В Симферополе состоялась премьера спектакля Виталия Павлова

Мелодрамы редко ставятся на сцене Крымского театра, но это произведение — из их числа

Речь идет о произведении далеко не самого распространенного и не слишком часто встречающегося на сцене Крымского академического русского драматического театра им. Горького жанра - о мелодраме, в которой есть и переживания, вызывающие бурные эмоции у зрителей, и недоразумения, и трагикомические коллизии, разряжающие смехом эмоциональное напряжение, и, как правило, благополучная развязка после «моря слез и мильона терзаний». Иногда, впрочем, не все заканчивается благополучно, но не на уровне гибели кого-то из героев, а лишь гибели отношений между ними.

Мелодрамы редко ставятся на сцене Крымского театра, но это произведение — из их числа
Фото пресс-службы Крымского академического русского драматического театра им. Горького

Виталий Павлов, автор и постановщик однозначно жанрово определенного как мелодрама произведения на сцене театра им. Горького - не новое имя для крымского зрителя. В этом же театре в свое время была поставлена пьеса «Русская рулетка. Женский вариант» и продержалась в репертуаре несколько сезонов (и, само собой, можно вспомнить, что в Симферополе он окончил институт, несколько лет поработал по специальности и здесь же, в издательстве «Таврия», вышла его первая книга - ред.).

Сейчас он обратился к едва ли не первому своему драматургическому опыту, к произведению «Семейный ужин в половине второго» (1987 год), поставленному в том же году на сцене Театра Русской армии. Позже были постановки, в том числе и у Павлова как режиссера, в ленинградском ТЮЗе, а также в режиссуре Георгия Товстоногова в БДТ и еще в нескольких театрах. Была и экранизация «Семейного ужина» (2006 год) с Ларисой Гузеевой и Евгением Сидихиным в главных ролях, без особого восторга встреченная критикой, невзирая на хороший актерский состав (кроме названных, в фильме снимались народные артисты Алексей Петренко и Ирина Скобцева).

Аплодисментов и цветов хватило на премьерных показах в театре им. Горького. Здесь, несомненно, сказалось и принятие зрителями жанра мелодрамы, и зрительская оценка актерских работ, и впечатление от выразительной концовки.

И в шуме оваций сгладились впечатления от вялого сценического оформления и от необязательной ретроспективы к эпохе разгара-угара застоя (наступавших семидесятых годов) и - смутное ощущение некоторой неправильности произошедшего на сцене.

Чтобы попытаться разобраться, что же вызвало это ощущение, давайте мысленно разделим автора спектакля на две составляющие: драматурга и режиссера. Оговорюсь сразу: ни в том, ни в другом я ни в малейшей степени не умаляю мастерства и заслуг Виталия Павлова, создателя интересных произведений и в прозе, и в кино. Очень достойный у него послужной список.

Сюжет

После традиционной встречи бывших одноклассников двое давным-давно (20 лет!) разлученных влюбленных остаются наедине в квартире Ирины, столичной замужней дамы неопределенных занятий. Прилетевший издалека, вроде бы из Читы, а может, из еще более дальних краев Алексей, который по стечению обстоятельств и особенностей характера опоздал на похороны матери, отмалчивается и вроде даже робеет. Так что Ирина фактически его провоцирует (то обливает ему рубашку и заставляет раздеться, то напрашивается на признание и поцелуй, то уходит в душ, оставляя дверь открытой), - и, после некоторых колебаний героя, давняя связь восстанавливается.

Фото пресс-службы Крымского академического русского драматического театра им. Горького

А дальше Викторов - теперь его называют почти всегда именно так (от Виктор - победитель, лат.) - начинает все тщательнее раскручивать давнюю историю. Помогают ему в этом кстати-некстати, по канонам мелодрамы, нагрянувшие в дом папа Ирины, генерал, по мановению которого исключенного из института Викторова отправили служить в ДВО, и ее мама, преподаватель, которая «срезала» Алексея и способствовала его исключению из института. И не слишком мешает официальный муж Ирины, который, по правилам тогдашнего времени, оставил Викторова без московской материнской квартиры.

И выясняется, примерно к тому времени, когда бравый генерал привечает, ну прям как родного, отставного старшего сержанта, тяжело раненного в боестолкновении на острове Даманском (был такой китайско-советский пограничный конфликт в 1969 году), что никакой дочери-балерины у Ирины нет. Не просто так, а по ее злой воле и настоянию.

И выясняется, после извинений и покаяний мамы преподавательницы, что «срезала» она Викторова намеренно, но не потому, что посчитала, что ему не место в генеральской семье, а после долгих уговоров и требований дочери.

И поступил муж Ирины тупо-формально с жильем покойной матери Алексея не из бюрократического рвения, а потому, что ни жена, ни тесть с тещей, зная и покойную мать, и все прочее, ни словом не обмолвились о единственном наследнике, который по стечению обстоятельств и особенностям своего характера не заявил вовремя о своих правах.

Фото пресс-службы Крымского академического русского драматического театра им. Горького

И, конечно же, понимает Викторов цену Ирочкиного безоглядного порыва бросить дом, Москву, любящих и всепрощающих мужа и родителей, - и прихватить с собой, тщательно отобрав, полдюжины лучших платьев из своего внушительного гардероба. Понимает и уходит.

Все правильно по канонам жанра.

Постановка

Практически все то, что заложено в тексте мелодрамы, проявлено и в постановке. Она выполнена вполне профессионально. С явным учетом сделанного и в фильме 2006 года, и в его прежних постановках. Конечно, возможны варианты поведения Ирины и Алексея и ее реакции на слова родителей. Может, в поведении заслуженного генерала могут несколько иначе трактоваться слова и действия матери и мужа, - но это ничуть не умаляет выбора и мастерства постановщика. Вот только все, предпринятое им, намного ближе к психологической драме, чем к мелодраме с ее «морем слез и мильоном терзаний». За исключением самого последнего сильного и выразительного финала, со зримым и оригинальным воплощением несбывшейся мечты или раскаяния Ирины. Но параллельно с Ириной, по другую сторону «видения», оказывается Алексей, который по логике действия и по собственному поведению ранее уходит в ночь от этого «семейного ужина в половине второго».

Актеры

Вполне вероятно, что все они в точности выполняют режиссерские наставления. И один из лучших в своей возрастной группе актеров театра, заслуженный артист РК Дмитрий Кундрюцкий не просто так, а с умыслом долго медлит и перемежает ложь с правдой в первом акте, а во втором - подпаивает немолодого и нездорового генерала, игнорирует мужа Ирины, как должное воспринимает покаяние ее матери, с печальной иронией воспринимает сцену с чемоданом и уходит в ночь по лестнице вверх.

И красавица заслуженная артистка РК Нина Станиславская, намеренно упрощенная прической и одеяниями «того» времени, суетится и мечется, осознавая свою давнюю вину, даже признается в нелюбви к мужу, - но, в конечном итоге, не может переступить через себя, вместо этого обвиняя в произошедшем всех и вся.

И хорош Владимир Меньшиков в роли генерала, с достаточной убедительностью переходя от комизма к искренним чувствам, но не преодолевая «лампасовых» стереотипов.

И заслуженная артистка Украины Людмила Юрова минимальными выразительными средствами добивается того, что к ее героине, единственной из «благочестивого семейства», начинаешь испытывать сочувствие. И не выпадает из роли столичного чиновника и несчастливого мужа заслуженный артист РК Александр Денисенко...

И все же, полагаю, недостаточно наполнили исполнители «актерской жизнью» все тонкости драматургического, играя гибрид психодрамы с мелодрамой…

Впрочем, эти актеры способны настолько оживить спектакль, что понимание и сопереживание начнется не к финалу, а намного раньше и заключительная сцена будет однозначно читаться так, что главные герои разделены, разведены «голубой балериной», а не поставлены рядом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 13 ноября 2024

Заголовок в газете: СЕМЕЙНЫЙ УЖИН

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру