Памяти режиссера Всеволода Пудовкина и его фильма "Адмирал Нахимов"

В 1914 году Пудовкин добровольцем ушел на фронт. Через год был ранен, взят в плен под Гродно. Дважды бежал, но получилось только в третий раз. В конце 1918 года вернулся домой. Страна изменилась - империю сменила Советская Россия. Военная стезя не светила - сказались последствия тяжелых ранений, но в 1919 году поступил в Государственную школу кинематографии (сегодня все в мире знают этот вуз как ВГИК). А тогда даже не понимали, чем занимаются его выпускники…

Памяти режиссера Всеволода Пудовкина и его фильма "Адмирал Нахимов"

Первые киноленты

Всеволод не ошибся. Раны в душе затянулись. Азарт к учебе и к искусству победил войну. Преподаватели старательность и любовь к профессии студента оценили. Владимир Ростиславович Гардин, который вел курс, одновременно помог ученику. Его включили на съемках фильма «Серп и молот» (1921) в качестве второго режиссера и в одной из ролей. С 1922 по 1925 гг. Всеволод учится у Льва Владимировича Кулешова, продолжая одновременно работать на киностудии «Межрабпом-Русь», которая сейчас известна как Киностудия им. Максима Горького.

Пять лет Пудовкин берется за все, из чего строилось кино: писал сценарии, рисовал эскизы декораций и помогал их строить, играл главные роли и участвовал в эпизодических сценах, ставил отдельные фрагменты фильмов и монтировал будущие киноленты. Нужны деньги - рисовал карикатуры для газеты «Безбожник».

О нем вскоре заговорили. Сначала редко, потом громко, когда короткометражная комедия «Шахматная горячка» (1925), снятая совместно с Николаем Шпиковским по мотивам 1-го московского международного шахматного турнира, стала популярной.

На следующий год вышел на экраны один из первых советских научно-популярных фильмов «Механика головного мозга» (1926). Всеволод в простой форме излагал труды Ивана Павлова, показав себя не просто как режиссера, но и как ученого. Он изучил труды академика и предложил новый опыт по выработке условного рефлекса на основе сокращения человеческого зрачка. Павлов, посмотрев фильм, был потрясен. Не менее удивлена была международная медицинская общественность. Например, в Англии этот фильм использовался в университетах как учебное пособие.

От малого к большому. С 1926 года Пудовкин уже режиссер на киностудии «Межрабпомфильм», и поставленная им драма «Мать» получила мировое признание. Конечно, сыграло имя Максима Горького, в 1927 году картина идет в Париже, а в 1958 году фильм назвали одной из шести лучших кинокартин всех времен на Всемирной выставке в Брюсселе.

Его фильмы идут чередой, и каждый становится популярным: «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1929). Пудовкин начинает работать на киностудии «Мосфильм» и решает снять фильм по теме истории России. В 1939 году выходит профессионально озвученная картина «Минин и Пожарский». Затем - фильм «Суворов» о русском полководце XVIII века.

Сталинская критика

Великая Отечественная война (1941-1945) казалась временем упадка, но не у Всеволода. С коллективом «Мосфильма» он эвакуирован в Алма-Ату. Совместно с режиссером Дмитрием Васильевым экранизировал пьесу Константина Симонова «Русские люди». В 1943 году за два довоенных фильма Пудовкину присудили Сталинскую премию.

После 1945 года кинорежиссер продолжает снимать драмы, исторические и военные фильмы. Апофеозом стал его фильм о герое обороны Севастополя во время Крымской войны (1853-1856) - адмирале Павле Степановиче Нахимове. Картину «Адмирал Нахимов» оценили и в СССР, и за границей. Всеволода Илларионовича удостоили Сталинской премии, а на Международном кинофестивале в Венеции - награды в номинации «Лучшие массовые сцены».

Но этот путь по красной дорожке был сложным - розы бывают и колючими. Фильм не допустили на экраны. Сам Всеволод Илларионович писал об ударе: «Центральный Комитет ВКП (б) в своем постановлении «О кинофильме «Большая жизнь» отметил, что фильм «Адмирал Нахимов» является неудачным и ошибочным. Сущность ошибок заключалась в том, что мы при подготовке фильма недопустимо небрежно, поверхностно отнеслись к изучению исторического материала, который должен был составлять основу художественного рассказа о великом русском флотоводце П. С. Нахимове, и создали фильм, искажавший историческую правду».

Труд оказался на грани краха. Сам Иосиф Виссарионович Сталин грозно выступил на заседании Оргбюро ЦК ВКП (б) 9 августа 1946 года: «Взять хотя бы фильм «Адмирал Нахимов». Пудовкин - способный постановщик и режиссер, дело знает, но на этот раз не удосужился как следует изучить дело. Он решил так: я - Пудовкин, меня знают, напишу и публика «глотнет», всякий фильм будут смотреть. Изголодались люди, любопытства, любознательности много и, конечно, будут смотреть. А между тем теперь у людей вкусы стали квалифицированнее, и они не всякий товар «глотнут». Люди начинают отличать плохое от хорошего и предъявляют новые требования. И если это дело пойдет дальше, а мы, большевики, будем стараться развивать вкусы у зрителей, я боюсь, что они кое-кого из сценаристов, постановщиков и режиссеров выведут в тираж».

Нынешние наши антисталинцы «запели» бы вечную песню - посадят, давят мысль, в лагерную пыль и проч. Знакомо, правда? Но! Даже сам Всеволод Пудовкин понял, что никто не собирается закрыть проект. Скорее, сохранили. Это урок сегодняшним режиссерам, которые считают главное - это получить бюджет. Их не волнует, что зрители голосуют пустыми залами в кинотеатрах. Ждем качественный патриотизм, а в 2024 году россияне получают «Воздух»…

Вторая попытка

Иосиф Виссарионович не шутил с государственным бюджетом: «Так фильм выпускать нельзя, 4.700 тыс. рублей пропали. Если можно будет исправить, исправляйте, пожалуйста. …Вы смотрите, мы предложили Пудовкину исправить фильм «Адмирал Нахимов», он потребовал 6 месяцев, но не успеет, видимо, так как придется все перевернуть. Он легко подошел к такой большой проблеме, а теперь фильм у него не готов еще, и он по существу переделывает его. Здесь тоже придется все перевертывать. Пусть попробуют, может быть, удастся».

Пудовкин успел. В воспоминаниях он написал про командную работу коллектива: «Наш съемочный коллектив снова взялся за работу. Понять причины и смысл ошибок, найти путь к тому, чтобы, не разрушая цельность картины, резко и решительно повернуть ее в новом, правильном направлении, стало делом чести всего коллектива фабрики «Мосфильм».

Более четырех месяцев мы работали над съемкой новых сцен. Они были очень велики по объему и производственной сложности и во многих случаях по трудности превосходили все, что делалось в первом варианте картины».

По сути, это был новый фильм. Расширены сцены, раскрывающие Нахимова как флотоводца и организатора обороны Севастополя. Пудовкин это понял, тем более лик великого адмирала украшал орден и медаль, идея, принадлежавшая Главнокомандующему ВМФ, адмиралу Флота Н. Г. Кузнецову. Тем более лично В. И. Сталин предложил орден украсить рубинами - первым и единственным в наградах СССР.

Пудовкин понимал и роль самого Нахимова: «Адмирал Нахимов, как известно, обладал своеобразным характером, нередко встречающимся у великих людей, вышедших из русского народа: его пылкая преданность Родине как бы целиком поглощала все обычно свойственные человеку чувства и страсти. Домом Нахимова был корабль, семьей - флот, единственной пламенной любовью - Россия. Нахимов был крупным талантом в области военного искусства».

Создавая образ адмирала, Всеволод Илларионович детально изучал его биографию. Пудовкин говорил: «Когда читаешь воспоминания современников Нахимова, раскрывается связь каждой его мысли, каждого поступка с его беспредельной любовью к Родине».

То, что не получается у многих нынешних режиссеров, Пудовкин сумел воплотить в своей картине: любовь военачальника и готовность стоять за Отчизну. Глядя на адмирала, который сам не боялся вражеских пуль, матросы бесстрашно шли в атаку и храбро сражались за Севастополь, за Россию

Баталии решили делать снова. Для создания сцены Синопского сражения в Одессе построили макет корабля, были также изготовлены модели парусных кораблей. Пудовкин писал, что «в сцены Синопского боя ввели эпизоды, показывающие смелое решение флотоводца атаковать двухколонным строем своей эскадры сильнейший турецкий флот, прикрытый огнем береговых батарей. Почти все сцены Синопского сражения были заново сняты, с тем чтобы дать более наглядное представление о том, как благодаря воинскому умению Нахимова и героизму русских матросов была одержана блистательная победа над сильным флотом турок».

Помог Черноморский флот: «Здесь снова на помощь нам пришло государство. Нам было предоставлено учебное трехмачтовое судно со всей его командой. Мы крейсировали на Черном море, производя сложные операции уборки и постановки парусов, ловя необходимую для съемок погоду - от солнечного штиля до шторма».

Но одного корабля было мало. С помощью заводов Одессы на каркасе большой баржи был выстроен деревянный корабль. На его палубе, вооруженной старинными пушками, снимали сцены Синопского боя: бой, пожары, разрушения. Пудовкин подробно рассказал про это: «Сцен, снятых в открытом море, было недостаточно. И вот на территории Одесской киностудии с помощью матросов выросла особая декорация. Солидная часть старинного корабля, укрепленная на дугообразных полозьях, усилиями полусотни моряков медленно со скрипом раскачивалась, как бы во время сильной бури. На мостике стоял бесстрашный Нахимов. Подчиняясь его команде, на палубе неистово работали босые матросы. Ревел ветер, несущийся от двух, на полную мощь работающих самолетов. Этот ветер гнал черные тучи, которые саперы извлекали из пиротехнических шашек».

Новый вариант

В новом варианте фильма много внимания уделили политической и военной ситуации, на что особенно указал Сталин: значению проливов Босфор и Дарданеллы, присутствию английских военных советников на турецких кораблях, необходимости затопления кораблей Черноморского флота.

Пудовкину, помимо прочего, надлежало добавить сцену пленения в Синопском бою командующего турецкой эскадрой адмирала Османа-паши с его штабом и находившимися на борту его корабля в качестве инструкторов английскими офицерами. Пудовкин «почувствовал» Нахимова и небольшой сценой отразил военно-политическую линию СССР на Черном море и Средиземном море, - намекая, что Турции следует дружить с Россией, иначе - быть войне: «Главный мотив Нахимова при разговоре его с Меншиковым о немедленном захвате Босфора и Дарданелл: закрыть пути в Черное море англо-французскому военному флоту, состоявшему из паровых винтовых кораблей и превосходившему по своим техническим данным русский флот, в который входили преимущественно парусные тихоходные суда. Эта сцена ярко показывает, насколько глубоко и верно оценивал Нахимов стратегическую обстановку того времени».

Фильм вышел на большие экраны в январе 1947 г. Зрители стоя аплодировали! Не менее восторженно встретили фильм в Европе. На Венецианском кинофестивале «Адмирал Нахимов» получил премию за лучшие массовые сцены, а артист Алексей Дикий - почетный диплом за роль адмирала Нахимова. На кинофестивале в Локарно лучшими операторами были признаны Анатолий Головня и Тамара Лобова.

Вождь умел награждать. Сталинские премии были присуждены режиссеру Всеволоду Пудовкину, сорежиссеру Дмитрию Васильеву, сценаристу Игорю Луковскому, композитору Николаю Крюкову, актерам Алексею Дикому, Рубену Симонову и Леониду Князеву.

Фильму уже почти 80 лет. Когда смотришь этот черно-белый фильм, с трудом в это верится. Настолько он живой и динамичный в масштабных батальных сценах, с тонкой прорисовкой характеров киногероев.

Сто лет назад В. И. Ленин называл кино важнейшим из искусств, обосновывая это утверждение тем, что информацию гораздо проще передать визуальными средствами, нежели печатным словом.

Сейчас, к сожалению, патриотическое качественное кино у нас в дефиците. Так что же остается? Одна, пожалуй, картина - «28 панфиловцев». Не мало ли? Вопрос, конечно, риторический. Особенно с учетом того, что картины о Суворове, Нахимове и Александре Невском сняты еще в годы правления И. В. Сталина, а киноэпопея «Освобождение» - при «дорогом» Л. И. Брежневе.

Отсюда закономерный вопрос: почему сейчас в России не снимают военно-историческое кино? Нет средств? Не верю! Нет сценариев? Есть они! К слову сказать, отличный сценарий на реальный сюжет из истории Крымской войны написан в Республике Крым. Но вот уже долгое время достучаться до кинематографистов сценаристам не удается. Думаю, что есть и другие сценарии на тему военной истории России. А фильмов нет!

Стране сейчас необходимо военно-историческое кино! Не сказки и фантазии с околоисторическими сюжетами, а правдивые фильмы! Именно так мы можем восполнить огромный пробел в знании молодым поколением военной истории России, особенно Крымской войны (1853-1856). А это сейчас, как говорил все тот же В. И. Ленин, - «архиважно»!

Хотелось бы реальных подвижек в этом деле.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 3 апреля 2024

Заголовок в газете: ОН УВИДЕЛ НАХИМОВА…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру