Своего рода тестом на качество теплоснабжения в Крыму стали апрельские скачки температуры воздуха. Сначала радиаторы в квартирах «подогревали атмосферу» в разгар потепления, а потом, стоило выйти распоряжению о завершении отопительного сезона - за окнами резко похолодало. И тогда жители многоквартирных домов стали жаловаться на холодные батареи!
- На горячую линию поступали звонки с использованием откровенно нецензурной лексики, - признает директор АНО «ЖКХ Контроль Республики Крым» Анатолий Петров. - Сначала «перетоп», а потом - «недотоп» вызвали бурную реакцию крымчан. Напомню, что специальным распоряжением продлили сроки подачи тепла на неделю в связи с резким похолоданием. Однако целый ряд котельных оказался не способным заново включиться.
Казалось бы, что проще запуска едва приостановленной работы, однако, как сообщил Анатолий Петров, ряд котельных успели законсервировать, а на некоторых - даже уволить персонал!
В качестве упреждающей меры, обеспечивающей надежность теплоподачи, эксперт предлагает элементарное решение: действовать на опережение проблемы. Готовиться к новому сезону нужно сразу: пока работает система, проще увидеть ее проблемы, посчитать стоимость устранения и составить графики работ. К общегосударственному дню готовности к началу подачи тепла - 15 сентября - вопросов оставаться не должно.
Но как быть с форс-мажором? Ответ на вопрос дает региональный координатор проекта «Школа грамотного потребителя» Ольга Виноградова. Оказывается, при выполнении ряда условий, жильцы многоквартирного дома могут управлять «погодой» в нем по собственному усмотрению.
- В рамках государственной программы энергоэффективного ремонта можно не только снизить платеж за отопление, но и регулировать его подачу без обращения на котельную, - отмечает собеседница. - Жильцы могут оборудовать свой дом узлом управления и регулирования потребления ресурсов. Речь идет о горячей воде, электричестве и газе. Обязательное условие - наличие общедомового теплосчетчика.
Проще говоря, такую систему можно назвать «умным отоплением». С ее помощью либо снижаются параметры тепла на входе в домовую систему, либо увеличиваются - в зависимости от погодных условий. Соответственно регулируется расход энергоресурсов и плата за них. Умные приборы, по словам Ольги Виноградовой, не ограничивают свою локацию входом в общедомовую систему. При желании они устанавливаются даже на стояки в зависимости от типа дома или стороны расположения квартиры. Удовольствие, конечно, не из дешевых, но, как сообщила собеседница, и этот вопрос можно решить. За счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ России после установки таких приборов дом может получить их стоимость обратно - в виде компенсации. Но сумма возврата не превысит при этом 5 млн рублей и не станет больше 80 % стоимости всего оборудования.
- Каков алгоритм действий для жильцов, заинтересованных в «умном отоплении»?
- Необходимо провести общее собрание жильцов, где определяется источник финансирования. На собрании ведется протокол, который затем регистрируется в жилищной инспекции. В случаях, когда собственники квартир рассчитывают на компенсацию, за установку оборудования должны проголосовать не менее двух третей участников собрания. Если компенсация не предусматривается - простое большинство.
Компенсация не предусмотрена в том случае, если средства на установку оборудования взяты из Фонда капремонта. Если для установки жильцы решат взять банковский кредит, под компенсацию подпадает даже его ставка. Еще один возможный источник - договоренность с производителем оборудования. Когда финансовая тема исчерпана, следующим шагом становится обращение в МинЖКХ, где решаются организационные вопросы. Установка оборудования должна полностью завершиться в текущем году, а начисление компенсации проходит уже в следующем году. Жильцы, на доме которых последние три года не работает теплосчетчик, на возврат затраченных денег рассчитывать не могут. Но они имеют шанс на экономию за счет продуманного расхода энергоресурсов.