Эксперты оценили необходимость строительства опреснительных заводов в Крыму

Эксперты обсудили варианты водообеспечения Крыма с учетом возможностей опреснения

Пандемия COVID-19 и вводимые в связи с ней во многих странах ограничения кардинально меняют привычки и предпочтения россиян на отпускной период. В результате - Крым быстро и неизбежно превращается во всероссийскую здравницу. Серьезно помешать этому процессу сегодня, по большому счету, может лишь одно обстоятельство - отсутствие достаточного количества пресной воды на полуострове.

Эксперты обсудили варианты водообеспечения Крыма с учетом возможностей опреснения
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин вместе с Главой республики Сергеем Аксеновым осмотрели ход строительства Бештерек-Зуйского водозабора / фото: vk.com/aksenovrk

Чтобы обсудить за круглым столом эту актуальную проблему и найти пути ее решения, в Симферополе встретились специалисты и производственники из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Уфы, Тулы, Якутска, Симферополя и Севастополя. Организатором дискуссионной площадки выступило Крымское землячество Республики Татарстан.

- Хочу выразить слова благодарности организаторам за то, что неравнодушны к этой серьезной проблеме. Уверен, объединившись все вместе, мы ее решим, - подчеркнул один из инициаторов проведения круглого стола Герой России, первый зампред совета РОО социальной и правовой поддержки ветеранов «Благомир» Рафик Ихсанов.

Цена опреснения

Одной из тем обсуждения, конечно же, стало опреснение и строительство опреснительных заводов на полуострове. Постановлением Правительства РФ уже предусмотрены два таких завода производительностью 20 тыс. кубов воды в сутки.

- На наш взгляд, это очень мало, - считает ведущий научный сотрудник Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Роман Пензин. - Если брать мировой опыт, нормальный опреснительный завод производит 30 млн кубов воды в год. Средний ( такие есть в Израиле, Испании, Австрии) - 130 млн кубов в год. В мире есть гиганты, производительностью 600 млн - 1 млрд кубов. Если бы подобный можно было построить в Крыму, он бы фактически покрыл дефицит водных ресурсов, который возник после прекращения подачи воды по Северо-Крымскому каналу. Мечтать о миллиарде не будем. По нашему мнению, и мы его неоднократно обсуждали с крымскими специалистами, для того чтобы обеспечить устойчивое водоснабжение региона, достаточной построить вдоль морского побережья 5-7 опреснительных заводов мощностью 30-100 млн кубов воды в год.

Увы, несмотря на то, что многие населенные пункты Крыма уже перешли на водообеспечение по графику, который с наступлением лета может стать еще жестче, есть немало противников такого способа решения водной проблемы.

- Действительно, в СМИ, и даже некоторые чиновники на федеральном и республиканском уровнях, утверждают, что у России нет опыта строительства опреснительных заводов, - говорит Роман Пензин.- Если брать статистику, да, в нашей стране ни одного опреснительного завода нет. В СССР был один в городе Шевченко (сейчас это Актау) - выпарная установка, построенная структурой, которая сегодня входит в корпорацию «Росатом». Они и сейчас выпускаются. И, к примеру, стоят на первой и единственной в мире ПАТЭС «Академик Ломоносов». К слову, после распада СССР Республика Казахстан ликвидировала опреснительную установку в Актау, а взамен одна российская крупная компания построила там опреснительный завод, который работает по принципу обратного осмоса.

Четкая работа водозаборов обеспечена благодаря качественному оборудованию отечественного производства / фото: vk.com/aksenovrk

Опроверг Роман Пензин еще одну страшилку, которую противники опреснения часто приводят в качестве аргумента: якобы в полученной таким способом пресной воде присутствует опасный дейтерий, и вообще эта вода наносит непоправимый вред здоровью человека, поскольку вымывает из его организма калий и прочие полезные элементы.

- При правильной настройке процесса обратного осмоса, опресненная вода соответствует Сан ПиН и ГОСТу. Ваш покорный слуга видел так называемую «тяжелую воду» в реакторе и как она получается, - рассказал Роман Пензин. - К тому же всё живое на планете пьет эту «тяжелую воду» со дня рождения. В природе так устроено, что тринадцать сотых процента этого изотопа (дейтерия) содержится в пресной воде и семнадцать сотых процента - в морской. Кстати, в свое время эту проблему поднимали и очень долго обсуждали и в Израиле. Серьезные дебаты были, в 2000 году они закончились тем, что соответствующий правительственный орган разрешил подавать опресненную воду в водопроводную сеть без ограничений. Так что страшилка о «тяжелой воде» - полная туфта, конечно.

Несостоятельность еще одной «страшилки» ученый из НИЦ «Курчатовский институт» тоже «разложил по пунктам».

- В чиновничьих кругах бытует мнение, что опреснять воду дорого, - говорит Роман Пензин. - Опять же наши расчеты показывают, что, к примеру, если брать север Крыма, где сегодня критическая ситуация с водообеспечением, себестоимость одного куба опресненной воды там будет составлять 32,4 рубля.

Своя вода

А сколько опресненной, очищенной воды в принципе сегодня надо Крыму, чтобы нормально развивалась экономика региона, а жители и гости полуострова навсегда забыли, что такое «подача воды по графику»? Об этом подробно рассказал директор «Крымводпроекта», а также эксперт Комиссии по экологической и энергетической безопасности РК Николай Снегур. Он много лет уже занимается водными ресурсами полуострова и знает о данной проблеме если не всё, то почти всё - раньше он был главным инженером государственного института «Крымгипроводхоз» и зампредом Госкомводхоза Крыма (1994-1999). 

За счет артезианских скважин удалось стабилизировать ситуацию с водообеспечением Крыма / фото: vk.com/aksenovrk

- В некоторых СМИ мелькало, что Крыму требуется более миллиарда кубов воды в год, - говорит Николай Снегур. - Это глубокое заблуждение или отсутствие компетенции. В СССР были очень хорошо изучены все водные ресурсы региона - подземные и поверхностные. Мощность Северо-Крымского канала была рассчитана на подачу на полуостров 4,5 млрд кубов воды в год. Из них на питьевое водоснабжение уходило 250 млн кубов воды. Сегодня у нас поверхностных ресурсов пресной воды, когда Северо-Крымский канал не функционирует, в среднем - 900 млн кубометров воды в год дает нам природа во все реки, балки, водотоки. Эта вода аккумулируется в более чем 1500 прудах и 23 водохранилищах - а это порядка 250 млн кубов. Можно было бы аккумулировать порядка 400 млн кубов. Но для этого необходимо проектировать и строить соответствующие системы водоснабжения. При СССР наш институт вел систему государственного учета и подземных, и поверхностных вод. Из разрешенных в 1991-1995 годах 210 млн кубометров отбора воды брали порядка 160-180 млн. Но с 1995 года начали распадаться колхозы и совхозы, которые строили водопроводы, вели мониторинг использования воды, контролировали ее качество и платили за нее - для крестьянских подворий при СССР она была бесплатной. При Украине в Крыму было уничтожено порядка 365 колхозов и совхозов, и сети водоснабжения, стоявшие у них на балансе, вместе с документацией и системой эксплуатации тоже извели. Что-то передали в частные руки, но большую часть бросили. Из 9 тысяч водозаборов спустя пять лет в эксплуатации осталось 6 тысяч. Сейчас те, что получше, «Вода Крыма» взяла на баланс. И сегодня в эксплуатации находится порядка 3 тысяч скважин...

В своем выступлении Николай Снегур коснулся и проблемы водообеспечения столицы Крыма - Симферополя.

- Допустим, в результате опреснения мы получили какое-то количество воды, плюс «Вода Крыма» «подняла» ее со всех подземных месторождений и подала ее на Симферополь. В реальности половина ее из-за плохих труб просто вытекла в землю. И это не вина, а беда «Воды Крыма». Потому что при Украине не выделялись деньги на устранение потерь в водопроводных сетях, при России средства на это только начали поступать. Есть еще одна проблема: допустим, часть воды мы опреснили, сточные воды очистили, но куда теперь эту воду подавать? Полив очищенными сточными водами был регламентирован еще при СССР. Свод этих правил повторила Украина, а затем и Россия продублировала. Согласно законодательству, воду после очистки «Вода Крыма» должна выливать на так называемые «земледельческие поля орошения». Даже в реку ее нельзя выпускать. Сегодня все говорят, что очищенную воду необходимо использовать. А на какие «земледельческие поля орошения» ее подавать? В Симферопольском районе их нет. Когда землю коллективной собственности паевали, никто ведь не думал, что какую-то ее часть необходимо оставить в госрезерве.

И таких «подводных камней», мешающих быстрому и эффективному решению проблемы водообеспечения Крыма, сегодня, по словам специалистов, немало. Тем не менее, с чего-то надо начинать. Например, в качестве экспериментальной площадки выбрать населенный пункт на берегу моря или в степной части Крыма, желательно на территории, которая не вошла в ФЦП, и с помощью ученых, производственников, представителей власти сделать и реализовать там инвестпроект. Чтобы наглядно показать, как следует решать проблему водообеспечения.

- А именно: построить там нормальные водопроводные сети, проблему очистки и повторного использования сточных вод решить. Если это будет населенный пункт в прибрежной зоне, наладить процесс опреснения морской воды, цена которой будет в два раза ниже, чем существующий тариф «Воды Крыма» (31-35 руб.). Это реальный план, - подытожил разговор Николай Снегур.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 2 июня 2021

Заголовок в газете: Водный ресурс

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру