Девять героев: уникальная история подвига в фильме Шуванникова

Наше кино

На IX кинофестивале «Святой Владимир» Гран-при завоевал документальный полнометражный фильм «Девять героев». Это история о девяти разведчиках, совершивших один из самых ярких подвигов освобождения Крыма. Это второй случай за всю историю Великой Отечественной войны после панфиловцев, когда званием Героя Советского Союза награждено целиком все подразделение.

Наше кино
Кадр из фильма В. Шуванникова

      Идея фильма принадлежит Андрею Балакину, продюсеру из Москвы. Однажды, проезжая мимо села Геройское в Сакском районе, он увидел мощный монумент. В 1944 году экипаж танка Т-34 из девяти солдат в течение двух часов отбивался от целого фашистского батальона. Восемь героев похоронены на этом холме. Балакин настолько проникся историей, что стал думать, как сделать, чтобы рассказать об этом подвиге.

        - Сначала Андрей Борисович хотел написать книгу, обратился к Захару Прилепину, а потом решил, что лучше снять документальный фильм, - вспоминает режиссер Владимир Шуванников. - Я начал изучать эту тему. Материала было очень мало. Факты разнились, даже в музее многое не знали. Мы искали фрагменты газетных статей, сидели в архиве Министеpства обоpоны. Какие-то детали так и остались неизвестными.

Режиссер Владимир Шуванников, фото А. Барсуковой

Дети одной матери

        Накануне 13 апреля 1944 года в село Ашага-Джамин (ныне с. Геройское), оккупированное румынами, пришел приказ отходить в Севастополь. Перед отступлением они торопились загнать всех оставшихся сельчан в один дом, чтобы взорвать.

        Двое мальчишек, сбежавших от фашистов, в нескольких километрах от села встретили советский танк.

        - И когда танк поравнялся с нами, один из солдат спросил, кто в деревне есть? Мы сказали, что здесь батальон фашистов, - вспоминает очевидец страшного боя Сейт Вели Сейтмеметов.

        Очевидно, встреча с детьми круто изменила планы разведчиков. Услышав, что оккупанты собираются устроить массовую казнь, танк рванул по степи в сторону деревни.

        Фашисты услышали взрыв, беспорядочную стрельбу, выскочили наружу и увидели танк с красной звездой на башне. Тем двоим мальчишкам удалось разглядеть на холме фигурки девяти солдат. Горстка храбрецов сошлась на высоте в неравной схватке с батальоном румынской пехоты. Теперь исход этого боя решал судьбу жителей Ашага-Джамин, ожидавших казни.

         По рассказам очевидцев, советский танк стал утюжить румынские окопы, но застрял в одном из них, превратившись в неподвижную мишень. По нему тут же ударила румынская пушка, замаскированная в саду. Снаряд угодил прямо в ствол орудия танка, выведя его из строя. Разведчики бросились к окопам и заняли там оборону.

        По словам мальчишек, которые добежали до места яростной схватки, на каждого нашего солдата приходилось до 50 румын. Но благодаря тому, что разведчики заняли выгодные позиции, они успешно отражали атаки фашистов. Бойцы явно берегли патроны, стараясь оттянуть время, словно ожидая подкрепления.

        Наши разведчики держали круговую оборону более двух часов, и многие из них были ранены. Поддубный приказал стрелять одиночными, чтобы экономить боеприпасы. После очередной неудачной атаки, командир румынского батальона решил воспользоваться паузой и прислал парламентера с предложением сдаться. Поддубный, отражая еще одну атаку, крикнул, что русские - не румыны и в плен не сдаются. А когда кончились патроны, расчехлив ножи и саперные лопаты, разведчики пошли в рукопашную. Целый батальон врагов против девяти человек.

Кадр из фильма В. Шуванникова

        Противоборство длилось около 20 минут. Когда их взяли в плен, враги устроили пытки, чтобы выяснить сведения об основных силах их части. Румынский капитан начал допрос самого щуплого бойца. Это был Василий Ершов, который сказал, что Родиной не торгует, и плюнул офицеру в лицо. Рассвирепев, фашист рукоятью парабеллума сломал солдату челюсть и начал пытать следующего. Александр Симоненко дерзко скажет, что «будут бить гадов от Белого до Черного моря». Румыны, пытаясь развязать им языки, стали ломать разведчикам руки и ноги, колоть и резать штыками. Никто не дрогнул и даже не застонал. Последним допрашивали самого юного черноглазого горца Магомед-Загида Абдулманапова.

        - Он был единственным мусульманином, которому предложили предать товарищей, ведь он другой крови, - рассказывает специалист музея «Девять Героев» Оксана Пивень. - Ответом было презрительное молчание и ненависть в глазах. Офицер повторил свое предложение, но услышал совсем не то, на что рассчитывал.

        - Перед лицом смерти он смело сказал: «Я тоже русский. Мы дети одной матери Родины» и плюнул в немецкого офицера, - с гордостью говорит племянник героя Магомедзагид Абдулманапов.

Девятый герой

        Вечером 13 апреля 1944 года Москва салютовала в честь войск 4-го Украинского фронта, освободивших Симферополь. А в это же время в селе Ашага-Джамин на краю окопа, в который румыны сбросили казненных разведчиков, стояли женщины и рыдали. На изуродованные тела наших солдат было страшно смотреть, они не надеялись, что кто-то из бойцов выжил. Но услышали стон, и из груды окровавленных тел потянулась рука. Один из девятерых еще был жив. Женщины подняли бойца, он даже попытается что-то сказать, но не сможет: румынские палачи прикладами раскрошили ему челюсть, которая болталась на одних сухожилиях.

Кадр из фильма В. Шуванникова

        Разведчиков хоронили всем селом. Каждый понимал, что только благодаря им остался жив. Удержаться от плача при виде изуродованных тел было невозможно. Фашисты закололи их штыками, целясь в следы от наград на выгоревших гимнастерках. Сами ордена и медали как трофеи забирали.

        В тот же день советские войска освободят Ашага-Джамин. В раненом опознают Василия Ершова, пулеметчика разведотряда. Его отправят в госпиталь, где он перенесет 14 операций. Медики частично восстановят солдату челюсть, он постепенно начнет говорить, но вспомнить о том бое ничего не сможет. Врачи поставят диагноз амнезия, когда мозг отказывается воскрешать в памяти события, предшествовавшие травме головы.

        Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года участникам самоотверженного боя за крымское село Ашага-Джамин - Николаю Поддубному, Магомед-Загиду Абдулманапову, Ивану Тимошенко, Петру Иванову, Петру Велигину, Михаилу Задорожному, Григорию Захарченко, Александру Симоненко - посмертно присвоят звание Героя Советского Союза. Девятым в списке значился Василий Ершов, но о том, что расстрелянному пулеметчику удалось выжить, кадровики тогда не знали, и его Золотая Звезда еще долго оставалась неврученной.

        Этот невероятно яркий подвиг долгие годы оставался неизвестным. Главная причина в том, что все документы о зверствах румын засекретили сразу, как только их родина стала братской республикой СССР.

        Отношения с Румынией начались портиться после прихода Хрущева к власти, когда он объявил о борьбе со сталинским наследием. Это не понравилось Бухаресту, после чего партийные чиновники в Крыму вспомнили о подвиге разведчиков, замученных румынами, и приняли решение поставить им памятник. На его открытие приедут многие однополчане разведчиков, кроме Ершова, его долго не могли отыскать. Не знал о девятом герое и дагестанский поэт Расул Гамзатов. Когда в 1951 году он напишет о подвиге разведчиков и своего земляка Абдулманапова поэму «Солдаты России», в ней пойдет речь только о восьми погибших. Считали, раз похоронено 8 человек, значит было 8 героев.

        Только в 1959 году высокая награда нашла своего хозяина в Калининской области, селе Судилово. Через несколько лет после возвращения с войны Василий женился, у него родились две дочери, но последствия фашистских пыток его мучили всю жизнь. Разбитая челюсть могла держаться только на подвязке, его преследовали постоянные головные боли, из-за амнезии он не мог вспомнить события того боя. Казалось, он сам отгонял те страшные воспоминания.     

        Единственный оставшийся живым из девяти разведчиков был самым желанным гостем в селе Геройское. Его семье построили там дом, но Василий Ершов решил остаться на родине. Каждое лето бывший пулеметчик приезжал в Крым, поднимался на холм к месту своего последнего боя и приносил цветы погибшим товарищам.

        В первый раз он приехал на перезахоронение своих друзей, когда их с обычного сельского кладбища перенесли на холм. Это был сентябрь 1962 года.

        Ему рассказывали о том, как в середине апреля 1944 года танк с разведчиками на броне въехал в село и устроил переполох среди оккупантов. Ершов молча кивал, но ничего не мог вспомнить, пока однажды не встретился с тем подростком, ставшим невольным свидетелем его последнего боя. Возмужавший Сейтмеметов рассказал герою, как того расстреливали и спасали. Спустя 25 лет бывший пулеметчик наконец-то избавился от своей амнезии, вспомнив тот страшный бой и жестокие пытки врага.

        Говорят, в ту ночь он исчез из дома. И нашли его утром, лежащим возле памятника своим фронтовым друзьям. Плача, он просил у них прощения за то, что остался жив.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 8 мая 2024

Заголовок в газете: ДЕВЯТЬ ГЕРОЕВ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру