Светличная: Миронов бросился за мной в море и вынес меня на руках

Сегодня (15 мая) у легенды отечественного экрана юбилей - замечательный и впечатляющий!

15.05.2020 в 19:40, просмотров: 2306

Вспоминая яркие страницы своей биографии и поездку в Крым на кинофестиваль в "Артеке", Светлана Афанасьевна рассказала как ее вернул на экраны Брежнев и как она с боксером-чемпионом ела черную икру в Париже, почему она обиделась на Ренату Литвинову и какие отношения у нее были с Андреем Мироновым.

Светличная: Миронов бросился за мной в море и вынес меня на руках
фото: М. Львовски

Справка МК

Светлана Светличная родилась 15 мая 1940 г. в Ленинакане (Армения). Одна из самых популярных кинозвезд советского экрана в 60-70-х гг. Заслуженная артистка РСФСР (1973). Во ВГИКе была любимой ученицей режиссера Михаила Рома. Там же познакомилась со своим будущим мужем – студентом Володей Ивашевым (1939-1995), который уже был кинозвездой после фильма «Баллада о солдате». Вместе они прожили более 30 лет, воспитывали двоих сыновей – Алексея и Олега. Вместе работали в Театре-студии киноактера, а на съемочной площадке пересеклись лишь трижды. Славу самой красивой актрисы страны ей принесли роли Павлины Хуторной в комедии «Стряпуха» (1965), Кати-русалки - в военной балладе «Чистые пруды» (1965), мамы - в лирической комедии «Не самый удачный день» (1966) и стюардессы Вики - в мелодраме «Неподсуден» (1969). Секс-символом СССР она стала после роли коварной соблазнительницы в «Бриллиантовой руке» (1969). В свободное время она любит готовить и угощать гостей. Как талантливый дизайнер умеет создавать красивую одежду, особенно - шляпки.

- Эпизоды принесли вам славу на все времена, о которой многие актрисы только мечтают. Не жалеете о том, что ваше имя вписано в киноисторию не главными ролями?

- Раньше мне было очень обидно, что режиссеры не видели моей актерской глубины, не могли оценить мой диапазон. Вот мой учитель во ВГИКе – легендарный Михаил Ильич Ромм, видел, что я могу сыграть почти всё и поэтому на студенческой сцене доверял мне главные роли – Анны Карениной, Катюши Масловой в «Воскресенье», Марьянки в «Казаках», Элизабетт Проктер в «Салемском процессе»… И я была уверена, что нечто подобное ждет меня и в кино. Но в итоге пришлось довольствоваться титулом королевы эпизода и сейчас я уже ни о чем не жалею. Моих женщин помнят и любят до сих пор зрители уже разных поколений. Ведь иногда в моем распоряжении на экране были даже не минуты, а секунды на то, чтобы раскрыть характер или оставить загадку. После выхода картины «Неподсуден», где я сыграла бортпроводницу Вику, меня завалили женщины письмами. Писали, чтобы я упросила режиссеров Ускова и Краснопольского снять продолжение, где бы моя героиня вышла замуж за командира экипажа. А ведь там были всего лишь жесты, взгляды - без слов… Помнят и мою застенчивую немку Габи, которая была влюблена в Штирлица и Надю из фильма Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Моя фамилия значились в титрах после всех серий, хотя я там появляюсь в одном эпизоде. Помню еще мой папа говорил мне: «Дочка, я так тебя и не увидел в этой серии!»

- Но по-настоящему хрестоматийным эпизодом стал выход Анны Сергеевны в халате с перламутровыми пуговицами

- Не виновата я!.. (смеется). А ведь был период, когда фильм на телевидении показывали без этого эпизода. По личному распоряжению Лапина, возглавлявшего долгие годы Гостелерадио СССР, фрагмент с соблазнением вырезали, а потом вернули. Не знаю, правда ли, но, во всяком случае, тогда  рассказывали, что это случилось с учетом пожеланий самого Леонида Ильича Брежнева – большого любителя кино. Он как-то узнал, что советским зрителям его любимую комедию показывают с купюрами. Несмотря на всю легкость и фееричность моей сцены с Юрием Никулиным, сниматься мне было очень тяжело. От волнения я обливалась холодным потом,  а ночью просто не могла заснуть – всё думала, как же это получиться… Да еще  по «Мосфильму» слух прошел, что Светличная будет сниматься голой – так там толпа посторонних сбежалась поглазеть.

- «Бриллиантовая рука» принесла вам не только бешенную популярность, но еще и притянула шлейф бульварных слухов. Вам приписывали романы со знаменитостями, в числе которых значился и Андрей Миронов.

- Мне отношения с ним до сих пор приписывают. Но тогда на съемках в Адлере для романа просто не было времени. У меня же было очень мало съемочных дней и отработав своё, я осталась на пару дней поплавать в море. Я же тогда еще очень шампанское любила, и перепила его. Выпила может быть целую бутылку, после чего решила искупаться. А Андрей пошел за мной. Ну и в воде мне стало плохо, Андрей бросился в море и по сути спас меня. Из воды он меня выносил на руках, кто-то заметил – отсюда и пошло. Но он был не любовником моим, а спасителем! Хотя в такого изумительного человека влюбиться ничего не стоит. Но тогда у меня был роман с моим мужем – Володей Ивашовым. После нашего знакомства с ним я лет пятнадцать ни на кого не смотрела. Только он. Хотя я не святая, могла влюбиться и влюблялась. А уж отвергнутых кавалеров могла штабелями складывать. Мне ведь в любви даже Юрий Гагарин признавался! Мы пересеклись с ним еще до «Бриллиантовой руки» случайно в партийных коридорах, куда меня пригласили «на инструктаж» перед поездкой в Чили. Не вышло романа с космонавтом.

кадр из фильма "Бриллиантовая рука" (1968)

- За границу выпустили?

- Я тогда достаточно много путешествовала по дружественным Советскому Союзу странам. В составе делегации были известные спортсмены, молодые ученые, обязательно комсомольские вожаки и стукач с Лубянки. Меня часто выбирали для таких представительских групп, чтобы показать: «Вот, мол, у нас красавицы есть не уступающие голливудским». По пути в Чили я познакомилась со знаменитым боксером Валеркой Попенченко, он уже стал тогда олимпийским чемпионом. Боксер, а какие стихи писал! Очень одаренным человеком он был. Мне эта поездка особенно запомнилась. Ведь на обратном пути у нас была пересадка в Париже и вылет самолета перенесли на утро. В нашем распоряжении была целая ночь в Париже! Только вот денег совсем не было, одна банка черной икры у партийного функционера осталась. И Валерка в одном кафе у француза поменял часть икры на хлеб, чтобы мы могли сделать себе бутерброды.

кадр из фильма "Неподсуден" (1969)

- И на таком благостном фоне у вас случился многолетний простой в кино. Почему?

- Не приглашали. У меня есть предположение – почему это случилось, но я могу ошибаться. Когда наш мэтр - Сергей Апполинариевич Герасимов собирался снимать свой фильм «Любить человека» он говорил, что главная роль была написана на меня. И меня действительно уже утвердили. Но я заболела – из-за проблем с сосудами головного мозга я падала в обмороки. Это проявилась еще на проходивших параллельно съемках советско-венгерской киноленты «Держись за облака». Там у меня тоже была главная роль - советской разведчицы, мисс Виммерфорд. Я, почувствовав, что могу не выдержать – а работа серьезная, тоже две серии – отказалась. Взяли Любу Виролайнен. А Сергей Апполинариевич мне этого не простил - от него тогда в кино зависело многое. Вот как Пырьев не дал Люсе Марченко идти своим путем, так и мне…

- Забвение для звезд экрана – одно из тяжелейших испытаний…

- Поверьте, это были не самые страшные дни в моей жизни. Я похоронила мужа, потом погиб мой младший сын… Какое-то время я жила в нищете, и чтоб как-то продержаться, не опуститься, мыла полы у своего богатого соседа. Вера – великая сила. Я верила, что эти испытания мне даны не спроста и их нужно выдержать с честью. Это касается не только духовной стороны жизни. Я поддерживаю и свою физическую форму. Перед поездкой на фестиваль в «Артек» я знала, что мне придется выходить в купальнике на пляж. Дома, на ковре – у меня нет возможности ходить в дорогие фитнесс-клубы – я специально занималась гимнастикой, подтянула мышцы, сбросила лишние 2,5 кг.

фото: М. Львовски

- В кино вы вернулись, благодаря Ренате Литвиновой... 

- Да, после фильма Ренаты Литвиновой «Богиня» меня стали узнавать в метро даже дети. Я с удовольствием работала на этой картине. Другое дело, что мне не понравился результат. Какие-то сцены вообще не попали или наоборот попали те дубли, которые были не лучшими. Рената слишком увлеклась собой - ее слишком много для картины, где много персонажей. Я же давно в кино, могу даже снять картину, и снять лучше многих – убеждена в этом. На премьеру я не пошла. Но когда прошло время, я поняла, что она имеет право поступать с материалом так, как она хочет и в любом случае я ей благодарна за рабочий процесс и за то, что она как бы возродила меня на экране после длительного отсутствия. За любые предложения я не цепляюсь – их немало, но мало интересных...


|