Жизнь и деяния Андрея Рублева вызывали и продолжают вызывать споры историков. Доподлинным является тот факт, что Андрею Рублеву выпало жить и творить в суровые, но доблестные времена Отечества. Ему было чуть больше 20 лет, когда в 1380 году Великий московский князь Дмитрий Иванович, получивший впоследствии прозвище Дмитрий Донской, «повел к Дону войско ратное на битву с ордынцами». Юному иноку глубоко в сердце запали просветленные лица дружинников – впоследствии этот свет и умиротворение «идущих за Русь святую на смерть» Рублев отразит в своих иконах. «Образы эти стоят перед нашими глазами и восхищают нас, как восхищали современников Андрея Рублева, и будут восхищать всех любящих прошлое и настоящее русского народа»,– писал историк-славист М.Н. Тихомиров.
«Андрей Рублев» В. Сергеева из серии «Жизнь замечательных людей», «Мировоззрение Андрея Рублева» В. Плугина, «Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева», «Шедевры древнерусской живописи», «Древнерусское искусство», другие представленные на выставке издания повествуют о жизненном пути гениального русского художника московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века, причисленного Русской православной церковью к лику святых в честь тысячелетия Крещения Руси.
По преданию, в число «богоугодных деяний» Рублева входит участие в настенных росписях Благовещенского собора Московского Кремля (вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца); написание фресок и икон в Успенском соборе во Владимире (вместе с Даниилом Черным); написание иконы, получившей впоследствии название «Звенигородский чин»; совместное с Даниилом Черным руководство работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, в котором Рублевым была написана всемирно известная икона «Троица». Составленное в XVII веке «Сказание о святых иконописцах» повествует о том, что икону «Троица» («Святая Троица») Рублев написал по повелению Никона (ученика основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского) «в похвалу отцу своему, святому Сергию Чудотворцу». «Троица» стала «венцом творения», самой знаменитой работой Рублева, о которой известный русский священнослужитель, богослов, религиозный философ и поэт Павел Флоренский восклицал: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог».
Академик, культуролог, искусствовед Д.С. Лихачев авторитетно утверждал: «Во всякой национальной культуре есть свои идеалы, к которым она стремится. Национальные идеалы культуры русского народа полнее всего выражены в творениях двух ее гениев: Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте».