Юлия Лавряшина: в Крыму у меня рождаются новые сюжеты

Сева с тополя и другие

«Природа - это и есть истина. Последнюю можно найти и в других вещах, но природа всегда такая, какая есть, и не притворяется ничем иным», - рассуждает Юлия Лавряшина в романе «Кот знает всё». Именно море и крымская природа вдохновляют известную российскую писательницу. В эксклюзивном интервью «МК в Крыму» она рассказала о новых проектах, работе с кинематографистами и источнике вдохновения.

Сева с тополя и другие

Два видеомагнитофона

- С удовольствием слежу за вами в соцсетях. Видела обложку книги «Я не чертик!», когда выйдет?

- Надеюсь, что скоро. Повести «Я не чертик!» и «6/9 лета» готовит издательство «Время». Еще очень жду начала съемок семейного фильма «Новогодняя несказка», отложили из-за пандемии. Это добрая история о старике и девочке, которые застряли в московском аэропорту в канун Нового года. Главные роли сыграют Сергей Шакуров и Виталия Корниенко. Режиссер фильма - создатель «Подольских курсантов» Вадим Шмелев, автор идеи - продюсер Олег Кириченко, а мне принадлежит сценарий.

 - Наверное, плох тот писатель, который не мечтает стать сценаристом. Потому что сейчас сериалы заменяют книги. А у вас с чего всё началось?

- Обычно отсчет творческой деятельности у писателя ведется с момента первой публикации. У меня она была 10 декабря 1988 года. Газета «Комсомолец Кузбасса» хотела опубликовать мой рассказ «Веселенький денек» о конфликте старшеклассника с комсомольской организацией. Но в последний момент отказались от этой идеи по политическим соображениям и взяли другой рассказ - «Начало зимы». Помню, как мы торжественно отмечали это с мужем в ресторане. Я представляла, что моя жизнь изменится после этого… Потом были публикации в коллективных сборниках, а в 1991 году вышла книга «на троих» - с двумя другими авторами. Но хотелось издать собственную книгу! Увы, времена тогда были суровые, издательствам приходилось тяжело, и начинающие авторы искали спонсоров. Помню, у меня появился такой человек, он попросил дать почитать то, что я собиралась издать. Я отдала ему напечатанную на машинке рукопись, а потом он внезапно исчез. Для меня это была страшная трагедия, я была в такой депрессии, что мужу Артуру стало меня очень жалко. Чтобы издать мою первую книгу, он продал два видеомагнитофона, купленных за большие деньги для его профессиональной деятельности. Получилось, как в рассказе О. Генри «Дары волхвов». А вскоре мной заинтересовалось крупнейшее за Уралом новосибирское издательство «Мангазея», где у меня вышло с десяток книг. 

- В каких условиях вы работаете? Вот, например, Татьяне Устиновой требуется полная тишина - она закрывается в комнате и просит не отвлекать ее.

- Сейчас у меня есть кабинет. А когда я писала первые книги, у меня даже стола своего не было. Мы жили в небольшой квартире в Кемерово, дети были маленькими, они всё время играли рядом со мной. У меня был такой планшет, знаете, как журналисты во время войны использовали, чтобы прикрепить бумагу и делать записи. Я держала планшет на коленях и писала. Просила Олю с Женей не трогать меня, не задавать вопросов и как-то отключалась, сочиняла. Один из моих редакторов любил говорить: «Она пишет, а по ней дети ползают». Примерно так оно и было, но я выдержала. Сейчас мне тоже требуется уединение, письменный стол, ноутбук - всё, что положено настоящему писателю.

Детский вопрос

- У любого писателя есть та самая отправная точка, когда что-то его заставило писать…

- Когда мне было лет восемь, пропал мой любимый кот. Я так переживала, что свою боль вылила в стихи. Конечно, они были простыми, детскими, но именно тогда я почувствовала, что становится легче, когда переносишь эмоции на бумагу. И потом я часто перед сном придумывала истории про мальчика Альку, которого позаимствовала у Аркадия Гайдара. Только у него Алька погиб, а я его оживила. Много лет спустя у меня вышла книга «Пока, лосось!», где героиню тоже зовут Алька. Но на встречах с детьми я повторяю одну вещь: «Прежде чем стать писателем, каждый человек становится читателем». В моем детстве были особые книги, которые я много раз перечитывала, знала их чуть ли не наизусть - «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн, «Два капитана» Вениамина Каверина.

- Говорят, что книги воспитывают мировоззрение, а дети должны учиться на примерах родителей. Вы с этим согласны?

- В идеале родители постоянно должны быть рядом, воспитывать душу ребенка. К сожалению, в реальности не всегда так бывает. И тут на помощь приходит книга, она дает ответы на возникающие у детей вопросы. Многим родителям кажется, что ребенок еще маленький, чтобы размышлять о добре и зле, жизни и смерти, справедливости. Но дети думают об этом чаще взрослых. Ведь родителям некогда об этом задумываться, они заняты работой. И большое счастье, если ребенку попадется книга, которая на эти вопросы даст ответы. Поэтому я стараюсь не избегать серьезных тем, даже если пишу для маленьких детей. Отношения с родителями, со сверстниками - очень важные темы. Если автор занимается не массовой развлекательной литературой, а серьезной, он должен отдавать себе отчет, как его слово отзовется в душе ребенка. Всё, что происходит с героями, читатель проецирует на свою жизнь. Поэтому на писателе лежит огромная ответственность…

- Вы говорите о детях как педагог, был такой опыт?

- Я вела литературную студию в одной из школ района Отрадное в Москве. Но поняла, что педагогика - не мое. Я могу почитать и посоветовать, но вмешиваться не люблю, каждый должен найти свой голос, найти себя. Я никогда не чувствовала тяги к педагогике, потому и не стала поступать на филологический факультет в Кемерово. Выбрала Библиотечный факультет Кемеровского института культуры, поближе к книгам.

- У писателей, журналистов наступают периоды творческого кризиса. Когда чувствуешь: всё, исписался.

- Без этого никак, со всеми такое случается. У меня был период в Кемерово, когда я одну вещь заканчивала и сразу начинала другую. Это был творческий запой, я себя останавливала, чтобы отдохнуть, почитать других авторов. Сейчас взахлеб не пишется. Но в прошлом году написала несколько неплохих вещей.

Крымская мечта

- Знаю, что у вас была мечта перебраться в Крым.

- Эта мечта у меня с раннего детства, я от нее не отрешилась. Впервые я увидела море и Крым в девятилетнем возрасте. Наверное, ничего лучшего в своей жизни больше не видела. Мне всегда хотелось иметь свой домик у моря, но пока не сложилось, в Москве еще дела держат. Но все-таки я не теряю надежды, настолько сильна во мне тоска по Черному морю. Люблю Ялту, у меня там живут родственники, город совершенно волшебный. Крым меня очень вдохновляет! К примеру, героиня романа «Кто эта женщина» осуществила мою мечту и переезжает в Крым. Действие повести «Догхантер» происходит в небольшом приморском городке. Или трилогия о юной художнице Майе, которая живет в лагере для одаренных детей на морском берегу. Все эти сюжеты появились благодаря Крыму. Надеюсь, что эти книги дойдут до крымчан.

- Кажется, у вас была серия детских книг про Севастополь?

- У нас есть семейное издательство «Лавр». Мы там выпустили три книжки про котенка Алекса - первая называлась «Котенок в космосе», а вторая - «Котенок и Сева с тополя». И вот котенок Алекс знакомится с этим Севой, когда они вместе с Настей прилетают на каникулы к дедушке в Севастополь. Мы подарили эти книги многим крымским библиотекам. 

- А какие сувениры вы увозите из Крыма?

- Главное - это вдохновение, новые сюжеты, впечатления. Мы всегда ездим в Крым на машине, путешествуем по разным городам. Надеемся, что получится в этом году отправиться на полуостров. Обычно в Москву везем крымское вино и сувенирчики из ракушек, чтобы голос моря всегда был рядом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 9 июня 2021

Заголовок в газете: Сева с тополя и другие

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру