"Сто лет пути": как Павел Трубинер попал в прошлое

Часто события прошлого, которые, казалось бы, не имеют к нам никакого отношения, меняют всю нашу жизнь.

Так, например, случилось с героем Павла Трубинера в детективе «Сто лет пути», снятого по роману Татьяны Устиновой.

Часто события прошлого, которые, казалось бы, не имеют к нам никакого отношения, меняют всю нашу жизнь.

Смотрите премьеру фильма на канале «ТВ Центр» в субботу, 25 апреля, в 17:15.

Профессор истории Дмитрий Шаховской (Павел Трубинер) не любит детективы. В них все слишком просто и определенно: убийца – вот он, и это доказано. А в его любимой истории не так: там нет окончательных и всеми признанных выводов, и на каждое событие можно смотреть под разным углом. Когда Шаховского привлекают консультантом к делу об убийстве директора музея, это кажется небольшим эпизодом в его жизни. Однако исторический документ, найденный на месте преступления, ведет в далекое прошлое. И там, в столетней глубине, Шаховскому открываются ответы на те вопросы, которых он даже не задавал. Вот так и получается, что жизнь начинает меняться. Тем более, что он встречает на этом пути удивительную женщину Варвару (Полина Сыркина), которую зовут так же, как участницу тех давних исторических событий, с которых все и началось…

4-серийный детектив для канала «ТВ Центр» снял режиссер Петр Амелин известный экранизациями романов Татьяны Устиновой – «С небес на землю», «Хроника гнусных времен», «Чудны дела твои, Господи!», «Отель последней надежды» (получившим в 2017-м году ТЭФИ), «Где-то на краю света», «Селфи с судьбой» и др. Петр рассказал нам, как снимали новый проект, что осталось за кадром, и как хрупкая Полина Сыркина спасла английского бульдога.

Из века прошлого – в век нынешний

– Пожалуй, впервые за столько лет и столько экранизаций книг Татьяны Устиновой мы следовали, скорее, мотивам романа, нежели строго написанному, – признается режиссер. – Роман, по большому счету, посвящен 100-летию Государственной думы, Татьяна Витальевна пишет о проблемах парламентаризма в России. Мы же решили сделать акцент на человеческой истории и детективе. У писательницы действие разворачивается параллельно в Московской думе 2006 года и в первой российской думе в Петербурге в 1906 году. Мы же перенесли все в Петербург, убрали полностью современную думу, а 1906 год превратили в 1907-й. Причина последнего проста: та Дума столетней давности, о которой пишет Устинова, была открыта в апреле, и к лету ее уже разогнали. А мы снимали историю зимой… Мы пошли по пути Александра Дюма – исторический контекст использовали только как предлог. Это, конечно, не исторический фильм, хотя у нас есть реальные персонажи, например, Столыпин в исполнении замечательного актера Дмитрия Сутырина.

Главные роли в проекте сыграли Павел Трубинер и Полина Сыркина. Причем обоим актерам досталось сразу по две роли – по персонажу начала XX века и начала XXI.

– У Татьяны Витальевны в книге две истории – в 1906 году и в 2006 году. И там, и там – Шаховской и Варвара. Обе линии заканчиваются хорошо, – продолжает рассказ Амелин. – У нас все несколько иначе. Наши герои встречаются сто лет назад. Проходит век, и люди с этими же именами знакомятся. Хотя они никакого родства с теми, прошлыми персонажами, не имеют. Просто незавершенная история любви столетней давности находит продолжение в наши дни. Варвара в 1907 году – журналист, а в современности она эксперт-криминалист. Шаховской прошлого – князь, нынешний – историк. В наши дни они встречаются, когда героя Трубинера приглашают на место преступления, где найдено старинное письмо с упоминанием Варвары.

Петербург как большой павильон

Фильм снимали в Санкт-Петербурге зимой 2019-2020 года.

– Было сложно найти образ Государственной думы, потому что это довольно знаковое место – Таврический дворец, где сегодня снимать нельзя. Зал заседаний, который все знают по фотографиям, задачи снимать не было. Поэтому все события мы перенесли в кулуары. Их нашли в Политехническом институте в Петербурге – там совершенно замечательный холл, белокаменная лестница, – делится впечатлениями Петр Амелин. ­– Когда нужно было воспроизвести 1907 год, конечно, возникали сложности – с современным транспортом, вывесками и т.д. Но нам удалось интересно снять эпизоды в Румянцевском саду. Снимали около Никольского собора, где есть импровизированная улочка и практически отсутствуют современные артефакты. А подходящие интерьеры нашли в особняке Нейдгарта.

Любителей детективов, прочитавших книгу Татьяны Устиновой, наверняка удивят новые персонажи и новые сюжетные линии.

– У Татьяны Витальевны есть персонажи, гуляющие из романа в роман. Например, полковник Никоненко, появляющийся также на страницах книги «Сто лет пути». В разных экранизациях его играли разные актеры. В нашем фильме «Неразрезанные страницы», например, в этой роли снялся Сергей Иванович Паршин. И тут мы тоже решили: раз есть Никоненко, Паршин его снова и сыграет. Однако когда утвердили Павла Трубинера, поняли, что Трубинер и Паршин уже играли вместе и в «Неразрезанных страницах». Мы подумали, что так совсем запутаем зрителей канала «ТВ Центр». (Смеется). Мы попросили разрешения у Устиновой переименовать персонажа в полковника Кучеренко. А сыграл его уже актер Александр Строев.

Англичанин с непредсказуемым характером

Помимо профессиональных актеров снялся в картине и полупрофессиональный артист – английский бульдог Захар, которого телезрители уже видели в другом фильме Петра Амелина – «Цвет липы». По сюжету нового детектива он был верным спутником Варвары – той, что жила в начале XX века.

– Наша героиня все время ходит с псом, которого зовут Генри Кэмпбелл-Баннерман (в честь британского премьер-министра начала века). Захар – флегматичный и харизматичный пес. Мы очень долго пытались его уговорить броситься за кошкой в одном из эпизодов. И с помощью всяческих ухищрений договорились-таки с ним, – смеется режиссер. – Еще нам нужно было снять эпизод, где Варвара следит за князем Шаховским и хочет перебежать дорогу, а в это время ее чуть не сбивает проезжающий мимо извозчик. Первый дубль. И этот спокойный пес, которого, в принципе, с места сложно сдвинуть, вдруг рванул под лошадь. Может, из любопытства… Полина Сыркина каким-то чудом его удержала, лошадь не зацепила пса. Но он взвизгнул, что для него совершенно нехарактерно, – Захар и звуков никаких обычно не издает... А в остальном с ним было прекрасно работать. В нем море обаяния и абсолютная харизма – убедитесь сами, посмотрев фильм.

Режиссер Петр Амелин.

Загадка от режиссера

Кстати, в детективе «Сто лет пути» можно увидеть и самого режиссера. Петр Амелин не то что бы сыграл роль, но внимательный телезритель наверняка обнаружит его – хоть и в несколько измененном виде – в одной из сцен. Включайте канал «ТВ Центр» в субботу, 25 апреля, в 17:15 и ищите портрет на стене!..

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру