Волосы длинные, в косы заплетены, а косы те - до самого пояса. А какие глаза! Словно горные озера. Красотой Арзы восхищался каждый, кто видел ее. А она все хорошела день ото дня. Женихи чуть ли не каждый день сватались. Узнал об Арзы старый торговец Али-баба и решил выкрасть девушку и увезти на другую сторону моря, в гарем самого султана.
Как-то раз пошла Арзы с кувшином за водой к своему любимому фонтану на берегу моря. Как только подставила она кувшин под струю воды, словно свет померк вокруг - это Али-баба накинул ей на голову тяжелое покрывало. Связав девушку, положил ее на дно своей фелюги и тотчас отчалил от берега.
Перевез ее на турецкий берег и продал в гарем самого султана. Много золота получил Али-баба за Арзы, да только домой не вернулся, знал, что не простят ему того, что сделал. Полюбил султан Арзы, все самое лучшее - ей: наряды, украшения, сладости. Только ничто не приносило радости девушке, ни разу не улыбнулась, томясь в гареме, лишь грустила и плакала. Пришло время, родила Арзы мальчика, но и он не смог ее утешить.
Через год с того самого дня, как Али-баба похитил ее у фонтана, поднялась Арзы с ребенком на башню султанского дворца и бросилась в волны Черного моря. В тот же вечер печальная русалка с младенцем подплыла к побережью Мисхора, к тому месту, где струятся воды старого фонтана. Долго смотрела она на берег, а потом скрылась в пучине вод. С тех пор, говорят, раз в год фонтан журчит сильнее, чем обычно, а из волн морских появляется русалка и с грустью смотрит на родные места. Вот такая печальная легенда есть у нас в Крыму.
Наша, родная, Мисхорская
В 1907 году эту историю воплотил в жизнь известный скульптор из российской Эстляндии, ныне Эстонии, Амандус Адамсон. Он окончил Санкт-Петербургскую художественную академию. В Крыму известен, прежде всего, проектом главного монумента Севастополя, символа города - Памятника затопленным кораблям, установленного в 1905 году.
Услышанная скульптором легенда так впечатлила его, что сотворил он целую скульптурную композицию. Во-первых, юную красавицу Арзы с кувшином у фонтана и следящего за ней коварного Али-бабу, а во-вторых, чуть позже, и саму русалочку, что, опираясь на камень, смотрит на берег. Это, пожалуй, единственная легенда Крыма, воплощенная в скульптуре.
При этом свою первую «русалку» мастер сотворил не в Мисхоре, а в далеком Ревеле (ныне Таллин) еще в 1901 году. Это памятник экипажу русского броненосца береговой обороны под названием «Русалка», затонувшего в Балтийском море во время девятибалльного шторма.
Бронзовые фигуры для композиции в Мисхоре были отлиты в Петербурге. Первой русалочке повезло продержаться два года, пока сильный шторм не унес ее в царство Нептуна. Вторая русалочка появилась уже с младенцем, обнимающим ее за шею. Но и ее, говорят, постигла та же участь. Впрочем, сложно сказать, сколько их было всего. Вот как пишет об этом в своих мемуарах Феликс Юсупов (младший): «На скале сидела Наяда. Если бурей ее сносило, немедленно ставили новую».
После отъезда Адамсона очередную русалочку воссоздали его ученики. Она также стала жертвой, но не моря, а Великой Отечественной войны, получив пулевые ранения. Эту израненную Русалочку можно увидеть на территории ялтинской «Поляны сказок». Новая скульптура русалки появилась на том же месте в 80-х, где прижилась на камешке, радует отдыхающих, а крымчанам напоминает о старой крымской легенде.