«Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат. / Твое вино – рассвет. Твои созвучья в хоре, / Торопятся принять, в спешащем разговоре, / Цветов загрезивших невнятный аромат», – эти строки Константин Бальмонт посвятил Сергею Сергеевичу Прокофьеву, музыкой которого не уставал восхищаться.
К юбилею прославленного композитора библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя приурочила библио-аккорд «Солнечный гений Сергея Прокофьева». Информационным сопровождением мероприятия стала выставка из фонда библиотеки «Я – проявление жизни», материалы которой («Сергей Прокофьев» Наталии Савкиной, «Силуэты композиторов ХХ века» Леонида Энтелиса, «Энциклопедический словарь юного музыканта») знакомят читателей и удаленных пользователей с творческой биографией композитора.
Будущий маэстро мелодий родился в 1891 году в имении Сонцовка (ныне село Красное недалеко от Донецка), где служил управляющим его отец. Воспитанием сына занималась мать Мария Григорьевна, талантливая пианистка-любительница. Уже в пять лет маленький Сережа одновременно с первыми уроками игры на фортепьяно сочиняет музыку, бережно записываемую матерью (рондо, вальсы, небольшие пьесы). В десятилетнем возрасте он пишет первую оперу – «Великан», а в тринадцать – музыкальный вундеркинд поступает в Петербургскую консерваторию, где его учителями становятся Николай Римский-Корсаков и Анатолий Лядов. На вступительный экзамен, по воспоминаниям композитора, он пришел «сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес». В студенческие годы композитор проявляет интерес к новым направлениям в музыке, со временем заявив о себе как о музыканте-новаторе. Окончив консерваторию, как композитор в 1909 году, Прокофьев продолжил обучение в ней как пианист. Когда в 1914 году талантливый выпускник завершил с триумфом учебу, он был удостоен золотой медали и премии.
В 1918 году Сергей Прокофьев уезжает за границу, где живет (сначала в США, затем – в Европе) и с успехом гастролирует как пианист и дирижер. Однако мыслями композитор все чаще возвращается в Россию: «Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский… Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь». В 1927 году музыкант приезжает с гастролями в Советский Союз, дает концерты в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе. Начиная с 1932 года, живя за границей, он, числился профессором-консультантом Московской консерватории. Окончательно на родину композитор возвращается в 1936 году.
Умеющий великолепно организовать свое время, Сергей Прокофьев оставил огромное творческое наследие – оперы и балеты, симфонии и инструментальные концерты, увертюры и сюиты, сонаты и кантаты, романсы и песни, музыку к спектаклям и фильмам, среди которых культовые киноленты Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный».
Сергей Сергеевич хорошо знал и любил литературу. Музыкальным украшением мировой и отечественной классики стали многие произведения композитора: оперы «Игрок» (по роману Федора Достоевского), «Любовь к трём апельсинам» (по пьесе Карло Гоцци), «Огненный ангел» (по роману Валерия Брюсова), «Обручение в монастыре» (по комедии Ричарда Шеридана «Дуэнья»), «Война и мир» (по роману Льва Толстого); балеты «Ромео и Джульетта» (по трагедии Уильяма Шекспира), «Золушка» (по сказке Шарля Перро), «Сказ о каменном цветке» (по мотивам уральских сказов Павла Бажова); вокальные сочинения на стихи Александра Пушкина, Анны Ахматовой, Константина Бальмонта.
«Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем или поэтом», – замечал музыкант. Незаурядные литературные способности композитор проявил, увлекательно и остроумно описывая свою жизнь на страницах автобиографических произведений. Дневниковые записи 1913 года сохранили воспоминания композитора о первом посещении нашего полуострова. В конце января 21-летний Прокофьев вместе с консерваторским другом решает поехать в Крым, «переменить атмосферу, прокатиться, проветриться». Симферополь встречает музыкантов «довольно порядочной погодой». Они останавливаются в гостинице «Европейская» – самой большей и комфортабельной в городе. «Приняв тоже европейский вид» путешественники посещают театр и камерный музыкальный вечер, посвященный творчеству Чайковского. На следующий день молодые люди «обдуваемые тёплым ветерком и глядя на синее море», отправляются в путешествие по зимнему Крыму. Они посещают Алушту, Гурзуф, Ялту, Севастополь и Алупку, вызвавшую особое восхищение Прокофьева. «Дворец в Алупке хорош, а парк прямо очарователен и, будучи необыкновенно привлекательным для лета, заставил нас строить планы на этот счет. Появление солнца согрело нас чисто южным теплом, и мы, оценив Алупку лучшей инстанцией южного побережья, уселись в наш экипаж», — писал композитор. Через полгода (в июле-августе 1913 года) Прокофьев возвращается в уже летний Крым. На Южном берегу во время одного «прелестного переезда при восходящей луне» молодого Прокофьева впервые посещают мысли о дальних странствиях: «Меня тянуло путешествовать, далеко, в Америку, вокруг света...».
Прошло немногим более столетия и в наши дни музыка Сергея Прокофьева, которого называют Моцартом ХХ века, с успехом путешествует по всему земному шару. Ее автор, наряду с Петром Чайковским, – самый известный и самый исполняемый в мире русский композитор.