К истории любимого фильма: "Белое солнце" всходило в Крыму

Телек жил, телек жив, телек будет жить!

Отмечая юбилей Победы в Великой Отечественной, и про Гражданскую забывать как-то негоже. Тем более объединяет эти два события талантливейший Булат Окуджава – фронтовик (день рождения у него, кстати, 9 мая), замечательно написавший и про «ту, единственную, гражданскую, и про Госпожу Удачу, и о девятом десантном батальоне, о котором, так душевно пела в фильме «Беларусский вокзал» бабушка Вани Урганта.

Телек жил, телек жив, телек будет жить!
Кадр из фильма Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни" (1969).

Представляете, вот уже 45 лет мы с удовольствием произносим фразы: «Гюльчатай, открой личико!», «стреляли...», «за державу обидно», «таможня даёт добро» и многие другие. Песню поём о госпоже Удаче. 45 лет фильму Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

Вначале советский «вестерн» должен был называться «Пустыня», потом «Спасите гарем», и снимать его собирался Андрон Кончаловский. Но в результате режиссёром стал Владимир Мотыль. Авторы сценария — Владимир Ежов и Рустам Ибрагимбеков — в основном трудились в Крыму, в Коктебеле. Им неплохо удавалось сочетать приятное с полезным. Не лишними оказались поэт Булат Окуджава, композитор Исаак Шварц, сочинившие знаменитую песенку о госпоже Удаче, и даже режиссёр Марк Захаров, выступивший в качестве писателя, — именно он сочинил письма главного героя, товарища Сухова, драгоценной Катерине Матвеевне.

Заменили не только режиссёра, но и исполнителя главной роли. Г. Юматов оказался не в форме, и на помощь призвали А. Кузнецова, который ранее проходил пробы. Он и сыграл главную роль своей жизни. На съемках, бедный, однажды упал с баркаса и чуть не утонул. Спасибо водолазы спасли.

Слабой половине человечества Сухов очень даже полюбился. Этим, кстати, воспользовались похожие на актера проходимцы, которые стали разъезжать по Союзу, влюбляя в себя доверчивых женщин.

Роль Верещагина ленинградский артист Павел Луспекаев сыграл не просто хорошо, а легендарно. Перед съёмками актеру ампутировали обе стопы, многие даже предлагали найти другого артиста: зачем, мол, нам инвалид. Ноги болели адски, помогала матушка-водка да Каспий: окунешь ноги в море — вроде полегче.

Луспекаев успел увидеть премьеру «Белого солнца», водил на этот фильм друзей, а когда звучала мелодия его песни, гордо толкал их в бок: «Моя темочка...

Саид по кличке Стреляли — Спартак Мишулин — летал на съёмки тайком, боясь навлечь на себя гнев главного режиссера Московского театра сатиры Валентина Плучека. Для роли Саида артисту пришлось побриться наголо, но, чтобы Плучек ни о чем не догадался, актер заказал специальный парик, идентичный его настоящей причёске. Все было бы хорошо, но Мишулин, раскланиваясь однажды с Плучеком, сдёрнул почтительно кепку… вместе с вышеупомянутым париком. Однако главреж его простил.

А Абдулла, Кахи Кавсадзе, получив за фильм гонорар ровно 777 рублей 00 копеек, половину этой суммы сразу же просадил с друзьями в ресторане. Конь под Абдуллой каждый раз шарахался от выстрелов и безнадёжно испортил несколько дублей. Тогда вместо коня Кавсадзе усадили на плечи ассистента режиссёра, который весил 106 килограммов и с готовностью стал изображать породистого скакуна. Но в окончательный вариант фильма все-таки вошел эпизод с настоящей лошадью.

Гарем был что надо. Зухру сыграла Татьяна Ткач, которую потом можно было заметить в сериале «Место встречи изменить нельзя». Остальных жён изображали: продавщица магазина «Синтетика», баскетболистка из Риги… и даже самая настоящая путана из Ленинграда — колыбели революции. А вот Гюльчатай, которую весь фильм просили открыть личико, было две:

студентка циркового училища Татьяна Денисова и Татьяна Федотова, студентка хореографического училища.

В пустыне, понятное дело, было жарко. Страшную жажду утоляли зелёным чаем, и не только. На стареньком «козлике» ежедневно ездили за чекушками в магазин Луспекаев, Кузнецов и Петруха Н.Годовиков.

Конечно, на съёмках вместо самогонки послушно пили газировку. Икра в кадре настоящая, правда, банка на самом деле с двойным дном, намазывали только поверху, а для ложки было предусмотрено специальное углубление.

Многих алкоголь спасал от расстройства желудка — вода в Дагестане и Туркмении была дрянная. Во время съёмок Петруха — Годовиков страдал дизентерией. Когда Абдулла закалывал его штыком, артист, по собственному его признанию, только и думал, чтобы поскорее отсняться и сбежать за бархан.

О судьбе артиста Годовикова позднее много писали. Был в армии, трижды сидел в тюрьме за тунеядство, бомжевал, личная жизнь не складывалась, и только отсидев третий раз Петруха вроде бы начал возвращаться к нормальной жизни.

Госпожа Удача улыбнулась картине не сразу. Фильм выпустили на экраны только благодаря генсеку Л.И. Брежневу, а уже потом он стал любимой картиной советских космонавтов — шутили даже, что без «Белого солнца» летать в космос они наотрез отказывались.

"ТелеКиноКрым", № 6 от 06.05.2015

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру