5-й сезон "приключений": военный акцент, мокрое дело, были и небылицы. ОБЗОР

Готовится к изданию новая книга по итогам V Открытого республиканского литературного конкурса «Крымское приключение»

28.03.2020 в 03:17, просмотров: 1872

Конкурс проводится с 2015 года крымской редакцией «МК» при поддержке Министерства внутренней политики, информации и связи РК. И за это время «приключения» полюбили авторы известные и начинающие не только из Крыма, но и из других регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Но самое главное, каждую новую книгу с нетерпением ждут читатели.

5-й сезон

Претендентов на успешное прохождение конкурса и публикацию в новом сборнике, заведомо (по условиям его распространения) обреченном стать раритетным для многих любителей жанра, стало чуть меньше, чем в прошлые годы, когда их было больше трех сотен. Проблема отбора обострилась еще и в связи с ограничением объема сборника, учитывая необходимость представить основные «течения» емкого жанра «приключения». Нельзя ведь обойти присланные на конкурс произведения, связанные с трагическими и героическими страницами военной истории Крыма. Много нового и интересного найдено и рассказано в собственно исторических эпизодах. Нельзя не уделить места и современным приключениям, тем паче если они оттенены элементами фантастики или мистики или же столь исполнены романтики, что будь такая возможность - составился бы еще один выпуск «Крыма романтического».

Ограничение объема сборника способствовало тому, что в него включены, по преимуществу, тексты достойного литературного уровня, интересные стилизации, достаточно убедительные исторические экскурсы, документальные свидетельства. И во многих из них присутствует проблематика, выводящая читателя за рамки небольшого - таковы условия конкурса - объема текста. Типичный пример - небольшой по объему рассказ-очерк замечательного керченского энтузиаста Натальи Дзюбы об одном из реальных эпизодов благородного труда поисковиков. Здесь, если не очерствел сердцем, непременно задумаешься и о не подлежащей забвению малой трагедии большой войны, и о беспредельной жестокости фашистов, и о работе по велению сердца, и об интернационализме и связи поколений. И еще о чем-то, вроде бы не написанном, но заставляющем думать и переживать…

Взгляд в прошлое

Так же точно есть о чем подумать и чему сострадать, читая и перечитывая суховатую документальную хронику подвига и гибели евпаторийского десанта, изложенную Анатолием Головкиным (с. Колоски, Сакский р-н). Ну, а историю трагедии Аджимушкая (автор - Виктор Сокол из Керчи), поданную как рассказ человека, подростком пережившего этот ужас, просто необходимо прочесть, безотносительно к ее фабульной привязке.

Чисто «исторических приключений» в этом сборнике немного, но все они удивительно разные и все достойны внимания. Неожиданный ракурс и достойное чувство эпохи в рассказе «Волостной писарь» Стаса Матвеева (г. Саки), отменная стилизация Михаила Кизилова (г. Судак) в рассказе «Маим», мягкая ирония и умение выстроить интригу в рассказе симферопольского автора Ивана Коваленко «Лицо с почтовой открытки» да пара краеведческих легенд («Скалы Семибратцы» Валерии Норченко из Феодосии и «Легенда о Беседке на Семи ветрах» Алены Василишиной из Щелкино) - вот, пожалуй, и все. Потому что еще два рассказа представляют собой смесь жанров. В стилизации под постромантическую прозу ХIХ века «Горелочки» Евгении Дериземля (г. Кременчуг) весьма силен элемент мистики, а «Почтовый ангел» Ольги Ининой (г. Симферополь) можно отнести и к «военной» тематике, и к современной прозе, хотя формально действие его завершается 1951 годом.

Фантастический оборот

Сергей Савинов (г. Симферополь) и Вячеслав Демченко (г. Керчь) - эти имена наверняка запомнились читателям предыдущих выпусков «Крымского приключения». В «Черной магии» Савинова присутствует прежнее легкое преломление реалий крымской столицы (особенно привлекательное для тех, кто угадывает прототипы персонажей и мест действия), но здесь еще интересный баланс между реально объяснимым и чудесным, затем переход к чисто фантастическому - и возврат к реальности. В «Рыбколхозе капитана Немо» Демченко, помимо замечательного и весьма «вкусно» разработанного фантастического посыла, есть еще и персонажи, обрисованные автором на уникальной грани реализма и гротеска. Привлечет многих читателей и рассказ «Время не может идти назад» Евгении Блинчик (г. Симферополь), небезукоризненный с точки зрения логики, но литературно приятный как произведение чистой фантастики. Чуть особняком стоит рассказ «Царь медуз» Сергея Левина (г. Анапа), который можно воспринимать как вполне крымскую фантастику - и как всплеск фантазии эмоциональной и обиженной девушки. Оригинален и «Самый короткий рассказ про колодец» Константина Антонюка (г. Белогорск), а вот в остальных рассказах раздела ощутима «деланность», а иногда и попытки адаптации неновых литературных идей в «Крымское приключение».

Справка МК

К рассмотрению жюри конкурса была представлена 251 работа от авторов из 24 регионов России, а также из Казахстана, Молдавии, Белоруссии, Украины, Германии и Израиля. Более половины заявок направлены крымскими авторами из 12 городов и районов Республики Крым, а также из Севастополя. Победителем признана работа Натальи Дзюба из Керчи «Деда, дай я тебя покачаю». Также дипломами лауреатов будут отмечены Вячеслав Демченко («Рыбколхоз капитана Немо»), Иван Коваленко («Лицо с почтовой открытки»), Ольга Кунавина («Эпитафия»), Софья Ларкина («Неоправданное детство»), Стас Матвеев («Волостной писарь»), Анна Матвиенко («Семь лет Несчастья»), Марина Полунина («Море в октябре»), Ольга Роговая («Сундук»), Сергей Савинов («Черная магия») и Антуанетта Файбусович («Иди, иди дорогою добра»). Книга будет издана весной и представлена на традиционном фестивале «Книжных аллей» в Ялте.

Наше время

Точно так же, как в предыдущих сборниках, здесь, несмотря на упомянутые возможности строгого отбора, присутствуют тексты разной степени профессионализма. В большинстве из них преобладает романтика, личностные отношения, произрастающие на благодатном фоне Крыма, а порою и благодаря ему. Не всегда это заканчивается полноценным хэппи-эндом, как в небольшом и милом «Керченском воздухе» Ирины Поздеевой (г. Керчь), или же в рассказе «Не оставлять на потом» Раисы Снапковской (г. Кушва, Свердловская обл.), или же в светлом рассказике Инессы Оникиенко из Старого Крыма «С привкусом морской соли». Так, например, большой и, по моему мнению, излишне усложненный рассказ «Возвращение» талантливой Инны Ким (г. Новокузнецк) едва ли можно относить к текстам с благополучной концовкой.

Легкой иронией и ностальгией пронизан хороший рассказ «Море в октябре» Марины Полуниной (г. Балашиха), в котором можно почувствовать не только личностное знание драматических реалий последних десятилетий, но и настоящую любовь автора к персонажам. Грамотно, профессионально выстроен, а потому и легко читается рассказ «Семь лет Несчастья» Анны Матвиенко из Донецка. Подкупает достоверностью и уместной передачей летнего крымского зноя, описаниями труда и быта археологов рассказ «Удача археолога» Веры Надеждиной (пгт Гаспра).

«Жизнь в Крыму как приключение» - такую характеристику можно дать сразу нескольким рассказам. Дыханием оптимизма и молодости отмечен рассказ интересной поэтессы Марины Матвеевой, хотя реальный фон описанного в нем - блэкаут, кризисный период смены политической принадлежности республики. Горечью, но и доброй надеждой наполнен рассказ «Правда» Антона Задорожного (г. Санкт-Петербург). Нельзя не отметить литературные достоинства «Тумана в городе С» Виктории Анфимовой (г. Симферополь). Ощущением глубокой исторической основы современной жизни крымской славянской деревни пронизан рассказ Ольги Петровской из Симферополя «Сила камня».

«Детский» раздел

В нем, помимо легенд, помещена современная сказка Екатерины Николаевой (г. Алма-Ата) с забавным названием «Какуча Гогота», выдержанная в давней литературной традиции, а также симпатичный рассказ ялтинского автора Софьи Ларкиной «Неоправданное детство», одинаково привлекательный для юных и взрослых. Приятно оттеняет раздел «детский» рассказ «Васька и мина» Василия Пугина (г. Симферополь).

Еще раз перечитывая тексты, замечаешь, что, помимо упомянутых, выделяется охватом материала и выразительными деталями рассказ «Между расстрелами» Ольги Ивановой.

Заставляет задуматься рассказ Виталия Винтера (г. Цойленрода-Трибес) «Степной разноцвет», не слишком точно вписывающийся в категорию «Крымских приключений», но, полагаю, близкий и понятный крымским читателям. А вот ощущения достоверности, знания специфики мест действия не хватает рассказу «Море» Дмитрия Лагутина (г. Брянск), при вполне достойном, хоть и не вполне оригинальном фантастическом посыле. То же самое относится и к большому рассказу «Сундук» Ольги Роговой (г. Дзержинский), хотя, несомненно, многих привлекут фабульные ходы и достойный сюжет.

Новый сборник отличается от предыдущих, которые показывали Крым преимущественно как место отдыха и житейских приключений. Ну, еще и как «вершину над морем многоликой и загадочной истории».

Да, это особый край, где реальность тесно переплетена с фантастикой и мистикой, - но и в прошлом, и в настоящем здесь отмечено авторами 5-го конкурса немало драм, трагедий и житейских трудностей.

И всё же горечь не перечеркивает надежд на то, что «негатива» в будущем станет меньше.

Содержание сборника «КРЫМСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ-2019»

Глава 1: были и небылицы

Стас Матвеев. ВОЛОСТНОЙ ПИСАРЬ

Иван Коваленко. ЛИЦО С ПОЧТОВОЙ ОТКРЫТКИ

Евгения Дериземля. ГОРЕЛОЧКИ

Алёна Василишина. ЛЕГЕНДА О БЕСЕДКЕ НА СЕМИ ВЕТРАХ

Михаил Кизилов. МАИМ, ИЛИ ПОДЗЕМНАЯ ТАЙНА ИУДЕЙСКОЙ КРЕПОСТИ

Мария Шишкова. СЕРЬГИ

Валерия Норченко. СКАЛЫ СЕМИБРАТЦЫ

Глава 2: реальности вопреки

Константин Антонюк. САМАЯ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ ПРО КОЛОДЕЦ

Виктория Анфимова. ТУМАН В ГОРОДЕ С.

Сергей Савинов. ЧЁРНАЯ МАГИЯ

Джордж Клунин. КАПСУЛА С.

Евгения Блинчик. ВРЕМЯ НЕ МОЖЕТ ИДТИ НАЗАД

Юрий Иваниченко. СТРЕЛОЧНИКИ

Анна Матвиенко. СЕМЬ ЛЕТ НЕСЧАСТЬЯ

Ольга Кунавина. ЭПИТАФИЯ

Глава 3: мокрое дело

Вячеслав Демченко. РЫБКОЛХОЗ КАПИТАНА НЕМО

Дмитрий Лагутин. МОРЕ

Сергей Лёвин. ЦАРЬ МЕДУЗ

Сергей Ваганов. ЖАДНОСТЬ

Ольга Роговая. СУНДУК

Глава 4: проза жизни

Марина Полунина. МОРЕ В ОКТЯБРЕ

Инна Ким. ВОВРАЩЕНИЕ

Ирина Поздеева. КЕРЧЕНСКИЙ ВОЗДУХ

Раиса Снапковская. НЕ ОСТАВЛЯТЬ НА ПОТОМ

Вера Надеждина. УДАЧА АРХЕОЛОГА

Марина Матвеева. «ПОСЛЕДНИЕ ГЕРОИ» ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД

Антуанетта Файбусович. ИДИ, ИДИ ДОРОГОЮ ДОБРА

Глава 5: детское время

Софья Ларкина. НЕОПРАВДАННОН ДЕТСТВО

Инесса Оникиенко. С ПРИВКУСОМ МОРСКОЙ СОЛИ

Екатерина Николаева. КАКУЧА ГОГОТА

Владимир Смирнов. ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ С СОБОЙ

Василий Пугин. ВАСЬКА И МИНА

Глава 6: военный акцент

Ольга Иванова. МЕЖДУ РАССТРЕЛАМИ

Виктор Сокол. КОЛЯ И ОЛЯ

Ольга Инина. ПОЧТОВЫЙ АНГЕЛ

Анатолий Головкин. ЕВПАТОРИЙСКИЙ ДЕСАНТ

Наталья Дзюба. ДЕДА, ДАЙ Я ТЕБЯ ПОКАЧАЮ

Ольга Петровская. СИЛА КАМНЯ

Виталий Винтер. СТЕПНОЙ РАЗНОЦВЕТ


|