Как жительница Симферополя продвигает старинные традиции кружевоплетения

В России отмечается тренд на возрождение давних традиций. Мы все больше обращаемся к истории и находим то, что подчеркивает нашу индивидуальность. Одна из таких традиций - кружевоплетение. Искусные кружевницы создают интереснейшие узоры, и каждая модница мечтает заиметь в своем гардеробе эксклюзивную вещь.

В Доме культуры села Мирное Симферопольского района творятся чудеса. Там, в мастерской под руководством Галины Богдановой, осваивается старинная техника плетения кружева на коклюшках.

Как жительница Симферополя продвигает старинные традиции кружевоплетения
Ажурные воротнички

Бабушкин дар

Плетение на коклюшках - это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек - палочек, на которых намотаны нитки.

Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белев, Кириши. Русские кружева продавали за границей: из Лондона и Парижа поступали заказы на изготовление кружева. Ценились и завозились к нам и европейские изделия. Это был обмен традициями.

Смотреть, как в завораживающем танце коклюшек сплетаются кружева, можно бесконечно. Есть в этом нечто похожее на волшебство. Пальцы кружевницы ведут нить, создавая замысловатый узор.

Волшебный инструмент коклюшки

Техника данного искусства заключается в многократном повторении двух приемов: перевить и сплести. Перевить - значит, коклюшки в одной руке поменять местами с помощью большого пальца той же руки. Сплести - внутреннюю коклюшку правой рукой подложить под внутреннюю коклюшку левой руки и повторить это переплетение с наружными коклюшками.

Мастерица настолько быстро перебирает коклюшками, что кажется, что плести легко. А когда-то Галина Григорьевна не верила, что сможет освоить мастерство.

- Я родилась в Бресте, в семье военного, по образованию почвовед, - начинает рассказ мастерица под тихое постукивание коклюшек. - У моей бабушки в Сибири было несколько сундуков, в которых она хранила свои вещи. Я была совсем маленькой, когда она открыла один из них, и я замерла от вида сокровищ: тончайшие шали несказанной красоты! Я с интересом рассматривала узоры и плетеные кружева. Возникло ощущение, что человек такое своими руками сделать не может. Это изящество точно создала волшебница! Бабушка, заметив мой интерес, начала посвящать меня в мир кружевоплетения. Я была уверена, что никогда не смогу овладеть этим искусством. Но мне так хотелось плести! И я научилась вязать брюггское кружево крючком. Тогда мне казалось, что этого умения мне хватит с головой.

Галина Богданова за работой

Но Галине все время хотелось обучаться новому. Постигнув бабушкину науку, она начала посещать курсы во Дворце культуры шахтеров на Крайнем Севере, куда переехала с мужем. Там она узнала, что все эти годы плела неправильно.

- Мой преподаватель был из Вологды, где кружева являются визитной карточкой региона, - вспоминает кружевница. - Она посмотрела мои работы, сказала, что они хорошие, но работать со мной будет при одном условии: если я за неделю полностью поменяю технику плетения. Оказывается, я коклюшки не в ту сторону закручивала, плела на поролоновом барабане, а надо на соломенном. В поставленный срок я справилась со всеми задачами, и мне выпал уникальный шанс обучиться у вологодской мастерицы.

А вот плести европейское кружево Галина училась сама, по журналам. В конце 1990-х годов она уже вела курсы для творческих женщин Заполярья. Даже сотрудничала с журналом по рукоделию «Дуплет».

Обучая других, мастерица постоянно повышает свою квалификацию.

- Некоторые кружевницы хорошо плетут, но они плетут одну салфетку всю жизнь. Я так не могу. Мне нужно разнообразие. - Галина ведет по своей мастерской. - Здесь у меня и вологодское плетение, и немецкое, это вятский цветок, а это образец михайловского кружева. Абсолютно разные стили плетения у Вологды и Германии. Потрогайте. Если глаза не видят разницы, руки почувствуют.

Галина никогда не навязывала свое увлечение детям, но, живя в этой атмосфере, невозможно не проникнуться.

Мастерицы продолжают традиции русского кружевоплетения

- Дочке нравится вышивать. Удивляюсь, это единственное, чем я не занимаюсь. Сыну на момент моего обучения было пять лет. Любознательный мальчонка любил наблюдать за мной, а потом бабушкам во дворе рассказывал, чем вятское кружево отличается от вологодского. Еще и возмущался, если они не понимали.

Тонкости плетения

Название «кружево» произошло от слова окружать, то есть украшать нарядной отделкой края одежды, интерьер, женские украшения. В плетении допускаются авторские приемы, фантазии. Можно работать с новыми материалами, применять несвойственные этому стилю цветовые решения. Галине Богдановой очень нравится создавать цветное кружево, где яркие нити подчеркивают графичность изделия и помогают достичь живописного эффекта. Кружевница считает, что переходить на авторское можно после того, как освоишь классику. Традиции нужно вплетать в новые формы.

А вот насчет пропорций изгибов - все очень жестко. От рисунка нельзя отойти ни на миллиметр. Все зафиксировано на чертеже, который называется сколок. Сколок прикрепляют к валику-подушке с помощью булавок. Мастерице остается только перебирать коклюшки, хотя есть большой выбор, как это делать. Галина плетет сцепное и многопарное кружево.

- Многопарное - наиболее сложное кружево, требующее очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар. В сцепном одновременно используют от 6 до 12 пар коклюшек. Плетешь кусочек, остальные отдыхают.

Кружево - очень капризный материал. Считается, что оно не любит стирку и глажку. А вот одна обладательница потрясающей шали рискнула: ее любимая, но пожелтевшая со временем вещь в порыве злости была брошена в стиральную машинку. Галина, вспоминая эту историю, жмурится, зная цену работы. К счастью, шаль осталась неповрежденной.

- Все зависит от качества ниток и того, как вещь плелась, - поясняет кружевница. - Основным материалом для кружевоплетения является лен, хлопчатобумажные нити, ирис, мулине, шелк. Я бы ни в коем случае не рисковала стирать в машинке. Потому что знаю цену создания этой вещи. Такая шаль у меня бы «стоила» 290 часов 48 минут.

Вот созрел вопрос и про деньги. Однозначно, изделия, которые создаются ручным трудом столько времени, не могут стоить дешево. Галина на продажу давно махнула рукой. Например, шарф стоит порядка 75 тысяч рублей, вологодская скатерть - 100 тысяч. Но люди воспринимают кружево как вязание и удивляются высоким ценам.

- Как-то на ярмарке ко мне подошла женщина, - рассказывает кружевница. - Увидела панно и загорелась его купить, причем готова была, по ее словам, отдать любые деньги. А когда я назвала стоимость, услышала о себе много интересного. Вот тебе и любые деньги. А лет десять назад произошел веселый случай. Также на ярмарке подошла покупательница, показывает пальцем на жилетку, я говорю: двенадцать. Она на другой товар, я отвечаю: пять, семь. Смотрю, у нее руки затряслись. Говорит: все куплю и протягивает… 100 рублей. Тут я обомлела: это все в тысячах. Неужели вы думаете, что жилет, который я плела 4 месяца, будет стоить дешевле проезда в общественном транспорте?

Но каждый мастер верит, что его изделие найдет своего покупателя. Как вариант: научиться плести самой и окружить себя красивыми вещами.

Ангел и панно, на котором он живет

- Я плету для своего удовольствия, - говорит Галина. - Обучаю учениц, сотрудничаю с Крымским этнографическим музеем, участвую в выставках, конкурсах, провожу мастер-классы, иногда делаю подарки. Радует, что вокруг меня сплотились единомышленники: кружевницы, ткачихи, ремесленники… Это люди разного возраста, но определенного творческого склада ума.

И то, что появляются курсы по кружевоплетению, выставки, конкурсы, говорит о том, что наметилась тенденция к возрождению этого дивного промысла. И сегодняшние мастерицы продолжают традиции русского кружевоплетения, которое напоминает старинное плетеное кружево наших бабушек, добавляя в образ свежие нотки.

- Я вдохновение черпаю отовсюду. Кружево снится. Вскакиваю посреди ночи и усаживаюсь за коклюшки. Муж говорит: иди спать. А я: нет, мне приснилось изделие, и если я это сейчас не сделаю, то забуду, - смеется Галина. Нет творческим людям покоя ни днем, ни ночью.

Кружевоплетение помогает развивать мелкую моторику, способствует релаксации и улучшению концентрации. Это профилактика деменции.

- Мне 66 лет. И, обратите внимание, я работаю без очков, - говорит кружевница. - Сижу на правильном расстоянии, глаза не напрягаются. В день стараюсь плести не более двух часов с перерывами. За работой я погружаюсь в состояние медитации. Уже не думаю, как плести, полностью доверяю рукам, они умнее головы. Не допускаю негативных мыслей: иначе нитки будут рваться, работа не получится.

Сегодня для кружевниц проводят всероссийские фестивали и конкурсы. Мастерицы приезжают не столько для победы, сколько для общения с единомышленниками и чтобы вживую увидеть прекрасные кружевные творения мастеров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 29 января 2025

Заголовок в газете: История с коклюшками

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру