн. др. При этом, заходя в магазин, покупатель видит больше продукции с материка, нежели местной. Что мешает торговым сетям наладить взаимодействие с товаропроизводителями Крыма?

           По словам замминистра сельского хозяйства РК Арсена Арзиева, Крым способен обеспечить себя и торговые сети мясной, молочной продукцией, борщевым набором, хлебобулочными и кондитерскими изделиями.

           - Дефицита товаров нет, - заверил Арзиев. - Хотелось бы больше производить собственной продукции. Мы полностью обеспечены мясом птицы, но есть небольшой дефицит говядины, баранины, потребность в овощах закрываем частично, а вот фрукты - полностью в зависимости от сезона. Да, мы не производим сахар, гречку, но мы вернулись к выращиванию риса и сразу стали рекордсменами в этой области. У нас наивысшая урожайность риса по всей России: 82 центнера с га, в то время как у других регионов только 60. Мы засеяли порядка 3,5 тыс. га риса и ждем хороший урожай.

           Гарантом хлебной безопасности республики выступает АО «Крымхлеб».

           - Во время любого ЧС мы обязаны обеспечить Крым хлебом, для этого собраны стратегические запасы зерна, - подтвердил генеральный директор предприятия Андрей Венжега.

           Чрезвычайная ситуация, которая недавно случилась с Крымским мостом, вскрыла наши болевые точки, в частности логистику. Где-то случился дефицит товаров, где-то произошел скачок цен, причем, как убеждают эксперты, это были искусственно созданные проблемы.

           - Нам нужно сократить цепочку от сельхозпроизводителей до торговой сети, минуя спекулянтов. Наладить прямое взаимодействие, исключая огромную цепочку посредников, потому что в итоге это ложится в цену товара, которую мы видим на полке, - говорит председатель Комитета Госсовета РК по экономической политике, промышленности и развитию предпринимательства Оксана Доброрез. - При этом цены должно соответствовать затратам производителей, закладывать прибыли торговых сетей и учитывать платежеспособность крымчан.

           На цены очень сильно повлияло удорожание логистики. Доставка грузов идет по завышенной цене. Например, один из крупнейших сетевых магазинов «ПУД» имеет порядка 170 торговых точек по Крыму, в которых представлена продукция около 50 крымских производителей. По словам директора Евгения Мариморовича, нынешняя логистика влияет на то, что им легче взять продукцию местного производителя, чем реализовывать с материка.

           Его слова подтверждает представитель другой известной торговой сети «Яблоко», у которой более 50 магазинов по всему Крыму.

           - Если раньше мы могли возить товар из Краснодарского края за 50-70 тыс. руб., то сейчас машина обходится в 100-130 тыс. руб., - поясняет коммерческий директор Татьяна Пикалова. - Машина может стоять на пароме до 5 дней из-за погодных условий. Мы просчитали дорогу через Мариуполь и признали ее лучшей: учитывая даже комендантский час, машина проходит за 3 дня. Мы пережили 2014 год и научены событиями того периода, поэтому наша сеть всегда имеет какие-то продовольственные запасы. Знаем, что когда придержать, чтобы непредвиденные ситуации не отобразились на полках с ценниками и люди были обеспечены продукцией.

           Так почему если сейчас выгодней сотрудничать с местными сельхозпроизводителями, процент крымской продукции в крупных торговых сетях по-прежнему небольшой?

           - Мы работаем только с НДС, по безналу и официально. А мы сталкиваемся с товаропроизводителями, которые хотят с нами сотрудничать, но они не являются плательщиками НДС, и наша финансовая служба их не пропускает, - разводит руками коммерческий директор «Яблока». - Но это не единственная проблема. Мелкие фермерские хозяйства, специализирующиеся на борщевом наборе, муке, в основном производят продукцию небольшими партиями. Нам же экономически выгодней закупать сразу большой объем и свозить на наш склад.

           В Комитете Госсовета РК по экономической политике, промышленности и развитию предпринимательства обеспокоились, как помочь нашим фермерам выйти на крупные торговые сети. Один из вариантов решения - это объединить мелкие фермерские хозяйства в ассоциацию.

           В ходе круглого стола выяснилась другая пикантная ситуация. Например, во всех крымских торговых сетях присутствует хлебобулочная продукция из Севастополя, в то время как крымский товар не имеет выхода в магазины города-героя. И это касается и других видов товаров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 8 марта 2023

Заголовок в газете: ДАЕШЬ КРЫМСКОЕ!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру