В симферопольской библиотеке отмечают юбилеи Антокольского и Луговского

Летний июль текущего года богат на литературные юбилеи. В преддверии 125-летия со дня рождения П.Г. Антокольского и 120-летия В.А. Луговского симферопольская библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского организовала выставку поэтической доблести «Свидетели и летописцы времени».

В симферопольской библиотеке отмечают юбилеи Антокольского и Луговского

Знаменитые строки Евгения Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт / В ней суждено поэтами рождаться / Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, / Кому уюта нет, покоя нет» вошли в название первого раздела выставки, повествующего о периоде в литературной жизни нашей страны, когда писатели и поэты, ровестники века, в жизнь которых вошли революции и войны, «славили время», посвящали свое творчество переменам и свершениям, исканиям и победам. Вниманию читателей представлены книги «История советской литературы» разных лет выпуска, сборники «Победа», «Музы вели в бой», «Поэмы Победы», «Россияне», «Воздух детства и отчего дома…», «Родные нивы», «Невыдуманные поэмы» и др., в которые вошли творения юбиляров. Особое внимание привлекают краеведческие издания «Крым. Поэтический атлас», «Вечный огонь», «У времени на юру. История Крыма в русской поэзии» Корнеевой Л.Н., «У литературной карты Крыма» Дегтярева П.А. и Вуля Р.М.,  др.

Раздел «Прошло вчера. Проходит завтра. / Мне представляется порой, / Что время – славный мой соавтор, / Что время – главный мой герой» (П. Антокольский) посвящен жизни и творчеству Павла Григорьевича Антокольского, еще в юности привлекшего своим поэтическим талантом особое внимание Марины Цветаевой, которая в голодном 1919-м году подарила Павлу перстень с прилагающимся к нему стихотворением: «…Вот талисман тебе от красных губ, / Вот первое звено в твоей кольчуге – / Чтоб в буре дней стоял один – как дуб, / Один – как Бог в своем железном круге».  В 1961 благодарный Антокольский пишет стихотворение «Марина», посвящая его Цветаевой: «…Слышишь? Снова / Шумят крылами чайки над тобой. / В бездонной зыби зеркала дневного /  Сверкают скалы, пенится прибой... / Вот он, твой Крым!  / Вот молодость, вот детство, / Распахнутое настежь поутру…».

За свою долгую творческую жизнь Павел Антокольский написал девять сборников стихов, несколько поэм и выпустил четыре сборника статей. Каждая книга поэта – это цельное произведение, проникнутое глубокими переживаниями и размышлениями автора. Самым известным творением Антокольского является поэма «Сын», посвященная «памяти младшего лейтенанта Владимира Павловича Антокольского, павшего смертью храбрых 6 июня 1942 года» и принесшая писателю мировую известность и Сталинскую премию. Крым в этой поэме для поэта-отца стал олицетворением счастья и мира: «Он <Владимир> жил в Крыму то лето. / В жарком полдне / Сверкал морской прилив во весь раскат...» и беды: «Сегодня нет ни мальчика, ни Крыма… / Метет метель, трубит в охрипший рог…». Одним из известнейших произведений Павла Григорьевича, вошедшего во многие крымские поэтические сборники, стало стихотворение «Коктебель», посвященное Максимилиану Волошину.  

Антокольский помог найти себя в литературе младшим собратьям по перу – Константину Симонову, Маргарите Алигер, Евгению Долматовскому, поэтам-фронтовам – Михаилу Луконину, Семёну Гудзенко, его называли учителем Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко. Последний сборник стихотворений «Конец века» вышел в 1977 году и стал своеобразным подведением жизненных итогов.   Павел Григорьевич Антокольский ушел из жизни в 1978 году, не дожив три месяца до 83 лет.

Третий раздел выставки «Итак, начинается песня о ветре, / О ветре, обутом в солдатские гетры, / О гетрах, идущих дорогой войны, / О войнах, которым стихи не нужны» (В. Луговской) посвящен Владимиру Александровичу Луговскому, чей  первоначальный круг впечатлений и поэтических образов составили революция, Гражданская война и русская история.

Константин Паустовский писал: «У Луговского было много любимых земель, его поэтических вотчин…, но, пожалуй, самой любимой землей для него, северянина, всегда оставался Крым». Крым вошёл в жизнь и творчество Владимира Александровича в 1927 году вместе с его стихотворением «Перекоп», посвященном Гражданской войне, о которой автор знал не понаслышке. Поэту не довелось стать участником штурма Перекопа, но заключительные аккорды военных действий, грохотавших на Крымском полуострове, звучали сквозь всё его творчество, алыми маками расцвели в  стихотворении «Костры», созданном в последний год жизни.

Через всю свою жизнь Владимир Александрович пронес любовь к Ялте, куда он приезжал почти ежегодно, за исключением военных лет. Именно в Ялту в  1939-м пришла весть: за стихи «Вставайте, люди русские!» для фильма «Александр Невский» Луговской награждён орденом «Знак Почёта». Из жизни поэт тоже ушел в Ялте 5 июня 1957 года. Собираясь в тот последний раз в Ялту, Владимир Александрович сказал: «Еду за синей весной. Буду работать». Ялта чтит память Луговского. Как в своей книге «Памятники Большой Ялты» написала Наталья Гурьянова: «Имя В. Луговского носит скала в парке Дома творчества, которой посвящены его строки замечательного стихотворения «Журавлиная ночь». Здесь по завещанию поэта замуровано его сердце. Скала стала своеобразным памятником Луговскому: в 1960 году в нее вмонтирован барельеф поэта (скульптор А.А. Миронов)».

Крым стал для Луговского счастливым знамением, землёй обетованной, любовь к которой рождала потрясающие строки. Крымскими мотивами пронизаны его стихотворения «Шторм» и Черноморская эскадра в Ялте», «В галерее Айвазовского» и «Симеиз», «Прощание с юностью» и «Санаторная ночь», «Севастополь», поэмы «Эфемера», «Юность» и др.  В 1934 году родилось его знаменитое стихотворение, посвященное нашему родному Симферополю «Могила Скилура». В Симферополе ещё при жизни Луговского вышла небольшая книга, сборник «Крымские стихи».

Как двойник Джеки Чана спас репутацию вороватого чиновника

Как двойник Джеки Чана спас репутацию вороватого чиновника

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру