25 национальных ансамблей, вокальных и хореографических студий из Крыма, Краснодарского края, Адыгеи, Ставрополья и других регионов представили на сцене 40 концертных номеров. Кроме того, в рамках фестиваля 60 мастеров декоративно-прикладного искусства продемонстрировали разнообразие изделий народных промыслов. Мероприятие посетили более 6 тысяч гостей.
Этнокультурный фестиваль, приуроченный к Году культурного наследия народов России, проводит Межрегиональная общественная культурно-просветительская организация «Фестиваль «Святой Владимир». Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура». Генеральными партнерами выступили Дом дружбы народов Крыма и администpация города Саки.
- Первый Всероссийский этнографический фестиваль посвящен самобытности, традициям и обычаям народов, населяющих нашу страну, - сказала президент «Фестиваля «Святой Владимир», руководитель проекта «Этно-Крым» Елена Иваниченко. - Мы хотим ближе познакомиться с культурой разных народов нашей многонациональной страны через песенное и танцевальное народное творчество, декоративно-прикладное искусство и даже кино. Мы за дружбу, любовь и взаимное узнавание.
Из хобби в дело всей жизни
Из Севастополя в Саки прибыла многочисленная группа народных умельцев. Наталья Кручевская создает своими руками яркие расписные свистки. Ее изделия неповторимы, виден почерк мастера и особый шарм. Чтобы обучиться старинному ремеслу, Наталья посетила несколько центров народного промысла (например, она побывала в знаменитом селе Дивеево Нижегородской области).
- Изделие расписывается по традиционной технологии. Штрихи от процарапывания - это когда сначала наносится краска, а потом зубочисткой процарапываются тонкие линии. Самые тонкие линии создаются при помощи кошачьего меха: у кошечки под шеей выстригаю шерсть и делаю кисточку, - раскрывает Наталья секреты мастерства.
Проходим вдоль шатров с изделиями народных промыслов. В одном из них гончар дает мастер-класс и предлагает самостоятельно изготовить на круге глиняную посуду. В другом - мастера-кожевники ловко делают ремни с художественным тиснением. Яркие игрушки привлекают внимание ребенка, узорчатая посуда манит хозяек. Кто-то верит, что подобные вещи могут не только украсить быт, но и сплотить семью, а кто-то просто покупает их как сувенир.
Мария Шарова еще в студенчестве увлеклась художественной обработкой стекла. К этому она пришла через интерес к древней истории: в Месопотамии, Египте и после в Византии мастерам заказывали разноцветные стеклянные бусы. Купила горелку и на открытом огне с помощью металлической спицы и стеклянного прутика стала изготавливать бусины. Работу со стеклом и огнем Мария сравнивает с медитацией.
- Стекло - это удивительный материал, ни на что не похожий, - рассказывает мастерица. - Сегодня я работаю с музеями Крыма, Москвы, создаю украшения для традиционных русских костюмов. Могу рассказать, для чего их носили, почему крымчанки выбирали бусы бирюзового цвета, а на Руси предпочитали синий, красный и желтый цвета. Я же любитель истории.
В семье Условых из Джанкойского района к народному ремеслу приобщились все. Сначала Светлана - в прошлом социальный педагог, а сегодня - изготовитель кукол-оберегов из нитей и пряжи. Когда сыну было 2 года, она попала на тренинг по развитию детей, где познакомилась с технологией изготовления народной игрушки - «мотанки». Начала делать кукол для ребенка, на подарки, а затем увлеклась всерьез. Так у нее появилось хобби всей жизни. В этом году в Крымском этнографическом музее провели семейную выставку изделий семьи Условых. Супруг Павел - инженер, но тоже освоил народный промысел: работает на гончарном круге. Сыну Светозару ничего другого не оставалось, как разделить увлечение родителей: он изготавливает свистки и исполняет на них разные мелодии. Условы стали победителями регионального этапа всероссийского конкурса «Семья года» в номинации «хранители народных традиций».
Светлана уверяет, что ее «мотанки» приносят удачу.
- В прошлом году мама купила сыну «мотанку» для успешного поиска второй половины. В этом году они приехали в большом составе: нашел сын невесту. Кто-то покупал народную игрушку, мечтая о потомстве - и в течение года появился малыш. Обычно что-то меняется именно за 12 месяцев, - заметила рукодельница.
Послушали мы с подругой мастерицу - и сами приобрели «мотанки», надеясь на осуществление своих желаний.
Танец - проводник к роду
А на сцене в этом время один этно-фолк-ансамбль сменялся другим, зажигая публику и приглашая пуститься в пляс: русские песни и танцы чередовались с крымско-татарскими, кавказскими, еврейскими, украинскими, греческими.
Фольклорный ансамбль «Лепота» из Красноперекопска 25 лет носит звание «Народный коллектив». Здесь занимаются любители фольклора от 14 до 80 лет. Днем они инженеры, педагоги, газовщики, а когда рабочий день заканчивается, бегут во Дворец культуры на репетицию.
- Мы поем песни разных регионов России, - рассказывает руководитель «Лепоты» Маргарита Ткачук. - Нас часто приглашают на гастроли - к сожалению, не всегда бюджет позволяет выезжать. Мы были с концертами в Москве, Смоленске, Костроме, Беларуси, выступали по приглашению Александра Захарченко в Донецке. И вот сейчас очень обрадовались, когда узнали, что наши номера были отобраны для участия в финальном гала-концерте фестиваля «Этно-Крым».
Гостями фестиваля стал и уникальный театр народного костюма «Духовный синтез» из Краснодарского края, миссия которого - возвращать в общество знания о русских обычаях и традициях.
- Через костюмы мы рассказываем об обычаях и особенностях разных регионов России и о том, что у нас было общего. История некоторых костюмов насчитывает 120-130 лет, наши художники полностью воссоздали эти наряды благодаря музейным экспонатам, - говорит руководитель театра, председатель Общества русской культуры Краснодарского края, заслуженный деятель искусств Кубани Татьяна Брускова. - Как не через русское показать все остальные культуры? Например, у нас есть сцена «Плач невесты». По всей Руси более 120 описаний свадеб, но все объединяет одно и то же: невесты плачут, прощаясь со своей родней, а на костюме ей вышивают символы семьи мужа. Кстати, в Китае есть такой же обряд. Но он больше игровой.
В театре выступают артисты от 17 до 50 лет. Они работают в музеях, выступают для школьников, студентов, иностранных делегаций. По приглашению русской общины побывали во Франции, в Германии стали участниками международного фестиваля. Коллекция «Духовного синтеза» насчитывает до 70 костюмов.
На фестивале «Этно-Крым» представить наряды краснодарского театра мод доверили красавицам-моделям из «Smooth Lifestyle».
Зажигательную программу кавказских танцев обеспечил коллектив «Дружба народов» из г. Ессентуки Ставропольского края, в котором занимаются около 120 детей. Состав группы колоритный и интернациональный, хореографию осваивают осетины, чеченцы, кабардинцы…
- Танцем люди показывают связь со своей национальностью, культурой, - рассказывает художественный руководитель, заслуженный деятель искусств РФ Янис Попов. - Они хотят знать танцы своего народа, поэтому у нас широкий репертуар, и мы стараемся не обделить вниманием ни один народ, который проживает на юге России. Например, помимо кавказских или казачьих танцев у нас есть греческие. Если маленьких детей приводят родители, то подростки приходят сами: хотят показать себя на вечеринке, на свадьбе, где люди хотят посмотреть на традиционный национальный танец. Научившись, они понимают, что уже не могут жить без сцены.
Слова руководителя подтверждают молодые танцоры. У Давида дух захватывает, когда он на сцене. А Карина знает больше 10 национальных танцев - так девочка из Ставропольского края знакомится с культурой разных народностей Кавказа, и вообще, всей своей страны.
Завершился фестиваль спектаклем-концертом «Башмачник Паганини» с участием актера, режиссера, заслуженного артиста РФ Михаила Богдасарова и выступлением певицы с ярким вокалом и невероятной энергетикой, народной артистки Узбекистана Натальи Нурмухамедовой.