- Роберт Дэф по происхождению арцах, из Нагорного Карабаха он уехал, когда ему было лет 14. И свои воспоминания Дэф использовал для сценария к фильму. По сюжету, главный герой возвращается в Карабах, чтобы найти мать. Это военный роуд-муви, без отсылок к тому, что происходит в регионе сегодня. Мы старались уйти от политики и снимали историю, скорее, об абстрактной войне. «Солнце будет завтра» - это фильм-притча.
- С удовольствием смотрела «пророческий» сериал «Закрытый сезон», который снимали в поселке Курортное. Не было ли вам жутко, когда началась пандемия?
- Точно не жутко, но странно. Я не думал, что это мы «накаркали». Наша команда снимала медицинскую фантазию об эпидемии. Когда началась история с коронавирусом, было странновато, что и в реальной жизни - маски и ограничения.
- А есть новости о втором сезоне?
- Пока никаких разговоров об этом нет. Это локальная история, я не думаю, что дойдет дело до второго сезона. Обычно продолжение снимают сразу, «на плечах» первого сезона. Если продюсер хочет результата, то делает это быстро.
- Какие крымские локации вам нравятся больше всего?
- Мне вообще очень нравится Крым. В прошлом году у меня было три проекта на полуострове, в позапрошлом тоже были. В последний раз в декабре был в Феодосии, жил в гостинице «Алые паруса», мои окна выходили на дачу Стамболи. Я неожиданно узнал, что парк при отеле раньше был немецким воинским кладбищем. Нашел интересные старые фотографии. Вообще люблю разный Крым - унылый и спокойный, как Феодосия, и яркий, более живой, как Ялта и Севастополь. Полуостров - прекрасное место для киношников. Карен Шахназаров там снимал свою «Анну Каренину. Историю Вронского», Каринэ Фолиянц - «Серафиму прекрасную».
- Кстати, о Шахназарове. Как вы относитесь к такому необычному взгляду на роман Льва Толстого? Вы же сыграли повзрослевшего сына Карениной Сергея?
- Верно. Я считаю, что Шахназаров очень бережно отнесся к тексту Толстого. Он кое-что привнес в сюжет, но это не ломает восприятие всего произведения. Сюжет режиссера развивается параллельно оригинальному и ничего не нарушает. Фильм снят бережно, это красивая история с хорошими актерскими работами. Просто у нас есть культурная память, нам довольно трудно принимать другие версии Анны Карениной, потому что мы знаем, как должно быть. Какая была Анна, какой Вронский - это заложено в нашем сознании, в фантазии, и, когда в кино наши ожидания не оправдываются, мы начинаем нервничать».
- Когда готовилась к интервью, посмотрела фильм «Соната для горничной». И ваш герой - Игорь Алексеевич - прекрасно готовит. А вы умеете готовить?
- Умею, но ограниченно. Могу приготовить себе завтрак на скорую руку, яичницу с беконом, еще какие-то простые блюда. Но, возможно, предпочту что-то готовое или позавтракаю в кафе. Я не кулинар, у меня нет такого хобби.
- Этот же фильм меня натолкнул еще на один вопрос. Мама вашей киношной дочери хочет, чтобы она жила с ней в США, потому что там у девочки будет больше возможностей. А ваш герой настаивает, чтобы дочь оставалась в Москве. Согласны ли вы с принципом «где родился, там и пригодился»?
- Мне кажется, что эта идея очень порочная. Сюда же можно отнести «знай свое место, не высовывайся». Наша жизнь не такая длинная, чтобы следовать этим формулам. Нужно что-то пробовать, пытаться. У меня была возможность уехать в США, когда мне было 19 лет. У нас там живут родственники, мы тогда с ними плотно общались. Если бы уехал, не знаю, как сложилась бы моя жизнь.
- Наверное, не стали бы актером…
- Наверное, попробовал бы и в Америке… хотя русские актеры все-таки, как правило, продукт для внутреннего пользования.
- Какова дистанция между актером и его персонажем? Или если говорить в процентах, то сколько в ваших героях от вас, а сколько - придуманный образ?
- Мне не нравится, когда всё придумано заранее, я всегда это вижу. Гораздо интереснее, когда образ рождается в процессе игры. И мне самому нравится искать персонажа на репетициях, в дублях. А насчет процентов… мой герой - это я и одновременно не я. Может быть, даже на сто процентов я, но я говорю чужие слова и проживаю чужую жизнь.
- Я знаю, что вы любите читать. Есть ли у вас список книг для чтения, когда вы выйдете на заслуженный отдых?
- Список есть всегда, но о заслуженном отдыхе я пока не думаю, не вижу такой возможности даже в далекой перспективе. Приходится всё время работать. Мои старшие товарищи тоже предпочитают работать. Но для книг стараюсь находить время. Открыл для себя интересного автора - Михаила Зыгаря, очень понравилась его книга «Все свободны: История о том, как в 1996 году в России закончились выборы». Сейчас читаю «Империя должна умереть: История русских революций в лицах. 1900-1917». Мне нравятся книги на стыке публицистики и художественных произведений. Люблю книги Петра Вайля, Александра Гениса. Главное, чтобы было интересно.
- Некоторые родители ставят над детьми эксперименты и заставляют читать тяжелые философские книги. А вы что читали в детстве?
- Мама рекомендовала книги, которые были дома, но экспериментов на мне не ставили. Я помню, мне было 12 лет, я слонялся из угла в угол, не знал, что почитать. Мама предложила «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма. И эта книжка меня очень увлекла, но мне казалось, что она как-то странно заканчивается. Через несколько лет обнаружил, что дома на полке был второй том, но за него я так и не взялся. Вот на «заслуженном отдыхе» и буду читать Лескова, Золя, Диккенса.
- И каких авторов вы посоветуете подросткам для формирования характера?
- Ну, это сложный вопрос, я же не могу посоветовать читать гайдаровского «Тимура и его команду». Что для них Гайдар? И потом, книги формируют мировоззрение, а не характер.
- А как воспитывается характер, если не книжками?
- Личным примером, правильными поступками. В этом смысле мне близка толстовская позиция - научить невозможно, нужно только показать. Дети всё считывают со взрослых.
- Не кажется ли вам, что смартфоны и соцсети отдаляют людей друг от друга?
- В какой-то степени отделяют, но с появлением соцсетей мы стали больше на связи. Если человек общительный, ему и соцсети не нужны, он всё решает с помощью телефона. С одной стороны, соцсети - это зависимость, а с другой - практичная вещь. И это широта связей, можно через цепочку знакомых выйти на нужного человека.
- Вернемся к Крыму. Вы летом снимались в Инкермане, попробовали что-то из местного вина?
- Я раньше в Крыму всегда пил сладкие вина, «Массандру», как правило. А сейчас стал интересоваться вопросом - нашел хорошее сухое вино марки Alma Valley. Еще я был на винодельне Павла Швеца под Севастополем. Это невероятное хозяйство и такие же невероятные вина. И поскольку употребление вина стало более массовым, виноделы начали создавать оригинальные вина. Павел Швец в этом смысле очень круто продвинулся. У него фантастическое Шардоне и Пино Нуар.