В Крыму празднуют юбилей ялтинской "Белой дачи" Чехова

9 апреля вековой юбилей празднует дом-музей Антона Павловича Чехова в Ялте – всемирно известная «Белая дача».

В Крыму празднуют юбилей ялтинской "Белой дачи" Чехова

Уникальность этого дома для отечественной культуры заключена в словах Константина Паустовского, верного друга музея: «Есть четыре места в России, которые полны огромной лирической силы и связаны с подлинной народной любовью, – дом Чехова в Ялте, дом Толстого в Ясной Поляне, могила Пушкина в Святых Горах и могила Лермонтова в Тарханах. В этих местах – наше сердце, наши надежды; в них как бы сосредоточена вся прелесть жизни».

К этой знаменательному событию библиотека-филиал №4 им М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя приурочила выставку краеведческой даты «В Крыму, на Белой даче, он остался навсегда».

Разделы «Светлая отдушина Ялты» и «Не дом, а волшебство» знакомят с историей знаменитой «Белой дачи», строительство которой завершилось в сентябре 1899 года. Вниманию читателей и удаленных пользователей предлагаются краеведческие издания из фонда библиотеки «Чехов в Крыму» Николая Сысоева, «Дом-музей Чехова в Ялте» Веры Пермяковой, «Биографический словарь Крыма» Виктора Сухорукова, «Достояние Республики» Ларисы Обуховской, «Памятники Большой Ялты» Наталии Гурьяновой. Из представленных материалов посетители узнают, что дом, в котором Чехов провел последние шесть лет жизни, был построен по проекту ялтинского архитектора Льва Шаповалова, когда больной чахоткой писатель по настоянию врачей сменил северный климат на более подходящий для его здоровья – крымский. Пока строился особняк, Антон Павлович занимался устройством сада и посадкой деревьев. По воспоминаниям Александра Куприна, Чехов «с особенной, ревнивой любовью относился к своему саду», замечая: «Здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место».

Столь любимый Чеховым дом на Ауткинском косогоре вскоре становится «центром притяжения» для многих деятелей русской культуры, излюбленным местом их творческих встреч. Стены «Белой дачи» помнят Федора Шаляпина и Исаака Левитана, Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, Александра Куприна и Ивана Бунина.

Ялтинский период в жизни Чехова совпал с триумфальным успехом «Чайки» в новой постановке МХАТа. На «Белой даче» писателем были написаны многие известные произведения. Раздел «Чеховские шедевры с ялтинской пропиской» знакомит читателей с крымским наследием Антона Павловича: пьесами «Три сестры» и «Вишневый сад»; повестью «В овраге»; рассказами «Архиерей», «Новая дача» «Душечка», «На святках», «Невеста» и «Дама с собачкой».

Особое место на выставке занимает сборник «Хозяйка чеховского дома», посвященный сестре писателя – Марии Чеховой, которая прожила на Белой даче пятьдесят шесть лет. Унаследовав дом по распоряжению брата, она стала его ангелом-хранителем, пережив вместе с ним лихолетье гражданской войны и фашистскую оккупацию. Именно Марии Павловне Чеховой, ровно сто лет назад, в апрельский день 1921 года Ялтинский военно-революционный комитет выдал охранную грамоту, которой предписывалось: «Ввиду исключительного внимания российского пролетариата к трудам и литературным заслугам… Антона Павловича Чехова дачу его на Аутской улице взять под свое наблюдение в целях полной сохранности и неприкосновенности».

Литературные посвящения ялтинскому приюту Чехова и самому писателю представлены в разделе «С Чеховым для нас разлуки нет» произведениями Якова Полонского, Алексея Плещеева, Ивана Бунина, Юлии Друниной, Геннадия Шалюгина, Вячеслава Егиазарова и многих других, попавших под очарование «Белой дачи». Леонид Малюгин, автор пьесы о Чехове и его художественной биографии, подчеркивая уют и задушевность чеховского дома, не мог не заметить: «Ялтинский дом-музей Чехова известен в народе под именем «домик Чехова» Это ласкательно-уменьшительное слово не случайно... Ощущение такое, что пришел не в музей, а в гости. И даже не в гости, а к друзьям». Под этими словами подпишется каждый посетитель чеховского дома.