Под сводом старой арки: как Липунов запечатлел течение времени в Иосафатовой долине

История одного кадра

В рубрике «История одного кадра» мы рассказываем о фотографиях, снятых в Крыму. Сегодня речь пойдет о снимке, сделанном искусствоведом, краеведом и, конечно, фотографом - Игорем Липуновым. На фото - старая кладбищенская арка, пройдя под которой автор открыл для себя пространство невероятного притяжения.

История одного кадра

Он туда возвращался снова и снова, много лет фиксируя на пленке разные ощущения и впечатления забытого, затерянного мира, и посвятил своему открытию в Бахчисарайском районе замечательный фотоальбом.

Новые кадры о старом

Хорошая фотография непременно вызывает ассоциации. Если снимок молчит, значит фотограф не смог показать его суть. Свод арки, запечатленной Игорем Липуновым на старом караимском кладбище в Иосафатовой долине, открывает путь в вечность. Он предлагает закрыть глаза, чтобы дорисовать в мыслях детали, рассеянные среди покосившихся надгробий. Немного грусти, тишины и бесконечное величие того, что стало частью земли и неба под лучами крымского солнца.

- Первый раз я пришел на караимское кладбище в восьмидесятых годах прошлого века, - вспоминает Игорь Липунов. - Тогда я снимал на обычный «Зенит». Старинная арка и надгробья, разбросанные среди позабытых могил, произвели на меня очень сильное впечатление.

Говоря о караимском кладбище, собеседник шутит, что пережил на нем несколько фотографических эпох. И это действительно так, если измерять время достижениями в мире фототехнике. «Зенит» поочередно сменяли «Pentacon six», «Nikon FM 10», «Fujicar», а потом и цифровые камеры семейства «Canon». А Игорь Липунов всё возвращался и возвращался в Иосафатову долину, чтобы пройти под сводом кладбищенской арки и отснять новый кадр.

- В определенный период жизни эта фотосъемка стала для меня потребностью, - признается он. - Я переживал уход близких родственников и друзей. Городское кладбище наполнилось обыденностью логического финала жизни. А кладбище в Иосафатовой долине, где нет знакомых мне могил, воспринималось совершенно иначе. Снимая его арку и надгробья с разных ракурсов в разное время года, я хотел показать скоротечность нашего пребывания на земле и вместе с тем - нашу сопричастность с вечностью.

Понимая глубину авторского замысла, не устаешь удивляться череде событий, через которую он пришел к своду старой каменной арки на караимском кладбище. Выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Игорь Липунов является специалистом в области современного изобразительного искусства и искусства примитивистов. Как искусствовед профессионально связан с музеями, выставками и, конечно, людьми творческих профессий. А пешие прогулки по Крыму с фотоаппаратом в руках - это во все времена как «глоток свежего воздуха». И вот, когда уже были сделаны первые снимки караимского кладбища, жизнь внезапно сделала резкий поворот...

При красном свете

- Мы с друзьями занялись дизайном интерьеров исключительно для заработка денег, - вспоминает собеседник. - Работали на крупных объектах - домах культуры и концертных залах далеко за пределами Крыма. Заказы поступали из Киевской и Черниговской областей Украины, из Смоленской области России. Помещения, в которых мы работали, были просто огромные. Зачастую в них еще полным ходом шла стройка и гулял сквозь не остекленные оконные проемы морозный воздух. А поскольку зимы в тех краях гораздо суровее крымских, мысли в голову приходили теплые и по-домашнему приятные.

Именно так, коченея от холода в далеком недостроенном Доме культуры, Игорь Липунов задумался над тем, как было бы хорошо работать фотографом. Безусловно, фотоискусство уже присутствовало в его жизни. Даже было ее частью, очень важной и нужной, но наступил момент взглянуть на фотографию под совершенно другим углом.

- В полумраке и холодине, когда строители носят бетон и лихо матерятся в клубах исходящего от него пара, я вспоминал Крым и своего друга - фотографа Борю Соколовского, - рассказывает Игорь Липунов. - Мне приходилось часто бывать в его лаборатории. И я подумал: «Елки-палки, а в этот момент Боря сидит в своей лаборатории, горит красный свет, в сейфе у него коньячок, и он так с пинцетиком проявляет пленочки… Как бы вот так вот пожить!»

Совершенно неожиданно сознание начало менять бытие Игоря Липунова. Повод вернуться в Крым оказался невеселым: заболела мама, ей был нужен уход. Шабашка закончилась, и пришлось искать работу в Симферополе. На этот раз она должна была проходить по относительно свободному графику. В дистанционном формате, как сказали бы сейчас, в условиях пандемии нового вируса.

- Я вынужден был оставить друзей и жестко жить возле мамы в Симферополе, - рассказывает Игорь Липунов. - Стал искать работу, которая не требовала постоянного присутствия. А фотограф - такая работа. То на съемки ушел, то проявляешь - лишь бы фотографии сделал. И я нашел себе такую работу в Доме культуры мединститута. Мне предоставили небольшую комнатку, и я снимал культурные мероприятия, которые проходили в Доме культуры. Нужно отметить, что съемки были непростыми, без права на повтор. Студенты делали постановки, давали концерты, и я должен был снимать живые события. Приходилось бегать по залу, ловить нужный ракурс в правильном свете, что давалось нелегко.

Параллельный мир

Безусловно, творческая активность студентов-медиков шлифовала фотомастерство Игоря Липунова. После Дома культуры медицинского института наш собеседник трудился в Доме народного творчества. В начале 2000-х годов руководил галереей «КЭП». Без преувеличения можно сказать, что жизнь не скупилась на яркие сюжеты для работ Игоря Липунова. Но как только появлялась возможность, он проводил съемки на караимском кладбище. Проходя под каменной аркой, наблюдал, как старые надгробные плиты сползают, падают, покрываются бархатом мха и зеленью вечнозеленого плюща.

- Я приходил один, приводил друзей, брал с собой дочь и каждый раз делал новые снимки, - вспоминает Игорь Липунов. - С годами я понял, что собранный материал нужно непременно сохранить. Я знал, что происходит с фотографиями и негативами после смерти фотографа: их просто выбрасывают за ненадобностью. Единственная возможность сохранить свою работу - издать книгу. В этом мне помог известный крымский историк Михаил Кизилов. Он написал вступительную статью и перевел надписи на старинных надгробьях. Что касается денег на издание, то их помогли собрать мои друзья.

- Возвращаясь к кладбищенской арке, похожей на начало тоннеля в параллельный мир, - какой кадр вы выбрали для книги: самый первый, заснятый на пленку, или более современный, выполненный цифровым фотоаппаратом?

- В книгу вошла фотография, снятая на аппарат «Pentacon six». Это широкопленочная камера, которая обеспечивала очень высокое качество. Широкая пленка открывает объемный вид и не сжимает пространство.

Есть еще один очень важный момент, который становится очевидным лишь для читателя замечательной книги «Караимское кладбище в Иосафатовой долине». Авторы - фотограф Игорь Липунов и историк Михаил Кизилов - рассказывают об уцелевших надгробьях в хронологическом порядке. Эпитафии, выбитые в камне, проводят читателя сквозь время: первые датированы второй половиной XIV века, а последние - началом XX века. Но открывает историю уникального некрополя каменная арка в обрамлении последних листьев глубокой крымской осени. Этот снимок не привязан ко времени и выглядит настолько живым, что кажется, вот сейчас на нем подует ветерок и осенние листья упадут к ногам усталого путника, как бархат театрального занавеса к ногам самого верного зрителя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 23 декабря 2020

Заголовок в газете: Под сводом старой арки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру