В Крыму известные российские педагоги преподали уроки театрального мастерства

В самом сердце Ялты, на берегу Черного моря, расположен Дом творчества «Актер» Союза театральных деятелей России. Место с очень богатой историей, его еще в 1905 году облюбовал градоначальник Ялты дворянин Артемий Еленев. После войны здесь располагался детский санаторий «Крым», а с 1956 года комплекс перешел во владение Всероссийского театрального общества, которое со временем преобразовали в Союз театральных деятелей (СТД РФ). С тех пор Дом творчества стал местом, куда приезжают известные люди, связанные с театром, со всей России.

В Крыму известные российские педагоги преподали уроки театрального мастерства
Фото Марии Шишкиной

Здесь любили летом отдыхать Георгий Товстоногов, Василий Лановой, Олег Ефремов, Александр Менакер, Нина Дорошина, Владимир Этуш, Анатолий Папанов, Элина Быстрицкая и многие другие выдающиеся актеры и режиссеры советского театра и кино. Сейчас это круглогодичный дом отдыха с большой ухоженной территорией, комплексом зданий, кафе, бассейном, двумя залами, где СТД РФ организует разные театральные образовательные проекты.

Именно здесь с 17 по 27 апреля 26 молодых актеров, которые предварительно прошли конкурсный отбор, приняли участие в проекте «Точка роста. Крым». Ребята работают в театрах Донецка, Белгорода, Луганска, Брянска, Ростова-на-Дону, Севастополя, Симферополя, Ялты. Также в число обучающихся вошли студенты 4-го курса актерского отделения Луганской государственной академии культуры и искусств им. Матусовского и студенты Белгородского государственного института культуры и искусств. «МК в Крыму» единственный побывал на интенсиве и увидел процесс изнутри.

Такой театральный лагерь

По словам Марии Шишкиной - организатора проекта, заведующей Кабинетом драматических и национальных театров Центрального аппарата СТД РФ, интенсив «Точка роста. Крым» - это что-то вроде образовательного театрального лагеря.

- Ежедневный подъем, завтрак и начиная с 10:00 занятия по сценической речи, тренинг по мастерству актера, обед, работа над пьесой, погружение в материал и пробы - репетиции с режиссерами, которые длятся до самого вечера, с коротким перерывом на ужин. Все 26 участников поделены на две группы: одна группа репетирует пьесу Чехова «Три сестры», вторая работает над пьесой Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана».

Для занятий пригласили четырех ведущих педагогов из московских театральных вузов. Роман Мархолиа - режиссер театра и кино, режиссер-постановщик, работал в БДТ им. Г.А. Товстоногова, Мастерской «12» Никиты Михалкова, Ярославском театре имени Волкова, Севастопольском академическом русском драматическом театре им. А.В. Луначарского и других российских театрах.

Фото Марии Шишкиной

- Роман Михайлович, на ваш взгляд, в чем преимущество проведения подобных мастер-классов в Крыму?

- Я довольно много работал с молодыми актерами. Отличие таких кратковременных интенсивов в том, что те, кто с головой включается в работу, способны за короткий период сделать то, что требует гораздо большего времени в стандартных условиях жизни репертуарного театра. За последнее время в Крыму появилось много возможностей для развития театрального дела. В Севастополе строится большой оперный театр, открываются возможности гастролей для театральных трупп Севастополя, Крыма и вновь присоединенных территорий по России. Надеюсь, в Крыму появится так необходимый для региона театральный вуз, который будет готовить профессиональных актеров. Знакомство с талантливыми молодыми актерами порадовало. Атмосфера наших репетиций была бодрой и творческой.

Евгения Шевченко - старший преподаватель кафедры мастерства актера Высшего театрального училища (института) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, актриса драматического театра и кино, режиссер, педагог.

- Евгения, как часто вы участвуете в качестве режиссера-постановщика в подобных мастер-классах?

- Как преподаватель я была во многих регионах России, но от Союза театральных деятелей в подобном интенсиве участвую впервые. В Крыму ребята достойные, талантливые. Но для актера очень важно постоянно развиваться и работать над собой. На наших мастер-классах мы даем возможность как бы обнулиться и получить те знания, которые мы предлагаем.

Фото Марии Шишкиной

Лариса Кайдалова - старший преподаватель кафедры сценической речи Российского института театрального искусства - ГИТИС.

- Лариса Георгиевна, насколько важна для актера грамотно поставленная речь на сцене и как ребята, участвующие в интенсиве, справляются с вашими заданиями?

- Для актера очень важно грамотное, правильное звучание, его умение управлять голосом, правильно распределять дыхание. На своих занятиях я веду работу с дыханием, делаем упражнения на снятие мышечного напряжения, осваиваем навыки резонирования звука и артикуляцию. Актер же говорящий, он должен выстроить эмоциональный ряд, правильно разложить интонацию, чтобы зритель мог считывать то, что он говорит. И опять же это помогает создать образ персонажа. С ребятами на интенсиве было очень легко: они внимательно слушали и, что очень приятно, понимали меня с первого раза. Я не вижу разницы между студентами ГИТИСа и ими.

Александр Ведменский - актер Мастерской «12» Никиты Михалкова, педагог Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.

- Александр, ваш предмет называется «актерское мастерство». Что именно подразумевается под вашей специализацией?

- Я думаю, это совокупность нескольких составляющих: ритмики, пластики, движения, умения импровизировать, чувствовать партнера и двигаться в группе. На мой взгляд, талант должен всегда сопровождаться трудом и постоянной работой над собой. К примеру, известный актер Владимир Машков помимо огромного таланта, который ему был дан свыше, очень много работал и продолжает постоянно изучать что-то новое. То, чему молодые ребята учатся у меня на занятиях, уверен, помогает актеру в любой ситуации на сцене выглядеть и двигаться безупречно. Думаю, что в течение 10 дней все участники смогли прокачать себя и будут использовать эти навыки на сцене.

Фото Марии Шишкиной

Для актерского роста

- Абсолютно новый материал, очень интересно было познакомиться с талантливыми ребятами и мудрейшими преподавателями, - поделилась одна из участниц интенсива Элеонора Тумасян из Луганска.

- Мы познакомились с новыми техниками работы. Работа с такими режиссерами - это огромное удовольствие, - добавляет Анна Дмитриева из Донецка.

Участие во всех образовательных проектах СТД РФ бесплатное. Союз берет на себя все расходы на проживание, а также образовательную программу. Чтобы стать участником проекта, нужно следить за информацией на сайте и в соцсетях СТД РФ. Нужно заполнить анкету и пройти конкурсный отбор.

Финалом нынешнего интенсива стал заключительный показ двух маленьких спектаклей по Чехову и Брехту соответственно. В конце обучения педагоги провели анализ и подробный разбор постановок. Безусловно, этот опыт пойдет на пользу молодым актерам, отложится в их профессиональную копилку и, надеемся, будет способствовать в будущем их актерскому росту.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 30 апреля 2025

Заголовок в газете: Точка роста для молодых актеров

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру