Почему ученые выступают против «антиэйджизма» Ялты

Пропавшая родословная

Во второе воскресенье августа Ялта празднует свой второй, неофициальный день рождения, и на нем будет гораздо больше гостей, чем на первом, апрельском, который отмечается официально.

Пропавшая родословная
Карло Боссоли. Вид Ялты

В этом году южная столица Крыма отмечает 186-летие. Однако в исторических хрониках первые упоминания Ялты - практически под этим же названием - встречаются почти тысячу лет назад. Спрашивается, почему Ялта выглядит так скромно на фоне других крымских городов, если соседние и близкие ей по возрасту Евпатория, Феодосия, Судак, Керчь и даже Алупка демонстрируют туристам свои многовековые родословные?

Общественность города, кстати, такой «антиэйджизм» по отношению к Ялте никогда не разделяла: еще в начале 2000-х в городе была создана комиссия, изучавшая этот вопрос. И тогда же городские депутаты приняли решение обратиться в Совет министров Крыма с предложением вернуть Ялте незаслуженно вычеркнутые годы, которые городу, как и хорошему вину, придают не только вес и статус, но и «букет» и шарм. Итак, займемся познавательной математикой и попытаемся решить уравнение со многими неизвестными, чтобы узнать, каков же реальный возраст «жемчужины у моря».

Ялте - 970 лет?

4 апреля по новому стилю (или 23 марта по старому) 1838 года император Николай I подписал именной указ, в котором Ялте был присвоен статус уездного города и одновременно образован Ялтинский уезд. Однако еще в давние времена мореходы, путешествующие вдоль Крымского полуострова, никак не могли миновать это поселение. Почему историю Ялты не стоит отсчитывать с момента выхода императорского указа, мы расспрашиваем у авторитетного крымского ученого, старшего научного сотрудника Ялтинского историко-литературного музея, кандидата исторических наук, доцента Натальи Новиченковой.

- Первому упоминанию Ялты в этом году исполнилось 970 лет. Этот населенный пункт издавна входил в общий маршрут следования всех мореплавателей, поэтому сохранившиеся документальные сведения о нем относятся к региону Южнобережья в целом, - отмечает Наталья Георгиевна. - Мы встречаем его в сочинении арабского географа и путешественника Абу Абдаллаха Мухаммада Аль-Идриси (1100 - 1165 гг.). Этот письменный источник XII века называется «Развлечение страстно желающего странствовать по землям». В нем среди сведений об основных направлениях плавания по Черному морю и об отдельных портах сказано: «…а затем до Карсуны (Херсонес) без малого день морского плаванья, что составляет 80 миль. От Карсуны до <города> Джалита (Ялта) - 30 миль. Этот город из числа городов куманов (это кочевой тюркоязычный народ византийского и европейского происхождения). От Джалиты до города Гурзуби (Гурзуф) - 12 миль».

Считается, что эта описательная карта была составлена в 1154 году, и в ней Аль-Идриси обобщил сведения, добытые из лоций и работ предшественников - греческих и арабских географов. При этом ученые отмечают, что Ялта у Аль-Идриси называлась «Халитой», или «Джалитой». То есть ее название легко определяется современным ухом, в отличие от прежних имен тех же Керчи, Феодосии и Евпатории. По мнению историков, название Ялты отсылает нас к греческому ʽΑλίτα - «Морская», вопреки распространенному мифу о прибывших к берегу и эмоционально приветствовавших его криками «Ялос! Ялос!» греках-мореплавателях.

- Кстати, вопросу установления возраста нашего города посвящено множество научных работ, в том числе такой основательный труд, как «Ялта - византийский город в Готской епархии» заместителя директора Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ им. Вернадского, крупного исследователя по готам, античной и средневековой эпиграфике, нумизматике и т. д. В. А. Сидоренко. А также статья «Археологические исследования средневекового селения Джалита» директора Научно-образовательного центра «Археологические исследования» СевГУ, ведущего научного сотрудника историко-археологической лаборатории по комплексному изучению Византийского Причерноморья С. Г. Бочарова, - добавляет Н. Новиченкова. - И в них подробно и основательно анализируются рукописи и карты, отражающие разные этапы формирования Ялты как населенного пункта.

То есть документальные сведения о Ялте встречаются в нескольких исторических источниках. И это естественно, поскольку и в самые давние времена люди не могли игнорировать богатые природные условия, защищенность и удобство расположения этой территории. И приводятся эти сведения о городе почти на 800 лет раньше, чем отмечаемый сегодня официальный возраст.

Ялте - 650?

Следующие многочисленные упоминания Ялты и ее окрестностей появляются в средневековых исторических хрониках, когда южнобережный населенный пункт в числе прочих переходит в подчинение к правителям Золотой Орды. А у ордынцев, в свою очередь, прибрежные города выкупает народ, превзошедший прочие в международной торговле, - генуэзцы.

- По договору от 27 ноября 1380 года прибрежная территория Крыма выводится из протектората Золотой Орды и официально переходит под власть Генуи, - цитирует исторические источники старший научный сотрудник Ялтинского историко-литературного музея. - По этому документу кроме городов Солдайи (современный Судак) и Чембало (Балаклава), а также 18-ти деревень сельской округи Солдайи генуэзским властям были переданы селения: Фори (Форос), Чиничео (Кикенеиз - Оползневое), Лупико (Алупка), Музакори (Мисхор), Орианда (Ореанда), Джалита (Ялта), Сикита (Никита), Горзовиум (Гурзуф), Партените (Партенит), Ламбадие (Кучук-Ламбат), Луста (Алушта).

Ф.Гросс. Вид Ялты 1840

Следующее упоминание Джалиты встречается в мирном договоре, заключенном после «Солхатской войны» 12 августа 1387 года, где среди прочих населенных пунктов были закреплены окончательно права Генуи на Джалиту. Также помимо средневековых генуэзских документов известны и византийские, в частности, приказ Константинопольского патриархата 1386 года, по которому Ялита, в которой к тому времени было несколько греческих церквей, подчинялась Константинопольскому патриархату. И это еще раз подводит нас к мысли, что городом, как известно, становится населенный пункт после того, как в нем построят храм, а здесь, как мы видим, - сразу несколько.

- В записках церковных иерархов XVIII - XIX веков указаны названия четырех средневековых церквей, находившихся в Ялте, - Святого Феодора Стратилата, Святого Иоанна Златоуста, Святого Иоанна Богослова и Святой Параскевы. Где тогда находились упоминаемые храмы, мы можем сейчас только предполагать. Я знаю как минимум семь христианских храмов того времени в самой Ялте, - говорит Н. Новиченкова. - Еще известно, что в Джалиту назначался генуэзский чиновник - консул, единственное упоминание о котором относится к 1449 году. Тогда же, предположительно в конце XIV - начале XV веков, видимо для резиденции консула Ялты, на мысу святого Иоанна строится генуэзский замок.

Однако, в связи с османским завоеванием всех генуэзских владений Крымского полуострова и образованием Османской империи летом 1475 года, ялтинский замок, находившийся в самом «сердце города», у подножия Поликуровского холма, был разрушен. Руины этой крепости на мысу Святого Иоанна в XVIII веке описал академик Петр Симон Паллас. Здесь же можно вспомнить и шведского историка XVIII века Иоганна Эриха Тунманна, который упомянул в своих летописях: «Ялита, или Ялта, крепость (Burg) с рейдом, тоже на берегу моря.

- И еще одно знаменательное свидетельство имеется в книге начала XIX века (то есть еще до официального присвоения статуса, - авт.) «Досуги Крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», - продолжает разговор Наталья Новиченкова. - В ней Павел Иванович Сумароков Ялту прямо называет городом: «Ялта… стоит при самом море… Она, именуясь в древности Ялитою, была у греков, потом у генуэзцев городом с каменною крепостью и несколькими церквами. По покорении Крыма татарами, Ялта, поступя с большею частию приморских селений во владение турок, всегда оставалась значащим и укрепленным местечком и имела несколько лавок, кофейных домов, цырюлен и проч. Случившееся в исходе XV века землетрясение обрушило крепость, гору, и устрашенные жители разошлись из оной в другие селения… Ныне Ялта заключается в 13 скудных домах Греческого баталиона, кои, содержа кордонную стражу, живут, не имея тут ни пашни, ни угодий; ибо окружающие оную сады принадлежат господину адмиралу Мордвинову. При утесе, во внутренности развалин крепостного ограждения, стоят еще стены церкви св. Иоанна…»

Дальнейшая история Ялты хорошо известна по официальной версии. По инициативе генерал-губернатора Новороссийского края и Бессарабской губернии графа Михаила Семеновича Воронцова в Ялте начинается возведение каменного мола и морского порта, строятся дороги и каменные дома. Причем все эти события, сменяющиеся как декорации потемкинской деревни, происходят в знаменательном 1837 году, когда в сентябре сюда приезжает Николай I с супругой. Тогда же император, выпив за процветание Ялты бокал белого игристого вина, провозглашает ее уездным городом.

Итак, мы видим, что на этой небольшой, но во все времена значимой для людей территории всегда кипела жизнь, и не случайно так часто в хрониках по отношению к Ялте употребляется слово «город». Остается последний вопрос: почему был забыт исторический возраст Ялты, было ли это кому-то выгодно или это стало случайностью?

Плюс несколько покровителей?

Так что возможностей для празднования у «города счастья» много - к имеющимся двум дням рождения вполне можно добавить и первое упоминание Ялты в исторических хрониках, и дату начала освоения ялтинской долины. И, кстати, эти многочисленные поводы для празднования могут быть дополнены наличием у Ялты целого «сонма» богов-покровителей. Наталья Георгиевна Новиченкова предлагает, например, сделать символами славного прошлого Ялты изображения статуэток и монет, найденных в святилище на Гурзуфском Седле.

- Хотелось бы уйти от современной городской обезличенности и подчеркнуть неповторимость Ялты, а для этого у нас имеется уникальный и обширный материал, - уверена известный крымский ученый. - Хорошим примером, кстати, нам могут служить другие города полуострова - Керчь, Евпатория, где изображения древних символов, связанных с многовековой историей этих населенных пунктов, украшают центральные улицы и парки. Руководство этих городов приложило немало сил для музеефикации старой части города. В частности, несколько лет назад в Евпатории был открыт популярный экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим», а также подготовлена соответствующая исторической тематике инфраструктура. И другие крымские города пытаются «играть» своей самобытностью. В Алуште установлен бюст императора Юстиниана, музеефицирована крепость Фуна, в Керчи появился бюст Митридата, а в городских ландшафтах активно используется древняя символика.

Что касается южнобережной столицы, то здесь имеется не меньше древних памятников - таврские некрополи, которые, кстати, находятся на популярных туристических маршрутах, христианские храмы, римская крепость Харакс. И все это можно и нужно использовать, поскольку сегодня каждый регион нашей страны борется за звание туристической мекки.

- Мы могли бы, по примеру европейских музеев, изготавливать и продавать копии монет из святилища на Гурзуфском Седле. Например, в фондах нашего музея хранятся монеты всех римских императоров первых веков до нашей и нашей эры и другие нумизматические редкости, почему бы их не использовать? - озвучивает свои идеи, которым много лет, крымский ученый. - Если же говорить о статуэтках из «Золотой кладовой» музея, то их копии, а не безликие ширпотребовские «произведения искусства», могли бы украшать парки и площади Ялты. А сколько выставок и концертов, театральных и арт-фестивалей, проходящих в Ялте, могли бы украшать изображения Аполлона, Артемиды и других статуэток античных божеств с Гурзуфского Седла! Их символические изображения могли бы встречать туристов, приезжающих в Ялту, на баннерах и плакатах, календарях и открытках. И это бы значительно разнообразило продающуюся сувенирную продукцию, позволило гостям лучше узнать историю нашего региона, подчеркнуть его самобытность и приморский колорит.

Кибела

Среди античных статуэток, найденных археологической экспедицией под руководством Натальи Новиченковой на перевале Гурзуфское Седло, как выяснилось, сразу несколько могли бы стать символами-талисманами нашего города. Например, богиню судьбы и счастья Фортуну можно было бы сделать покровительницей города, ведь всем известно, что Ялта - «город счастья». Гермес - бог путешественников и торговцев, а торговля исконно является одной из главных экономических отраслей в нашем городе. Посейдон - покровитель моря, а также попечитель мореплавателей. Богиня Кибела связана с культом гор, которые амфитеатром окружают Ялту. Аполлон - покровитель городов и искусств. И, конечно, богиня охоты Артемида - покровительница лесов, которые имеются в изобилии на южном берегу.

Артемида

Вот так Ялта существует одновременно вне и в нескольких временных измерениях - в античности, средневековье и новом времени. И, несмотря на все вопросы к современному архитектурному облику города, ему ничего не мешает стать большим целостным памятником истории, гордящимся своей тысячелетней родословной.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 7 августа 2024

Заголовок в газете: Пропавшая родословная

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру