Слезы и фонтаны: как в Крыму ищут и находят "райские" источники

Крымские истории

Среди «визитных карточек» Крыма, пожалуй, самой романтической можно назвать Бахчисарайский «Фонтан слез», воспетый Александром Пушкиным. Но, оказывается, с тех пор на полуострове было создано множество копий этого самого известного сельсебиля («райского» источника).

Крымские истории
Константин Ефетов у бахчисарайского "Фонтана слёз".

О некоторых из них нам рассказал крымский ученый, заведующий кафедрой Крымского федерального университета, профессор, писатель и краевед Константин Ефетов. Ему удалось установить местонахождение некоторых имитаций фонтана Ханского дворца, хранящего тайну любви.

«И мрачный памятник оне фонтаном слёз именовали»

– В поисках крымских «Фонтанов слёз» мне пришлось немало попутешествовать по нашему благословенному полуострову, – признается Константин Александрович. – И, естественно, мой маршрут начался от «главного» Бахчисарайского фонтана, прославленного Пушкиным. В 1820-м году поэт вместе с Раевскими посетил Бахчисарай и в Ханском дворце увидел фонтан, который позднее станут называть «Фонтаном слёз». Пушкин знал легенду о том, что этот фонтан был построен по приказу хана Крым-Гирея, якобы, в память о женщине, которую любил и которая умерла. По одной из версий это была польская красавица Мария, пленённая им во время одного из набегов. Мария не отвечала хану взаимностью, зато грузинка Зарема страдала от ревности и пыталась с помощью угроз убедить Марию отступиться от Гирея. Через некоторое время Мария умирает, а Зарему утопили. Хан ушёл на войну, а вернувшись, приказал в память о Марии воздвигнуть во дворце фонтан, из которого, имитируя слезы, капает вода. В 1821–1823 годах Пушкин создает поэму «Бахчисарайский фонтан», в которой описан гарем хана.

– Современные исследователи считают, что многое в поэме Пушкина, не имеет под собой исторических оснований.

– Действительно, большие сомнения вызывает личность пленницы польского происхождения, в которую был влюблен Гирей, – говорит Константин Ефетов. – Да и «Фонтан слёз» не является «плачущим фонтаном», так как вода вытекала из него сильной струей, что хорошо видно на старых изображениях. А напоминающие слезы капли Пушкин увидел потому, что фонтан тогда был в плохом состоянии и трубка, подводящая в него воду, засорилась. Об этом поэт пишет и в своем письме А.А Дельвигу. Но, не стоит сильно критиковать историческую канву поэмы, ведь не это было для Пушкина главным, прежде всего, он хотел воспеть любовь. И сделал это гениально. К слову, изначально фонтан стоял не там, где его увидел Пушкин. Считается, что он был создан в 1764-м году по велению хана Гирея и установлен на кладбище около мавзолея Диляры-Бикеч, умершей в этом же году. Возможным автором сооружения называют иранского мастера Омера. После присоединения Крыма к России фонтан перенесли во дворец в 1784-м году к приезду в Бахчисарай Екатерины II и установили в так называемом «Фонтанном дворике», где он и находится с тех пор. Фонтан украшен двумя надписями, выполненными арабской вязью. Первая– стихотворение поэта Шейхия, прославляющее Крым-Гирея. В его последнем предложении зашифрована хронограмма, указывающая на год сооружения фонтана: 1177 по мусульманскому календарю, то есть 1763/1764– по христианскому. Вторая надпись – цитата из Корана: «В раю праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль». Даже в этих надписях нет ни слова, намекающего на события, описанные Пушкиным, но, именно благодаря Александру Сергеевичу фонтан прославился на весь мир. В 1824–м году Пушкин написал ещё и стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца». Ему посвятил строки Адам Мицкевич. Побывав в 1825–м году в Крыму, он упоминает «фонтан гаремных жён» в своем сонете «Бахчисарай». В 1890-м году Бахчисарай посетила Леся Украинка, после чего написала стихотворение «Бахчисарайский дворец». В 1918-м году Владимир Набоков создает стихотворение «Бахчисарайский фонтан (Памяти Пушкина)». Кстати, и после своей смерти Пушкин дважды помог и фонтану, и ханскому дворцу.

– Как именно?

– В 30-е годы прошлого века ханский дворец вместе с фонтаном как символ монархии собирались снести, но имя поэта спасло их. В 1944–м году после депортации крымских татар власти собирались снести не только дворец вместе с фонтаном, но и переименовать город Бахчисарай. Тогда в Крыму переименовывали многие населенные пункты. Но Александр Сергеевич снова спас мировое достояние: как объяснить, что Бахчисарайский фонтан есть, а города Бахчисарая нет?!

– Мистика? Почему одна из надписей Бахчисарайского фонтана упоминает Сельсебиль?

– На Востоке культ воды существовал издавна, а строительство фонтанов считалось одним из высших благодеяний. Все водные источники по своему назначению подразделялись на четыре типа: чешме – родники; абдест – фонтаны для ритуальных омовений; а также фонтаны, которые строились внутри зданий, посреди двориков и садов и предназначались для охлаждения и отдыха; и наконец себили ( или сабили) – «священные», «райские» источники. Их часто строили как пристенные фонтаны. В мусульманской мифологии сельсебиль ( сальсабиль) – главный источник в раю, из которого пьют воду души праведников. В переносном смысле сельсибиль означает райский напиток, нектар. К слову, в Бахчисарайском дворце есть еще один пристенный фонтан-себиль. Но, поскольку экскурсионный маршрут не проходит мимо него, о нём мало кто знает. Но по своей красоте он не уступает «главному Фонтану слёз». Точная дата постройки этого фонтана и его автор неизвестны, но, очевидно, что он был создан до присоединения Крыма к России. Вода из него попадает в маленький бассейн, а из него – в большой. В поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан» сказано, что Зарему утопили. И одна из версий, что именно в бассейне этого фонтана, потому что никаких других больших ёмкостей с водой поблизости не было.

Пристенный фонтан в Алупке.

«Фонтан любви, фонтан живой!»

– Как известно, в Крыму строились дворцы представителей императорской и других титулованных фамилий, и, конечно, не бедных особ. И после публикации поэмы «Бахчисарайский фонтан» возникла мода на себили. Причём это были не абсолютные копии, а фонтаны «по мотивам» «Фонтана слёз», воспетого Пушкиным. Таких архитектурных подобий существовало несколько. Не все, к сожалению, сохранились до нашего времени. А некоторые до сих пор существуют, но, часть из них практически недоступна для обычных людей. Хотя они – настоящие произведения искусства. К примеру, две из «копий» были созданы архитектором Николаем Петровичем Красновым, построившим всемирно известный Ливадийский дворец. И, конечно, эти фонтаны, тоже своеобразные символы Крыма, не могут обойти своим вниманием патриоты – те, кто считает полуостров не только своей Родиной, но и жемчужиной, «орденом на груди» нашей Планеты. В Крыму одно из первых таких сооружений появилось в Ореанде, во дворце императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Это было невероятное по своей красоте здание. Его проект был разработан архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. С восточной стороны к дворцу примыкал «виноградный сад», в котором находился вмонтированный в стену «Фонтан слёз». По одной из версий его привезли из Турции, по другой – это творение местных мастеров. Также есть мнение, что автором фонтана был сам А.И. Штакеншнейдер, который создал несколько подобий «Фонтана слёз» в Санкт–Петербурге: в Павильонном зале Зимнего дворца и в Зимнем саду Мариинского дворца. Здание в Ореанде перешло по наследству к сыну хозяйки, Великому князю Константину Николаевичу. Но, в 1881-м году было уничтожено пожаром.

– И даже фрагменты фонтана не сохранились?

– Руины дворца еще долго возвышались среди буйной южнобережной зелени. Даже А.И. Куприн упомянул их в своём рассказе «Морская болезнь»: «Густой парк Ореанды, благородные развалины Мраморного дворца…». Остатки здания были полностью снесены уже в советское время. Ещё более романтическая история связана с копией бахчисарайского «Фонтана слёз», установленной у Библиотечного корпуса дворца Воронцовых в Алупке. Её автором был англичанин Вильям Гунт, который заведовал «каменными работами» при строительстве в Ореанде дворца для Александры Федоровны. Фонтан носит имя «Мария» – в честь героины пушкинской поэмы, а место, где он установлен, получило название «Бахчисарайский дворик». Как и фонтан, он был сооружен по желанию Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (урождённой Браницкой), бывшей в родстве с Потоцкими, к которым, по легенде, принадлежала и главная героиня поэмы «Бахчисарайский фонтан». Но и здесь, по всей видимости, свою роль сыграла… любовь: Пушкин был влюблён в супругу Воронцова, и она отвечала ему взаимностью. Когда граф об этом узнал, он, мягко говоря, был в ярости. И вообще Пушкин был в очень натянутых отношениях с Воронцовым. Как известно, поэта за вольнодумство сослали в Одессу, где он попал в распоряжение графа Воронцова – губернатора Новороссийского края. Приезд Пушкина не обрадовал Воронцова. Тем более, до него уже дошли слухи о романе поэта с его супругой. Как раз в это время в Малороссии наблюдалось нашествие саранчи. Пушкина отправили в Херсон, где он должен был прояснить ситуацию с насекомым-вредителем. Через несколько дней Пушкин вернулся из командировки и положил отчет на стол главе канцелярии Казначееву. Прочитав отчет, чиновник впал в ступор: документ был составлен в стихотворной форме. В нем говорилось примерно следующее: «Саранча летела, летела и села, сидела, сидела, всё съела и вновь улетела». После смерти поэта страсти улеглись, и в преддверии 50-летия со дня рождения Пушкина Елизавета Ксаверьевна обратилась к мужу с просьбой построить дворик с копией «Фонтана слёз». И надо отдать должное Воронцову, он был благородным человеком и разрешил жене создать целый Пушкинский мемориал во дворце. Не воевать же с тем, кого уже давно нет. Сегодня фонтан, названный в честь героини поэмы «Бахчисарайский фонтан» является туристическим объектом, доступен для обозрения и является еще одним символом любви.

Коккозы.

«Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!»

– Летом 2012 года меня как вице-президента Малой академии наук (МАН) Крыма пригласили прочитать лекцию «юным академикам» в летнем лагере, который базировался в бывшем имении князя Феликса Юсупова в Соколином (Бахчисарайский район), – вспоминает Константин Ефетов. – Старое название села – Коккоз, или Коккозы, переводится как «Голубой глаз», через него протекает речка Коккозка. Там сохранился так называемый «охотничий домик» Юсуповых, построенный «по мотивам» Бахчисарайской резиденции крымских ханов. Архитектором Коккозского дворца был Николай Петрович Краснов. И, конечно, в гостиной-столовой этого дворца была «копия» «Фонтана слёз». Сохранились его фото в интерьере гостиной. К слову, князья Юсуповы многие годы дружили с семьей Пушкина. А легенду, связанную с фонтаном Бахчисарайского дворца излагали более лаконично: «Хан похитил молодую прекрасную европиянку и держал её пленницей в гареме. Красавица так плакала, что возник из слёз фонтан, и назвали его «фонтан слёз». С 1949 по 2011-й год во дворце размещалась школа-интернат, и здание было частично перестроено – гостиную, в которой были очень высокие потолки, разделили на два этажа. На втором, с сохранившимся красивым юсуповским потолком, находится «зал заседаний». На первом – сделали спальные комнаты. В одной из них мне удалось обнаружить место, где ранее находился «Фонтан слёз».

– И куда он делся?

– Его демонтировали, точнее сказать, выломали из стены, и части долгое время валялись у хозяйственных построек. Но этот фонтан спасли сотрудники Никитского ботанического сада – привезли его в сад и там установили. Естественно, я сразу поехал туда: сомнений не было – фонтан выглядел так, как на старых фотографиях Юсуповского дворца. Сегодня его может увидеть каждый – он находится под открытым небом. Но, вода в нем вытекает не из мраморного цветка, как в оригинале, а из стилизованной шестиконечной звезды, которая является священным символом во всех религиях, признающих Ветхий Завет, в том числе и у мусульман. На фонтане есть надпись арабской вязью. Расшифровать её помогла старший научный сотрудник Бахчисарайского историко–культурного заповедника Зера Аблаевна Мамутова. Перевод звучит примерно так: «Эти воды Голубого глаза прекрасны, пейте созданный Творцом райский напиток», что является подтверждением того, что ранее фонтан находился в Юсуповском дворце в Коккозе («Голубом глазу»), и вода в него поступала из местного источника.

– Будем благодарны сотрудникам Никитского сада за то, что сохранили это произведение искусства, созданное великим Красновым, и мы можем любоваться им сегодня.

– К сожалению, как я уже говорил, не все прекрасные копии «Фонтана слёз» сегодня доступны для обозрения. Когда-то в детстве я с родителями навещал своего дядю Владимира Михайловича Ефетова (учёный, хирург-онколог, профессор, основатель онкологической школы в Крыму, сегодня его имя носит республиканский «Онкологический клинический диспансер» – ред.), который с супругой отдыхал в южнобережном санатории «Марат». В памяти остался холл одного из корпусов, где мы беседовали с родственниками, в котором был фонтан – уменьшенная копия бахчисарайского «Фонтана слёз». Марат – французский революционер, якобинец и, кстати, врач, и тот фонтан мог быть копией советского времени бахчисарайского оригинала. В один из выходных лета 2013 года я отправился в этот санаторий. Вход туда был только по пропускам. Но, я показал свое удостоверение профессора Крымского государственного медицинского университета, и после неудавшейся попытки связаться с руководством здравницы грозный охранник всё же пропустил меня на её территорию. Я обошел все корпуса, но фонтана нигде не было, и никто из сотрудников не знал о его существовании. Мое внимание привлек красивый дворец в романском стиле, отгороженный от санатория забором. Решил найти проход к нему. Увы, шикарные ворота были закрыты наглухо. И всё же мне повезло – я обнаружил приоткрытую калитку, а рядом надпись: «Частная собственность. Проход воспрещен». Я рискнул зайти и увидел там райский уголок: прекрасно отреставрированное здание, огромный бассейн, беседки, благоухающие цветы. У дверей здания столкнулся с женщиной в белом халате. Спросив, кто я такой, она строго напомнила, что эта территория – частная собственность. Когда я, извинившись, показал ей своё удостоверение профессора и сообщил цель визита, Тамара Ивановна, так она представилась, сообщила, что у них действительно есть фонтан, и повела меня к нему. Это оказался большой круглый фонтан перед входом во дворец со скульптурой женщины, держащей рог изобилия, из которого струёй била вода. Я стал объяснять, что ищу маленький, пристенный фонтан с чашами, находящийся внутри здания. «А может этот?» Тамара Ивановна показала рукой в сторону. И я увидел его, фонтан был вмонтирован в стену отгораживающую сад от территории «Марата». Как выяснилось, это тот фонтан, который я видел в детстве, он, действительно, находился внутри здания, но во время реконструкции дворца его вынесли в сад. С разрешения хозяйки я сделал несколько фотографий себиля, который оказался самым маленьким из всех известных крымских– у него было всего 6 чаш.

– Историю его происхождения Вам тоже удалось узнать?

– Изучив литературу, я выяснил, что в конце XVIII века на службе в России появились представители шведского дворянского рода – Комстадиусы. А в 1909-м году генерал-майор Николай Иванович Комстадиус купил на Южном берегу участок земли, на котором по проекту архитектора Николая Петровича Краснова был построен небольшой дворец. В нём была и так называемая «арабская комната» с камином в восточном стиле и пристенным «Фонтаном слёз». Кстати, вода у него тоже вытекает не из цветка, а из шестиконечной звезды. Видимо Краснов придавал этому символу большое значение, так как поместил его на обоих своих фонтанах. Главный вход в здание «охраняли» два мраморных льва, они сохранились. Имение получило название «Мурад-Авур», что означает «Исполнение желаний». В 1921-м году оно было национализировано и на его базе создан санаторий «Марат». Непонятное слово «Мурад» превращено в Марат – имя французского революционера. Во времена Украины главный корпус государственного санатория каким-то образом оказался частной собственностью гражданина России. Недавно она снова была выставлена на продажу, возможно у дворца уже новый хозяин. И вряд ли имеющуюся у него копию «Фонтана слёз» он будет показывать посторонним, тем более туристам. На фонтане тоже есть надпись арабской вязью. Зера Аблаевна Мамутова прочитала и её: «Я пролил воду жизни. Пейте, получайте спасение». Как говорится, без комментариев.

Мурад-Авур.

«Журчи, журчи свою мне быль…»

– Информацию о крымских себилях я собираю не один год, – продолжает Константин Ефетов.– Копия «Фонтана слез» была и в старом Ливадийском дворце, который потом снесли, и фонтан не сохранился. Скорее всего, он тоже был создан Николаем Красновым. И точно не его руки пристенный фонтан был на фасаде дома Айвазовского в Феодосии. Увы, и его потом или разрушили, или демонтировали, словом, следы его затерялись. Однажды, коллеги, зная, что я интересуюсь «бахчисарайскими фонтанами», прислали мне фото, на котором женщина читает книгу на фоне какого-то сооружения, напоминающего «Фонтан слёз». Оказывается, снимок своей мамы, отдыхавшей в 1960-м году в Мисхоре, выложила в интернет её дочь. Я нашел это место, в Мисхоре у самого береге моря. К сожалению, фонтан (явно советских времен) был изуродован сотрудниками кафе, которое какое-то время располагалось в этом месте: чаши сбиты, а на их месте прикреплена аляповатая голова льва. Но есть и другие современные имитации «фонтана слез» в Крыму (в основном они находятся в Бахчисарае), которые можно увидеть всем желающим. Вот ещё одна история. В 1967-м году в Симферополе на перекрестке улиц Горького и Пушкина был открыт памятник поэту. В 1983-м скульптуру перенесли и установили перед женской консультацией (своеобразный юмор начальства?). К счастью, в 1995-м Пушкина вернули на старое место. При этом на передней поверхности постамента памятника установили полукруглую каменную чашу, напоминающую одну из чаш «Фонтана слёз». Под ней находится небольшой бассейн. Стилизованная копия «Фонтана слёз» в знаменитой «Чебуречной» напротив Ханского дворца в Бахчисарае, по словам сотрудников, была создана еще в 1989-м году. Ещё один «молодой» «Фонтан слёз», установленный местным жителем в 2012-м году, также находится в Бахчисарае, чуть ниже дворца, на улице Ленина, 77. Фонтан, отдалённо напоминающий Бахчисарайский, был сооружен в 2002-м году в селе Тополёвка у ресторана «Старая крепость». Не так давно, в 2017 году, в Бахчисарае появилась новая имитация «Фонтана слёз» в кафе «Ашлама-Сарай». На фонтане арабской вязью написано: «Аллах милостив и милосерден». Интересна история ещё одного бахчисарайского «Фонтана слёз». Как известно, в 1888-м году произошло крушение поезда, на котором с семьей ехал император Александр III. И в честь его чудесного спасения крымские татары недалеко от городских ворот построили фонтан, ничем не напоминавший тот, что в ханском дворце. В годы Великой Отечественной войны фонтан разрушили фашисты, от него сохранилась только ниша. В 2016-м году власти Бахчисарая сделали в ней еще одну стилизованную копию «Фонтана слёз» с тремя чашами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 28 июня 2023

Заголовок в газете: Слёзы и фонтаны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру