«Чупакабра»: драма о трудном детстве, которую сняли в Крыму

В рамках форума молодых кинематографистов Globalvalues в Севастополе прошел спецпоказ фильма Григория Коломийцева «Чупакабра».

Его мировая премьера состоялась на фестивале в Сан-Себастьяне в сентябре прошлого года. Несмотря на то, что кинокартина целиком была снята в Крыму, жители полуострова смогли посмотреть ее только сейчас.

Молодому и перспективному автору (режиссер Григорий Коломийцев – выпускник ВГИКа 2017 года) удалось снять реалистичное кино, которое пробирает до глубины души. За 75 минут зрителю показывают небольшой фрагмент из жизни мальчика, не нужного никому, даже собственным родителям. Утешение он находит в трупе собаки, которую по ошибке принимает за чупакабру.

Продюсированием фильма занималась студия с говорящим названием «ВГИК-дебют». Дебютной лента стала не только для режиссера, но и, по его искреннему признанию, почти для всего каста.

– Для меня было принципиальным решением, чтобы это был не только мой дебют, но и дебют остальных участников съемочного процесса. Фильм я делал с ребятами, с которыми мы делали короткие метры, пока учились. Это наш первый фильм [полнометражный – прим. авт.]. Также это дебют для почти всех артистов, которых вы увидите, – отметил Григорий Коломийцев во время обращения к зрителям перед началом просмотра.

Тут же режиссер сделал важное предостережение:

– Пожалуй, главное. Несмотря на то, что фильм снят в Крыму, никак не привязывайте эту историю к Крыму. Абсолютно неважно, что она произошла в местах, которые вы, возможно, знаете или в которых были. Не включайте ваш жизненный опыт, а просто чувствуйте.

Круг начинает замыкаться

Действие начинается на берегу моря. Близится осень, и все вокруг говорит об этом. Вместе с «золотым» сезоном скоро наступит школьная пора. Главный герой, мальчик по имени Андрей (в исполнении Платона Кузьмича), считает, что его собираются перевести в новую школу, далеко в город. Но позже он узнает о том, что мать (Татьяна Князева) хочет отдать сына в интернат.

В фильме показана нелицеприятная, но важная сторона нашего мира. Во время просмотра зритель наблюдает многообразие форм моральной и материальной нищеты: мать сама обеспечивает семью, срывает злобу на нелюбимом ребенке, а запойный отец в принципе не считает его своим сыном. Тишь и спокойствие степи, окружающей место действия, как будто намекают – скоро всему этому безумию придет конец.

Так и происходит. Начало конца знаменует смерть дикой собаки. Ее застреливаютиз-за дерзкого нападения на скот сельчан. Этот образ сопровождает героев в течение всего фильма. Тоже отвергнутая и озлобленная, собака бескорыстно добра к Андрею при жизни (приносит бутылки, которые собирает мальчик; по-своему переживает, когда он выпадает из лодки). Она же становится чупакаброй, с которой мальчик хочет остаться после смерти.

«Не бросай меня, чупакабра»

Особое место в картине занимают женские образы: мать Андрея и его старшая подруга. Мать мальчика долго колеблется, раздумывая над приглашением интерната на собеседование. Женщина привязана к ребенку, но вряд ли по-настоящему его любит.

Без должной заботы Андрей растет отчужденным и упрямым. Он совершенно не умеет уступать, мирно достигать компромисса в конфликтах со своими друзьями.

Лена (Карина Александрова), старшая подруга Андрея, заботится о нем, как о младшем брате. Но мальчик, в поиске замены материнской любви, начинает ревновать девушку-подростка к ее парню. Из-за сильного чувства он не видит, что происходит на самом деле, и не понимает, насколько Лена к нему добра.

Мужские образы отходят задний план, но все равно имеют важное значение для целостного восприятия жизни ребенка.

Друг Андрея, ровесник Петя (Серафим Черкинский), никоим образом не может заменить мальчику родителей. Дети достаточно много времени проводят вместе, но это всего лишь типичная детская дружба, со своими играми, спорами и шалостями. Отец Андрея, алкоголик Серый (Олег Ягодин), появляется в кадре лишь однажды, чтобы еще раз отвергнуть ребенка.

В итоге сострадание к убитой собаке – все, что остается у мальчика. Ближе к концу фильма Андрей теряет мать, так и не получив от нее должной любви (одни эмоциональные объятия не в счет): дом сгорает из-за искры оборванного электропровода.

Финал открытый, напрямую связан с трагичной развязкой. Андрей прибегает к могиле собаки в намерении остаться здесь навсегда. Что произойдет далее – зритель должен додумать сам.

Картина по-новому раскрывает типичную и, возможно, вечную проблему общества. При этом совершенно неважно, мальчик или девочка в главной роли, в селе или в городе происходит действие. Перед показом режиссер неслучайно предупредил о нейтральном восприятии мест съемок. Бесспорно, лента близка крымскому зрителю, но это действительно не важно.

Ведь таких «случайных», отвергнутых Андреев много не только в Крыму и не только на постсоветском пространстве. К сожалению, эта проблема несколько выше, и она уже не первый год бросает вызов всему миру.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру