80 лет Крымскому театру кукол: молод, несмотря на почтенный возраст

К 80-летию Крымского академического театра кукол

За шумихой и проблемами, связанными с карантином, волнами ажиотажного спроса на нужные и ненужные товары и с реально надвигающимся экономическим кризисом, остался практически незамеченным Международный день кукольника, который выпал на прошлую субботу, 21 марта. Тем более что предполагаемое на пятницу большое праздничное мероприятие, посвященное замечательному юбилею кукольного театра, в числе прочих массовых собраний было отменено.

К 80-летию Крымского академического театра кукол

Но нельзя хотя бы вкратце не рассказать об истории этого творческого образования, с которого начиналось знакомство, а для очень многих - и приобщение к театральному искусству, - как минимум четырех поколений крымчан. Вряд ли будет преувеличением сказать, что большинство из тех, кто в послевоенные десятилетия приходил во «взрослые» театры, несли в своих сердцах - зачастую не осознавая этого - дивный огонек, зажженный в близком или далеком детстве на «кукольных» спектаклях. Когда он с десятками сверстников смеялся или сопереживал ненастоящим персонажам, за недолгим сценическим бытием которых приоткрывалась настоящая правда жизни. И появлялось еще что-то - называемое обычно магией театра, - что так и не было «похоронено» ни кинематографом, ни телевидением, ни сетевыми играми и развлечениями.

Время первых

Немного, увы, осталось на свете самых первых зрителей - воспитанников детского садика 1934 года, для которых их воспитательница Мария Шуринова смастерила куклу Петрушку и с нею провела спектакль-игру, помогая детям выучить стихотворение. Ее инициативу поддержали другие воспитатели детсада - Мария Руденко и Тамара Синани. Втроем они стали создавать первые кукольные спектакли, самостоятельные импровизации на тему популярных сказок.

В 1935 году М. Шуринова прошла обучение на курсах известных кукольников Ефимовых, эстетика, взгляды и методы работы которых легли в фундамент будущего Крымского театра кукол. Ее примеру последовала Мария Руденко: обучаясь на режиссерских курсах Сергея Образцова, освоила игру с тростевыми куклами и стала использовать эту новую, по тем временам, систему в постановках. Так тремя энтузиастами был создан самодеятельный театр кукол, расширялся репертуар, и от спектакля к спектаклю росли и его творческий уровень, и популярность, далеко вышедшая за пределы «своего» детсада. Не случайно в 1938 году Совнарком Крымской АССР издал постановление об организации в Симферополе при ТЮЗе (был такой в довоенные годы!) детского передвижного кукольного театра. Официально свой первый сезон театр открыл в 1939 году спектаклем «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова. Заслуга в том, что уже первые постановки Передвижного театра кукол сделали его желанным гостем во многих городах и районах автономии, безусловно, принадлежит М.К. Шуриновой. Она не только участвовала в постановках как режиссер, но и писала пьесы, была художником и бутафором. Ее «Морозко», впервые поставленный в декабре 1940 года, на протяжении многих лет, в постановке разных режиссеров, украшает репертуарную афишу не только крымского театра, но и театров кукол ближнего и дальнего зарубежья. В сценической редакции 2003 года он до сих пор сохраняется в действующем репертуаре. К характерным чертам Передвижного театра кукол относится и создание спектаклей-игр, то есть активного вовлечения юных зрителей в театральное действие; эта традиция продолжалась и развивалась все прошедшие десятилетия и сохранилась до наших дней. Наверняка многие наши читатели вспомнят, как в прекрасном детстве своем они не только переживали, или смеялись, или со всем залом «подсказывали» и предупреждали об опасности кукольного (а то и «живого», разве что в маске) персонажа, но и были участниками какой-нибудь увлекательной игры.

Творческое содружество

Театр кукол развивался в творческом содружестве с другими, «взрослыми» театральными коллективами, прежде всего с драматическим театром им. Горького. В разные годы такие замечательные мастера этого театра, как засл. артисты Л. Риттер, А. Трапани, А. Кирилловский, ставили здесь спектакли для юных зрителей. Много лет руководил театром кукол заслуженный артист УССР С. Морозов, памятный крымчанам старшего поколения по ролям в кино и в театре им. Горького. В нескольких театрах работали и художники, в том числе заслуженный артист УССР С. Карникола, М. Бондаренко и Л. Янчук, заслуженный работник культуры УССР В. Майоров, заслуженный художник АРК Л. Рестенко.

Творческое содружество и обмен опытом способствовали тому, что театр, не изменяя специфике работы для юного, в том числе и для самого юного (младших дошкольников) зрителя, всё же изменялся вслед за новациями и развитием театральной эстетики. Те, кто сами ходили в тесноватое здание бывшего клуба, где много десятилетий трудились мастера этого жанра, потом - скажем, в девяностых - приводили сюда своих детей, а в новом веке - внуков, могли заметить перемены. Изменяется ритм спектаклей, даже «долгожителей», таких как «Айболит и Бармалей» (1993) по мотивам сказки К. Чуковского, «Сказка кувырком» (1986) Е. Чеповецкого по сказкам английского писателя Д. Биссета, «Клочки по закоулочкам» (1998) Г. Остера по мотивам русской народной сказки, «Винни-Пух и Все, Все, Все…» (1999) В. Петрова по мотивам сказки А. Милна. Изменяется художественное оформление, не в последнюю очередь из-за того, что нынешние дети всё больше «впитывают» условность мультфильмов, которые смотрят без числа и меры. Совершенствуется работа с куклами и бутафорией. Актеры свободнее чувствуют себя на сцене, «в открытую» участвуя в кукольном действии. И наряду с «совсем детскими» появляются спектакли для подростков и молодежи, поставленные по произведениям таких недетских писателей и поэтов, как Александр Блок, А.К. Дойл, А.П. Чехов…

Взлеты и кризисы

В известной мере развитие кукольного театра связано с именем многолетнего художественного руководителя, засл. деятеля искусств Украины Бориса Азарова. И дело не только в том, что он осуществил больше 100 постановок, заметно расширив жанровые возможности кукольного искусства. В годы его руководства театр стал участвовать в десятках международных и межрегиональных фестивалей, и, независимо от количества и качества наград, творческий коллектив всегда обогащался опытом и узнавал о достижениях коллег. Но и награды были, в том числе высшая театральная премия Республики Крым «Золотой грифон», высокое звание «Академического», десятки призов и дипломов после каждого фестиваля. С этим же периодом связаны и приглашения на постановку мастеров из других театров, в том числе и столичных. Эта традиция продолжается и сейчас. В частности, московский режиссер, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» Наталья Пахомова и художник, лауреат той же премии «Золотая Маска» Наталья Мишина сейчас создают у нас спектакли «Золотой Ключик, или Приключения Буратино» по произведению Алексея Толстого и «Путешествие «Голубой стрелы» - Джанни Родари.

Сейчас в репертуаре театра, который с 2017 года, пока идет строительство нового помещения, работает на одной из сценических площадок, любезно предоставленных театром им. Горького, 45 спектаклей разных жанров и стилей для всех возрастных категорий. Это классические и авангардные постановки, которые запоминаются повышенной эмоциональностью, выразительной пластикой, тонким ощущением сценической формы, владением различными системами кукол.

- За долгие годы своей творческой биографии театр пережил многое: творческие взлеты и периоды застоя, но всегда одно оставалось неизменным - это желание творить для зрителей и каждый день видеть широко открытые глаза главного зрителя - детей, в которых столько надежды, веры и любви. Именно это всегда было главной движущей силой нашего творчества, - уверена руководитель литературно-драматургической части Крымского академического театра кукол Галина Телегина.

Несмотря на свой внушительный возраст, Крымский академический театр кукол молод, полон сил, новых творческих планов и всегда готов сеять разумное, доброе, вечное!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 25 марта 2020

Заголовок в газете: Молод, несмотря на почтенный возраст

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру