Поэт Михаил Шабров: Как мне после всего не называть Крым родным?!

Его горная лаванда

Песни на его стихи знает и любит вся страна. Признайтесь, кто из нас не напевал строки про «горную лаванду», автомобили, которые «буквально всё заполонили», про луну и цветы, про знаменитую «хуторянку - девчонку-молдаванку» и, конечно же, многие-многие другие, не менее дорогие сердцу?

Его горная лаванда
Поэт-песенник Михаил Шабров.

Автор этих замечательных текстов - Михаил Шабров, советский и российский поэт-песенник, драматург, сценарист, автор и режиссер музыкальных программ, многократный лауреат телевизионного фестиваля «Песня года», лауреат почетной премии РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства», лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства… В интервью «МК в Крыму» Михаил Зеликович рассказал о своем многогранном творчестве, а также отношении к современной эстраде.

Культурное явление

- Михаил Зеликович, песни, написанные на ваши стихи, очень популярны в Крыму. Они звучат на многих мероприятиях, их исполняют как профессиональные певцы, так и начинающие звездочки эстрады. Расскажите, над чем вы работаете сейчас? Каковы ваши дальнейшие творческие и жизненные планы?

- Фаина Георгиевна Раневская говорила: «Паспорт человека - это его несчастье». Не дает ему забыть его возраст. Поэтому, согласно своим паспортным данным, мои жизненные планы достаточно скромны: вечером уснуть, чтобы утром проснуться. Когда-то, а точнее 36 лет назад, мы с композитором Олегом Сорокиным написали песню «Подруги замужем давно», более известную в народе как: «Чтоб не пил, не курил…». Она до сих пор на слуху. Более того, певица Леся Кир, которая часто выезжает в зону СВО, неоднократно и с успехом исполняла ее для наших воинов на передовой. Поэтому мне понравилась идея, которую я выловил ВКонтакте - написать продолжение этой песни. И я написал, и не одну, а даже две: «Брачный договор» и «Муж тоже родственник». Композитор - Александр Левочкин, с которым мы дружим еще с прошлого столетия и с которым написали много песен и четыре цирковых музыкальных спектакля на воде под общим названием «Пираты подземного моря». Вот теперь есть песенная трилогия, пока без названия и без исполнителя или исполнителей. Но это вопрос времени.

На съемках ТВ-программы "Хорошие песни": Эдуард Ханок, Михаил Шабров, Элеонора Филина, Александр Михайлов, Катя Семёнова, Александр Шаганов.

- Первый шлягер на ваши стихи был написан композитором Вячеславом Добрыниным в 1982 году. Песня называлась «Только я тебе не верю» и впервые прозвучала в исполнении ВИА «Поющие сердца». Позднее произведения в соавторстве с Вячеславом Добрыниным, Олегом Сорокиным, Михаилом Кленовым, Владимиром Львовским, Алексеем Карелиным и другими композиторами входили в репертуар Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Рената Ибрагимова, Ирины Понаровской, Александра Буйнова, Алексея Глызина, Сосо Павлиашвили, Николая Караченцова, Михаила Боярского, вокально-инструментальных ансамблей «Пламя», «Самоцветы», группы «На-На» и многих других звезд отечественной эстрады. А сколько всего написано вами песен? Есть ли шлягеры, с подготовкой или исполнением которых связана какая-либо интересная история?

- Мой добрый друг и наставник, классик советской песни, поэт Игорь Шаферан говорил мне, тогда еще начинающему поэту-песеннику, что в год можно написать не более 6-8 по-настоящему стоящих песен. Сегодня смешно об этом говорить, потому что знаю авторов, которые такое количество песен выдают за день. Если говорить о себе, то я, наверное, самый малопишущий из поэтов-песенников. За всю свою почти 50-летнюю творческую деятельность написал не более 250-300 стихотворных текстов песен, включая песни для кинофильмов и вокальные партии для музыкальных спектаклей, коих у меня около или чуть больше 25. Но зато я могу назвать до 20 своих песен, которые уже два и более трех десятилетий продолжают свое жизненное путешествие, радуя и волнуя тех, кто любит песню. Назову несколько: «Лаванда», «Луна, луна», «Хуторянка», «Было, но прошло», «Дикие лебеди», «Подруги замужем давно», «Сумасшедший дождь», «Свет в окне», «Что случилось», «Автомобили», «Давний разговор», «Счастье близко, счастье далеко», «Если любишь, то прости» («Блюз любви»)… Интернет может подтвердить, что я не лукавлю. Почти у каждой песни, как и у каждого человека, есть своя биография, своя история. Наиболее интересная, пожалуй, у самой знаменитой нашей с композитором Владимиром Матецким песни «Лаванда» (или «Горная лаванда»). Но о том, с какими приключениями она создавалась, знают все или многие, потому что об этом тысяча раз писалось и говорилось. Однако мало кто знает, что песне «Лаванда», как культурному явлению, была посвящена статья в научно-популярном журнале «Наука и жизнь» №10 за 2015 год. Статья называлась «Лаванда, горная лаванда». Поскольку «горная лаванда» - это поэтический образ цветка, который сложился в моей голове, а в ботанике его не существует, то авторы статьи предположили, что в песне упоминается сорт «лаванда узколистая». Тем не менее, бренд «горная лаванда» стал очень распространен. В моей коллекции есть «Крымское мыло натуральное «Горная лаванда», настой для бани «Горная лаванда», шампунь «Горная лаванда» и даже чай «Горная лаванда». Кстати, из этой статьи я узнал, что в Россию лаванду завезли в 1812 году… в Никитский ботанический сад. Как мне после всего этого не называть Крым родным?!

Михаил Шабров.

Секрет успеха

- С кем из певцов вам работалось комфортнее всего?

- Я бы немного перефразировал этот вопрос - с кем интереснее! Поскольку комфортно мне было со всеми, кто исполнял или исполняет песни на мои стихи. А интересней, пожалуй, с Мирей Матье и Ириной Понаровской. В 2018 году состоялась мировая премьера диска Мирей Матье «Мои классики», выпущенного фирмой «Сони Мьюзик». Мирей попросила меня написать для этого диска стихотворный текст на музыку Первого концерта Чайковского. Мы с ней обсуждали, о чем он должен повествовать. Мирей сказала, что на французском есть стихи, написанные известным поэтом Клодом Лемелем на эту же музыку, которые называются «Первый взгляд любви». На этом названии и сошлись. Я написал свой вариант этого первого взгляда. Это внутренний монолог матери над колыбелью ребенка. Трудность работы заключалась даже не в сроках, они были… чуть больше суток, и не в том, что писать стихи надо было на музыку, к тому же изначально далекую от песенной, а в том, что Мирей не знает русского языка, трудность произношения которого иностранцами всем известна, особенно французами. Прозвучала просьба, чтобы в тексте было меньше буквы «р», чтобы слова были как можно с меньшим количеством слогов и чтобы отдельные строчки повторялись. Предстояла такая проверка на профпригодность. Но я был к этому готов, потому что многими годами раньше уже проходил похожие испытания с Ириной Понаровской. Я для нее в конце 90-х - начале нулевых написал 6 стихотворных текстов на уже готовую музыку, далекую от той, что называется попсой или шансоном. У Понаровской с русским языком все в порядке, но она еще и требовательна к каждой букве. Потому что каждая буква - это свой звук, а звук - это голосовые возможности певицы, это эмоции, это разноцветные краски голоса, из которых складывается палитра песни. Я, еще не имея никакого представления, о чем будет песня, уже имел точное указание от певицы, что вторая строчка припева должна оканчиваться на слог с открытым «А», а третья строчка запева начинаться с «И» и так далее. Вполне вероятно, что такую работу со словом трудно назвать комфортной, но она чрезвычайно интересна, а когда удается, да еще не в ущерб правилам стихосложения и художественной составляющей текста, то это всегда восторг души. Я очень ценю такие свои работы для песен Понаровской, как «Блюз любви», «Король дивных снов», «Я не хочу грустить», «Самба под луной». Кстати, отвечая на вопрос, с кем из певцов мне работалось комфортнее всего, не упомянул имя Софии Ротару. Но это потому, что ответ лежит на поверхности. В моем творчестве София Михайловна для меня номер один была, есть и будет. И, конечно, Вячеслав Добрынин, с которым мы дружим уже более полувека.

- Есть ли у вас секрет написания удачного текста?

- Если ты называешься поэтом-песенником, если считаешь себя профессионалом, то каждый твой стихотворный текст просто обязан быть интересным. Другое дело, и, видимо, вы это имели в виду задавая вопрос, есть ли какой-то секрет сочинения стихотворения, которое бы сделало песню мегапопулярной, или, как принято говорить, хитом. Такой секрет есть, и в нем нет ничего секретного. Достаточно соблюсти несколько условий. Давайте по порядку. Создание песни - это коллективное творчество (как спектакль). Не случайно существует такой термин: театр песни. От стихотворения, даже если оно гениальное, ничего не зависит, потому что его строки должны запомниться своей особенной мелодией, которую обязан придумать композитор, аранжировщик - оркестровать, чтобы она выглядела модной и нарядной, а потом, как вишенка на торте, исполнитель должен петь таким образом, чтобы ни у кого даже сомнения не возникло, что это - его фирменная песня. Но и это еще не все. В сегодняшней действительности, когда мы очень большой процент информации воспринимаем исключительно в видеоформате, песня должна быть «упакована» в клип, где от его сценариста, режиссера и оператора требуется, используя возможности киноязыка, не дать зрителю никакой возможности оторваться от экрана. Но не спешите радоваться. Это все не будет стоить и ломаного гроша, если песня не найдет душевного отклика не у аудитории слушателей и зрителей, а в народе в самом широком понимании этого слова. В качестве примера приведу песни Ярослава Дронова (Shaman) «Встанем!» и «Я - русский!».

С народными артистами России Борисом Клюевым и Борисом Морозовым.

- Спасибо, всё разложили по полочкам. Создание песни и в самом деле процесс крайне увлекательный и при этом - непростой. А с чего начинается рабочий день поэта-песенника?

- «Чисто конкретно» ответить на этот вопрос не могу, хотя бы потому, что, помимо песен, работаю еще и над либретто музыкальных спектаклей, сценариями концертных программ и разных культурно-массовых мероприятий. Но как у всякого творческого человека, литератора, погруженного в свою работу, рабочий день никогда не кончается. За письменный стол сажусь по настроению, если только моя работа не связана договором и конкретными сроками. Тогда могу весь день (а когда был помоложе, то и всю ночь) не выходить из-за письменного стола.

Стариковское ворчание

- Ваше отношение к современной эстраде?

- Какое у меня может быть отношение к тому, чего нет? Эстрада, как и само это понятие, включающее в себя все многообразие малых форм сценического искусства, на мой взгляд, умерла где-то к середине 90-х годов прошлого столетия. Сегодня на сцене, на телевидении, по радио и в жизни правит бал шоу-бизнес и его верная спутница попса. Как писал Валентин Гафт:

Попса дробит шрапнелью наши души,

Ее за это не привлечь к суду.

Часть поколенья выросла на чуши,

И новое рождается в бреду.

Более того (и это самое страшное), искусство, художественное творчество из сферы культуры по факту стало сферой бытовых услуг. Другими словами, «чего изволите…». Допускаю, что это, может быть, всего лишь мое стариковское ворчание. Как говорил один из моих самых любимых писателей Оскар Уайльд, в искусстве, как и в политике, деды всегда неправы. Я жил в одном доме и учился в одной школе с писателем-юмористом Аркадием Хайтом, дружил с блестящим мастером афоризма Михаилом Гениным, был близко знаком с блистательным конферансье Борисом Бруновым, поэтому за выступлениями стендап-комиков из ТНТ не слежу. Не интересно. За вокалистами да, наблюдаю.

В кругу друзей: Нахим Шифрин, Михаил Шабров, Роксана Бабаян и Владимир Матецкий.

- Есть ли исполнители, заслуживающие внимания?

- Для меня сегодня номер один, безусловно, Ярослав Дронов, о котором упоминал выше. И еще мне очень нравится Иван Дятлов - победитель второго сезона проводимого в Белоруссии конкурса вокалистов «Фактор. by». Он моложе Ярослава, ему 23 года. У парня есть всё: великолепные вокальные и физические данные, образование (и какое!). Иван - выпускник факультета интеллектуальных кибернетических систем Национального исследовательского университета (МИФИ), продолжает учиться в Институте театрального искусства им. Иосифа Кобзона. Он может вырасти в очень большого певца, если избежит зубов акул шоу-бизнеса.

- О любви немало песен сложено - поется в одном популярном произведении. По сути, все ваши песни - тоже о любви. А какая песня любима лично вами? Ваша собственная либо написанная коллегами?

- Одну не назову. Если без кокетства, что, мол, мне все мои песни дороги, то это «Дикие лебеди» и «Хуторянка» на музыку Владимира Матецкого, «Все мимолетно», «Сумасшедший дождь» и «Не оставляй меня одну» на музыку Вячеслава Добрынина и романс на музыку Алексея Карелина «Я не пойму тебя, любовь». Люблю и с удовольствием слушаю песни на стихи Леонида Дербенева и Игоря Шаферана. Все!

- Какие песни любит петь Михаил Шабров в кругу семьи?

- В кругу семьи мое пение считается нежелательным по медицинским основаниям, поскольку в связи с особенностями моего голоса вызывает болезненные ощущения у слушателей не только в органах слуха, но и в желудочно-кишечном тракте. Я не садист, поэтому в кругу семьи не пою, впрочем, как и за его пределами.

В составе жюри международного конкурса эстрадной песни "Морской узел" в Новороссийске: слева от Шаброва - народный артист РФ Георгий Гаранян, справа - засл. деятель искусств РФ Станислав Бэлза.

Зигзаги судьбы

- В юные и молодые годы вы публиковали свои заметки в школьной стенгазете. Какая еще профессия близка вам по духу?

- Именно журналиста. Уже в восьмом классе я определился со своей будущей профессией. Готовясь к ней, поступил на факультет русского языка и литературы МГПИ имени В.И. Ленина. Сразу же начал сотрудничать в многотиражной газете института «Ленинец». Стал специализироваться в жанре фельетона. У меня в наставниках были преподаватели института, известные литературоведы, критики Всеволод Сурганов и Игорь Мотяшов. В студенческие годы стал печататься в «Московском комсомольце», в «Учительской газете»… В 1977 году был принят в Союз журналистов СССР. Активно работал на радиостанциях «Маяк» и «Юность». До 30 лет и не думал, и не мечтал писать стихи для песен. Даже учась в институте, из стен которого вышли такие мастера авторской песни, как Юрий Визбор, Ада Якушева, Борис Вахнюк, Вадим Егоров. А ведь я со всеми из них, кроме Визбора, был знаком, общался, увлечен их творчеством. Вот они, зигзаги судьбы! Но, как говорится, все, что ни делается - к лучшему. Хотя кто знает…

- Вы посвятили Крыму песню «Массандра». У вас есть воспоминания, связанные с этим поселком? Вам доводилось в нем бывать? Чем еще близок Крым?

- На вопрос, чей Крым, всегда отвечаю: мой. Двоюродный брат жил и работал в Симферополе, там же жили и мои родственники по линии отца, у которых я бывал в гостях. Кроме того, на протяжении многих лет Крым в советское время являлся моим излюбленным местом отдыха. Сначала это была Алушта, а потом Евпатория и Нижний Мисхор. После «Лаванды» и того резонанса, который эта песня вызвала, я уже стал «повязан» с Крымом, можно сказать, родственными отношениями. Кстати, «Массандра» - не первая песня на мои стихи, которая непосредственно посвящена Крыму. Специально для фестиваля «Крымские зори» (по-моему, в 1987 году, точно уже не помню) мы с Владимиром Матецким написали песню «Южный ветер». Ее исполнила София Ротару. Эта песня записана и на диск певицы «Золотое сердце», изданный фирмой «Мелодия». В поселке Массандра, конечно, был, но он, скорее, больше любим композитором Юрием Эриконой, с которым мы и написали песню с аналогичным названием. У него родилась тема, посвященная поселку, и он предложил придумать для нее стихотворный текст, что я с удовольствием и сделал. Мне кажется, что песня получилась очень выразительной, я бы сказал сюжетной, и вполне может претендовать на одну из музыкальных визиток Крыма. Но пока мы в поиске достойного исполнителя.

- Ваши пожелания читателям нашего крымского еженедельника?

- Всем крымчанам желаю чистого неба: чтобы, кроме ласкового шума морского прибоя, ничего не нарушало ход мирной и счастливой жизни, которую Крым по-настоящему заслуживает.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 19 апреля 2023

Заголовок в газете: ЕГО ГОРНАЯ ЛАВАНДА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру