В Симферополе состоялась премьера спектакля о СВО

Крымский академический театр им. Горького первым в России осуществил постановку драмы Михаила Умнова «Позывной «Свет». О многочисленных наградах в ведомственных и профессиональных конкурсах, которыми отмечено это произведение, первоначально написанное как киносценарий, было достаточно сказано на премьерных показах, на которых присутствовали представитель и Министерства обоpоны России, и ассоциации российских драматургов.

В Симферополе состоялась премьера спектакля о СВО
Алексей (Михаил Онышкевич) и его старший товарищ Тур (Игорь Кашин).

Но зрители прежде всего воспринимают спектакль, а все слова, награды и регалии - лишь дополнение. Все хорошее, памятное, впечатляющее - в работе режиссера-постановщика, заслуженного артиста Украины Сергея Ющука и полутора десятков актеров и актрис, воссоздающих перемены в душе и жизни людей в условиях СВО.

Развитие и взаимодействие

Мне довелось посмотреть первый премьерный спектакль, в котором еще были весьма очевидны последствия слишком короткого репетиционного периода и чрезмерный пиетет постановочного коллектива перед авторским текстом. Особенно второе: вполне уместное в кино изображение многолюдного и выразительного вернисажа, с предоставлением кинозрителям возможности посмотреть на крупных и детальных планах произведения графики, живописи и скульптуры, слабо воспринимается на театре. Нет должного выделения главного смысла реплик и диалогов, «акварели», столь значимые для правильного восприятия главных героев, уже с пятого-седьмого ряда партера читаются как абстрактные открытки вроде орхидей на программке. И то, что в любом нормальном кино было бы выделено крупностью, музыкой, светом и ракурсом, сливается на общем плане сцены. Насколько интересна была работа художника-постановщика в недавних «Рядовых», настолько она здесь проходная, непродуманная, а в сильной «мистической» сцене, созданной на драматургическом материале режиссером и молодыми актерами, вызывает недоумение весьма вольным обращением со стилизованной, неканонической, но все же иконописью.

"Московская" cцена из спектакля

Краткость репетиционного периода сказалась на отчетливости речи, а особенно - на ощущении взаимопонимания партнеров. К счастью, в последующих спектаклях, по отзывам зрителей, это успешно преодолевается. Так, наверное, и должно быть: Сергей Ющук и сам хороший актер, один из лучших в своей возрастной группе, и своими предыдущими постановками, особенно «Рядовыми», показал отменное мастерство выстраивать эмоциональные контакты между актерами и актеров - с залом. И поскольку в спектакле, принципиально важном для театра, собраны, за редким исключением, лучшие на сегодняшний день актеры и актрисы, можно с уверенностью говорить об успешной сценической жизни постановки «Позывной «Свет». Уже сейчас прекрасное впечатление производят актерские работы заслуженных артистов РК, двух Дмитриев - Кундрюцкого и Еременко, в известной степени (если убавить наигрыш в компании с дворником) Александра Денисенко.

Воплощения и достоверность

Все, кто имел возможность на протяжении нескольких последних лет следить за блистательными сценическими работами заслуженной артистки АРК Жанны Бирюк, едва ли сомневаются, что в роли матери, Инны Эдуардовны, она не просто изобразит московскую мещанку, а в полной мере раскроет трагизм, заложенный в этом образе.

Две молодые женщины, скульптор Лиза (засл. арт. РК Юлия Островская) и Марта, «искусствовед» (арт. Валентина Шляхова), по замыслу драматурга, поддержанному режиссером-постановщиком, сыграли контрастные и внешне, и внутренне роли.

В роли Лизы – заслуженная артистка РК Юлия Островская.

Лиза - сдержанная в проявлении чувств, рассудительная, почти во всех эпизодах в рабочем фартуке скульптора, со скромной прической и без видимого макияжа.

Марта же - яркая, темпераментная, вызывающе одетая, а при случае и почти совсем раздетая, бойкая на слова и никак не сдерживающая себя в проявлении эмоций. Профессиональные качества Марты можно оценить по ее предложениям развития выставочной деятельности, озвученным в разговоре с Андреем, чиновником-плейбоем, - ничего нового и ничего особенного, а интерес и «поддакивание» Андрея (арт. А. Навроцкий) связаны исключительно с самой Мартой. Роль ее «читаема» с самых первых эпизодов бурного романа с Алешей - и, увы, вполне жизненна: для очень и очень многих романтика романтикой, а «красивая жизнь» даже с не очень любимым человеком предпочтительнее, даже без материнского вмешательства.

А вот Лиза выдерживает и сможет наконец переломить тяжелейшую депрессию своего Васечки (засл. арт. РК А. Денисенко), а в трудную минуту и своим участием, и - поверим - своим творчеством окажет спасительную помощь контуженному Алеше.

Оба «старших» актера в военных эпизодах на передовой, уже упомянутый Дмитрий Еременко и заслуженный артист РК Игорь Кашин, командир отряда разведчиков, достоверны в той мере, насколько мы можем судить по новостийным репортажам из зоны СВО. Хороша и Ирина Бирюкова в маленькой роли фронтовой медсестры. Юный актер, едва ли не впервые выведенный на большую сцену в роли, ответственной и принципиально важной для понимания духовных переломов нескольких персонажей, ощутимо тянется за старшими и опытными актерами; можно пожелать ему творческих успехов. Сам же внешний вид этих эпизодов «на передовой» производит впечатление чрезмерной условности, в сравнении с большинством прочих эпизодов - возможно, недостаточно обрамления только темнотой.

Дебют Михаила Онышкевича в премьерном спектакле.

Молодой актер Михаил Онышкевич, исполнитель роли Алексея в премьерном спектакле, входил в образ и обретал связи с партнерами постепенно, едва ли не весь первый акт. Но зато во всех сценах «на передовой» (военная обстановка ему знакома не понаслышке), и в телефонном диалоге-молитве с Мартой, и в обеих финальных сценах он органичен и вполне убедителен.

На премьере было высказано, что этот спектакль, равно как некоторые предыдущие, в репертуаре театра надолго, станет одной из существенных опорных точек. Возможно, так и случится, если он не будет «консервироваться», а будет развиваться, дорабатываться и совершенствоваться. Творческий коллектив театра им. Горького на это вполне способен.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 1 ноября 2023

Заголовок в газете: С НАДЕЖДОЙ НА СВЕТ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру