Актёр Кирилл Зайцев: Мне не нужно искать адреналин на стороне

Его идея "быть"

Совсем недавно на большой экран вышли два отечественных блокбастера - «Серебряные коньки» и «Последний богатырь: Корень зла». И в обоих фильмах ведущие роли исполнил актер театра и кино Кирилл Зайцев. В эксклюзивном интервью «МК в Крыму» он рассказал, как оставил морскую службу, чтобы погрузиться в актерскую профессию и стать баскетболистом, фигуристом и богатырем.

Его идея "быть"

           Высокий блондин начинал свою кинокарьеру, изображая брюнета-баскетболиста - легендарного Сергея Белова в фильме «Движение вверх». Чтобы вжиться в образ, он безропотно согласился перекрасить волосы и много времени посвятил тренировкам в спортзале. Кирилл добивался не только результативности игрока сборной СССР по баскетболу, но и психологической достоверности, эмоционального соответствия своему прототипу.

           - Я пытался понять, как он мыслит, - вспоминает Кирилл. - Изо дня в день просыпался с этой мыслью, почему он поступал так, а не иначе. Знайте, за хорошей актерской работой всегда стоит гигантское количество времени и полное погружение в материал.

           Примечательно, что для фильма «Движение вверх» Зайцев изначально пробовался на роль латыша Модестаса Паулаускаса. Но после проб режиссер решил, что это «наш», русский герой спорта! А когда фильм вышел на экран, латыши узнавали в актере «своего» - ведь Кирилл служил в русском драматическом театре в Риге.

Из одного моря в другое

           Мы познакомились с Кириллом Зайцевым на VI Международном фестивале кино и телефильмов духовно-нравственного содержания «Святой Владимир» в Севастополе, где он как продюсер представлял документальный полнометражный фильм «Познавая цвет войны».  

           - Крым - это наша история, которой мы должны гордиться, - проникновенно говорит Кирилл Зайцев. - В первый раз я побывал здесь, когда приезжал в «Артек» после выхода фильма «Движение вверх». А потом был фестиваль «Таврида-АРТ», куда я прилетел на вертолете. Так получалось, что оказывался в Крыму только по работе - но ведь это такое место, где комфортно жить и отдыхать. Надо бы устроить себе крымские каникулы. Я по первому образованию моряк, судоводитель. Разумеется, бывших моряков не бывает. Поэтому здешний морской дух мне близок.

Кадр из фильма "Движение вверх" (2017).

           Несмотря на любовь к морю, Кирилл быстро понял, что не будет профессиональным судоводителем. Хотелось больше времени проводить с семьей, а не уходить в длительные рейсы. В то время Кирилл обосновался в Латвии, имел заработок агента по продаже авиабилетов. Пока не увидел объявление, что Рижский русский театр набирает артистов.

           - Они искали квалифицированных, дипломированных русскоговорящих актеров, с этой целью «шерстили» всю Ригу, - вспоминает Кирилл. - Я пришел крайне самоуверенный, а режиссер Игорь Коняев сказал мне: «Я тебя в труппу не возьму, но, если хочешь попробовать, приходи на мой курс». Я попробовал и ушел в другое море - в театр. И свою нынешнюю карьеру я сравниваю с морским делом. Невозможно сразу руководить театром, быть продюсером и режиссером. Надо сначала в матросах походить, веревки подергать, понять профессию от самых основ.

           Но, как оказалось, актерская профессия отнимает времени не меньше, чем морская, и так же отвлекает от семейных забот. Актер все душевные силы должен отдавать роли, особенно когда дело идет к премьере.

           - Ты в роли, и она в тебе все время как вино бродит. Ты весь в материале, который тебя не отпускает. Нет такого, что пришел и очистился. Погружение в роль - это своего рода эксперимент над собой. Можно выдохнуть, когда отснялся в кино, и то быстро не отпускает, - признается артист.

           Со временем в театре Кириллу Зайцеву посчастливилось играть в спектаклях по Чехову, Достоевскому, Лермонтову... Для него кино и театр - это особое состояние.

Кадр из сериала "Троцкий" (2016).

           - Мы на сцене находимся как на раскаленной поверхности. В жизни мы бываем в таком состоянии редко. А для роли приходится свой организм и психику расшатывать воображением, чтобы она была подвижной. Мне не нужно искать адреналин на стороне, мне его хватает в профессии. В этой среде всё зыбко. У меня были успешные проекты и абсолютно провальные. Как сейчас помню, третий курс, я готовился к экзамену. Я был уверен, что дело в шляпе, стоит мне только выйти… А на экзамене случился провал.

           - Я ничего не понимал в актерской профессии, - вспоминает Кирилл. - И что такое быть актером, понял только через несколько лет после того, как начал этим заниматься. Актер - это не просто говорящий текст, надо же еще эмоции передать. В театре есть возможность другого спектакля. Я что-то осознал новое про своего героя и сыграл на следующий день по-другому. В театре всегда надо делать открытия из спектакля в спектакль. Ты играешь ту же пьесу, но зритель каждый раз другой.

           Сначала актер оживляет своих персонажей, а потом они уже наделяют своего обладателя новыми привычками. Например, для театральной постановки про Фандорина Кирилл учился имитировать заикание, его Джон Маккензи (сериал «Коп») говорил с иностранным акцентом...

Кадр из фильма "Коп" (2018).

Не мечтать, а делать

- Но самое интересное - играть выдающихся людей, спортсменов, творцов, - говорит Зайцев. - У них ты приобретаешь трудолюбие, самоотверженность в работе, целеустремленность. А играть абсолютных мерзавцев, которых я не могу оправдать, я не буду. Я всегда должен полюбить своего персонажа, найти силы ему сострадать и поплакаться над его горькой судьбой, понять, почему он делает эти поступки. Чтобы зрители прониклись сочувствием к герою, который чего-то очень хотел, а у него ничего не вышло. Посмотрите «Серебряные коньки» - и вы поймете!

           Роль Аркадия Трубецкого в исторической криминальной драме снова потребовала от Кирилла Зайцева серьезной спортивной подготовки. На этом раз пришлось осваивать технику фигурного катания, и артисту удалось достичь в этом впечатляющих успехов. Возможно, смеется Зайцев, когда-нибудь найдут применение на экране и его навыки морской профессии.

           Попробовать себя в роли продюсера Кириллу довелось едва ли не случайно. Документальный фильм «Познавая цвет войны» снимался исключительно благодаря энтузиазму начинающих кинематографистов - Александры Костюлиной и Анастасии Трубачевской. Две девушки искренне хотели рассказать историю о заслуженных людях, советских художниках, переживших войну, и обратились за поддержкой к артисту.

           - Их доброе желание подкупило меня, - признался Кирилл. - Изначально я думал, что помогу им, если выступлю в роли ведущего, что это привлечет аудиторию, моих поклонников. Но по мере работы над фильмом я начал замечать, что всё больше погружаюсь в эту тему, что она очень меня волнует.

           Жюри международного кинофестиваля «Святой Владимир» высоко оценило работу: картина «Познавая цвет войны» завоевала третий приз в конкурсе документальных полнометражных фильмов. Начинающий продюсер сделал для себя вывод: для документальных проектов бюджет - не главное.

Кадр из фильма "Серебряные коньки" (2020).

- Хочешь снимать кино, снимай, - говорит Зайцев. - Сегодня достаточно телефона. А потом материал можно предложить снять более качественно. С появлением интернет-платформ ощутился дефицит качественного контента. И они готовы покупать проекты. Поэтому нужно просто творить. Я вообще пришел к выводу, что надо меньше мечтать, а больше делать. Даже не так. Мне нравится идея «быть». Хочешь быть режиссером - живи жизнью режиссера, работай над своим сценарием, читай книги. И своей убежденностью подтянешь под это весь мир.

           В дни проведения кинофестиваля «Святой Владимир» в Севастополе Кирилла Зайцева пригласили принять участие в новом творческом проекте «Снято в Крыму». Первая картина этого документального цикла в жанре «фильм о фильме» посвящена юбилею выхода на экраны советского блокбастера «Воры в законе». Рассказ о создании нашумевшей криминальной драмы режиссера Юрия Кары зрители услышат в исполнении Кирилла Зайцева.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 3 февраля 2021

Заголовок в газете: Его идея "быть"