Феодосийские "Кометы" и "Зубры" - 80 лет заводу "Море"

Коллектив феодосийского судостроительного завода отмечает юбилей

Особо чествовали в эти дни ветеранов, для которых открылись двери проходных. Не забыли и тех, кто сегодня продолжает дело предыдущих поколений, - им вручали грамоты и награды. А еще вспоминали далекое время, когда начиналась трудовая биография прославленного ныне крымского предприятия.

- 5 октября 1938 года Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР принял постановление №242 «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции народного комиссариата обороны на Черном море», - рассказывает корреспонденту «МК в Крыму» директор завода «Море» Олег Зачиняев. - Тогда небольшому предприятию было поручено обеспечить испытания и сдачу серийных и опытных торпед для потребностей военно-морского флота. Во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили завод. Его восстановление началось в 1945 году. Сначала это были мастерские, выпускавшие слесарные тиски, затем здесь начали изготавливать унифицированные рулевые машины с ручным приводом для легких надводных кораблей.

В 1947 году, учитывая близость моря, правительство СССР определило новый профиль завода - судостроение. Это было время интенсивного оснащения флота новыми кораблями, при проектировании которых был учтен опыт войны. В Феодосии приоритет был отдан производству торпедных катеров из легких сплавов. Первым стал катер М-123-бис, оснащенный РЛС. К 1955 году таких судов было построено 230. И уже к середине 60-х годов завод стал масштабным судостроительным предприятием, имея 8 цехов и 11 производственных участков общей площадью 15,6 тыс. кв. м.

С 1960 по 1980 гг. корабелы Феодосии построили и отправили потребителям (в том числе и на экспорт) 86 пассажирских морских теплоходов на подводных крыльях «Комета», 379 малых пограничных катеров «Аист», 217 патрульных катеров «Гриф» (из них около ста закупили 25 стран мира на четырех континентах), 19 десантно-штурмовых катеров на воздушной подушке пр. 1205 «Скат», 18 десантно-высадочных катеров «Кальмар», два десантных катера «Омар», один ракетно-артиллерийский катер «Касатка» и два тральщика на воздушной подушке. В 1970-1992 годах завод построил 12 быстроходных пограничных кораблей на подводных крыльях «Антарес». С 1976 по 1992 год - 156 катеров «Восход».

В 1980-е годы началось строительство судов, не имеющих аналогов в мире: малого противолодочного корабля на подводных крыльях «Сокол» и крупнейшего десантного корабля на воздушной подушке амфибийного типа «Зубр». Было построено два «Сокола» и четыре «Зубра».

В 2000-2008 гг. построены два служебных катера проекта «Кафа-2400» в экспортном варианте, КВП «Зубр», 4 пассажирских теплохода на подводных крыльях «Восход-2М FFF», четыре глиссирующих патрульных катера «Калкан-М», глиссирующий катер с кормовыми интерцепторами «Кафа-1350», головной быстроходный патрульный катер «Гриф-Т», на экспорт построена яхта проекта FМ-75. В 2009-2014 гг. выпущены два десантных КВП пр. 958, патрульный катер проекта «Орлан», головной быстроходный катер «Крым-1133».

- Олег Вячеславович, приятно вспоминать успешные периоды. Но ведь были и тяжелые годы. Помнится, после развала Союза, когда в Крыму правили власти Украины, завод стоял без заказов, люди не получали зарплату. Сейчас дела идут лучше?

- Ситуация изменилась после возвращения Крыма в состав России. Начался новый этап в истории завода. В 2014 году он был национализирован, образовано государственное унитарное предприятие, которое в 2015 году распоряжением председателя правительства России преобразовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море».

Мы получили первые заказы: ремонтные работы на судах ФГУП «Росморпорт» и ГУП РК «Черноморнефтегаз». В дальнейшем это позволило заключить контракты на строительство рейдового водолазного катера, а также двух корпусов пограничных сторожевых катеров на воздушной подушке проекта А25ПС, и успешно их выполнить. В рамках сотрудничества между крымскими предприятиями ФГУП «СЗ «Море» изготовило и отгрузило по заказу ООО «Судостроительный завод «Залив» алюминиевую надстройку для корабля. Одновременно силами предприятия был построен и испытан быстроходный прогулочный катер «Крым-1133Т», предназначенный для перевозки пассажиров туристическими маршрутами и морским такси по Черному морю. В июле 2018-го заказчику передан рейдовый водолазный катер проекта - первое судно, построенное в Республике Крым после интеграции судостроительных предприятий Крыма в состав Российской Федерации. 

- Только перечисление того, что сделано за десятки лет корабелами Феодосии, уже впечатляет. Но это история, заслуги старших поколений. Расскажите, пожалуйста, имеются ли сегодня проблемы, какой путь выбрал коллектив на перспективу.

- В настоящее время судостроительный завод «Море» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.2018 г. №255, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 07.06.2018 г. №1134-р выполняет мероприятия по интеграции в Государственную корпорацию «Ростех» и готовится к акционированию, которое должно завершиться к ноябрю 2019 года. Убежден, что это даст новый импульс в развитии завода. Начаты работы по проектированию модернизации слипа, дноуглублению, что позволит увеличить вес и длину спускаемых кораблей и судов и расширить линейку заказов. Уже ведется подготовка производства к выполнению новых заказов в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.», а также для Военно-морского флота и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В ближайшее время планируем возобновить строительство скоростных пассажирских судов. Наш коллектив очень благодарен председателю правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву, министру промышленности и торговли Денису Мантурову за помощь в заключении контракта на строительство 10 рыболовецких сейнеров, который был подписан 04.08.2017 г. в их присутствии. Закладка головного судна запланирована на I квартал 2019 года. Получаем мы и постоянную поддержку со стороны правительства Республики Крым и лично главы республики Сергея Аксенова. Одной из серьезных проблем является недостаточное количество в нашем штате квалифицированных специалистов. В следующем году мы должны увеличить их количество вдвое, а свободных судостроителей в Крыму не наблюдается. Дело в том, что во время вынужденного простоя предприятия многие опытные рабочие и инженеры уехали на заработки в другие регионы России. Чтобы вернуть их обратно, надо обеспечить им нормальные условия труда, достойную зарплату. Многое в указанном аспекте у нас делается. Мы стабильно платим зарплату, у нас нет долгов по налогам, обеспечиваем безопасные условия труда. Держим постоянную связь с учебными заведениями, которые готовят кадры для судостроения. Студенты Феодосийского филиала Керченского морского университета и учащиеся Приморского промышленного техникума проходят практику на нашем заводе, перенимают опыт наставников, и мы с удовольствием приняли в текущем году к нам на работу первых выпускников после возвращения Крыма в Россию. Мы верим, что исключительный профессионализм, опыт и ответственность позволят предприятию и впредь добиваться высоких результатов, плодотворно работать для процветания нашей Родины. Впереди - светлое будущее!

Сюжет:

Возвращение Крыма

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2018

Заголовок в газете: Морские горизонты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру