Кто первым раздел Ленина на экране

Интервью с режиссером Виленом Новаком

Свой дебютный фильм «Ринг» с Александром Пороховщиковым в главной роли Вилен Новак снял на Одесской киностудии в 1973 году. И в последующие годы ему удавалось делать кино для зрителей и «кассу» для прокатчика: в эпоху застоя - «Красные дипкурьеры» (1977), «Вторжение» (1980) и «Две версии одного столкновения» (1984), на этапе перестроечного брожения умов - «Гу-га» (1989), в постсоветский период - «Дикая любовь» (1993) и «Принцесса на бобах» (1997).

Интервью с режиссером Виленом Новаком
Кадр из фильма Вилена Новака "В Крыму не всегда лето" (1987).

Более чем успешным оказался и его телевизионный опыт. «Остановку по требованию» (2000) признали лучшим сериалом года в России. То, что он не теряет хватку, Вилен Захарович доказал замечательной картиной «Стреляй немедленно!» с Богданом Ступкой и Юрием Степановым. Но в итоге в его зачетке всего 12 фильмов, в том числе и посвященный Дмитрию Ульянову «В Крыму не всегда лето» (1987). Возможно, в этом году появится и тринадцатый - наконец-то выделили деньги на съемки фильма «Теперь я турок, не казак». О реализации этой идеи он мечтал почти 20 лет. А между тем, ему в январе уже исполнилось 82.

- Вилен Захарович, потрясающая выдержка...

- Я ведь однолюб, всегда загораюсь какой-то одной идеей и всё, до победы. Так, например, было с «Принцессой на бобах». Сценарий фильма я прочитал в 1994 году, а снять удалось только через три года. И сейчас у меня очень интересный замысел. Давно уже готов и литературный, и режиссерский сценарий фильма «Тепрь я турок, не казак». Кто читал - все восхищаются: «Надо обязательно снимать!» В главных ролях я видел Богдана Ступку и Алекся Петренко. Но их уже нет... Сценарий написал широко известный, очень классный драматург Евгений Митько. Зрители хорошо знают фильмы по его сценариям «Бумбараш», «Республика ШКИД», «Подпольный обком действует». Наша история с общечеловеческими ценностями, и самое главное, что я особенно люблю, она не высосана из пальца. Здесь многое автобиографично. Рассказывает ее мальчик Женя, который родился и живет в провинциальном Мариуполе (или Жданове, как кому угодно), вдалеке от центра, в стороне от общественно-политических коллизий. По соседству в этом Мариуполе живут две семьи - украинская и еврейская. У главных героев по жизни постоянные трения. Но по-настоящему страсти закипают, похлеще, чем у Шекспира, когда они узнают о взаимной любви их детей - еврейского юноши и украинской девушки. Сюжет закручен, там много разных коллизий, помимо этой линии молодых… И самое важное, как отцы в финале через очищение приходят к пониманию и примирению. Все мы люди, прежде всего.

Кадр из фильма "Красные дипкурьеры" (1977).

- Странно, что вы ищете продюсеров, а не продюсеры с деньгами вас…

- Для меня это тоже загадка - почему так. Я уже не раз подтверждал, что могу обеспечить и зрительский интерес, и сборы. «Дикая любовь» была первой по прокату, собрала денег больше, чем другие популярные тогда картины. И «Принцесса» прошла с бешеным успехом - знаю, продюсеры тогда заработали для себя хорошие деньги. Не понимаю, что еще нужно. Я всегда думаю о том, чтобы зрителям было интересно смотреть кино. Мне не интересно сидеть в пустом зале, не интересно показывать кино друзьям и близким, мне интересно, чтобы зрители были охвачены теми же страстями, которые на экране, чтобы они их соотносили со своей жизнью. Я не делаю свои фильмы в стол или в сундук… Может, поэтому их у меня не так уж много.

Кадр из фильма "Дикая вишня" (1993).

- Кстати, «Дикая любовь» была хорошей стартовой площадкой для молодых актеров. Как сложилась их дальнейшая судьба?

- Исполнитель главной роли - Володя Щегольков не затерялся, у него, тьфу-тьфу, всё вроде бы нормально. Снимался в других картинах и уже сам снимает. Он стал режиссером, один из его фильмов «С днем рождения, Лола!» я видел и могу с удовольствием отметить - нормально парень работает. Есть у него своя пирамида, которую он строит. Дай бог, чтобы она не развалилась. А вот у Ксении Качалиной - не так всё гладко. После «Дикой любви» она сыграла у Димы Месхиева в фильме «Над темной водой» и у Сережи Соловьева в «Трех сестрах». А потом у нее начались какие-то приключения в личной жизни, необязательные, если можно так сказать, выходы замуж. Это как-то повлияло на нее, и потом я потерял ее из виду. Она ведь очень талантливая девушка. Когда я ее снимал, она была еще на втором курсе ВГИКа, училась в мастерской у Сережи Соловьева. Тогда это была еще несформировавшаяся актриса, глина, из которой лепить… Но она сама по себе - темпераментна, в ней агрессия и в то же время мягкость, качества, которые как-то перемешались. Но это личность - Ксения Качалина. Возможно, с ней очень неудобно, она несет с собой такую энергетику - то пальцем не проткнуть оболочку, в которой она прячется, то она совсем раскрепощенная. А ведь режиссеры тоже люди, ищут себе чего полегче.

Кадр из фильма "Гу-га" (1989).

- Ваши отношения с телевизионщиками тоже гладкими не назовешь…

- Не люблю я сериалы и не берусь за всё, что мне предлагают снимать. Хотя надо же на хлеб зарабатывать. Вот недавно в Питере снял одну серию из цикла «Опера. Хроники убойного отдела». Звонят еще, слава богу, не забывают, но я говорю - пришлите сначала почитать сценарий. Если это очередная «зубодробиловка» или опять очень долгий поиск убийцы - то отказываюсь сразу. Жду свою тему. Так совпали интересы мои и заказчиков в случае с «Остановкой по требованию». Когда прочитал сценарий, потирал руки от зависти к себе - какая история, настоящая литература! Потом еще выяснилось, что и писатель очень интересный из глубинки, из Саратова - Алексей Слаповский. И я, конечно, согласился, приехал на ОРТ к Константину Эрнсту. Я его дважды поздравил: с тем, что каналу досталась такая тема, и с тем, что они нашли и пригласили меня. Там же у них тоже не всё просто. Хочешь - не хочешь, а режиссерское кино превращается в продюсерское, мало-помалу. Диктат идет такой, что нам и не снилось. Раньше мы плакали от государства, оттого, что нам говорили - что можно, а что нельзя. Сейчас продюсер говорит - вот этот артист и ни в коем случае тот. Так у меня получилось с «Остановкой». Я не видел в главной роли Диму Певцова. Вот Олю Дроздову я сразу увидел, а к ней в пару главного героя долго искал. По внешнему облику и поведенческой линии - это человек не от мира сего, такой интеллигентный «тюфяк». Я пробовал Андрюшу Соколова, Андрея Ильина, других. И я уже хотел на эту роль Ильина, он как-то ложился на этот образ. И мне тут сверху говорят - нет-нет, с этим мы работать не будем. Ну и как быть? А попробуй Певцова… Перед ним я виноват. Скажу честно, я его хотел «зарубить». Режиссер при желании может это сделать. Я нашел ему очень тяжелую сцену на пробы, чтобы сказать - ну, посмотрите, Певцов не может вытянуть эту роль. Горжусь тем, что поменял свое мнение об этом актере. Я думал, что этот «По прозвищу «Зверь» просто накачанный парень, который не имеет какого-то глубокого душевного состояния. Но как раз на пробах выяснилось, что это очень хороший артист. Всё получилось замечательно, и сказал - Певцова будем снимать.

Кадр из фильма "В Крыму не всегда лето" (1987).

- До «пришествия продюсеров», еще в советское время, наверное, приходилось считаться с приемными комиссиями? Как тогда удалось отстоять эпизод с голым Лениным, вы же вождя раздели в кадре задолго до Сокурова?

- Это фильм 1987 года «В Крыму не всегда лето» - о младшем брате Ленина, Дмитрии Ильиче Ульянове. Там достаточно человечная сцена: брат-врач осматривает своего родного брата, прослушивает его - чем он болен, пытается выяснить состояние здоровья. До съемок я об этом эпизоде долго размышлял и в итоге пришел к мысли, что ничего страшного в этом нет - Ленин же тоже человек, он и писает, и голым иногда бывает. В общем - нормальный человек, он же все-таки не из космоса, из того же материала сделан, что и мы. Так почему бы не раздеть? Хотя боялся, что попросят эту сцену вырезать. Но как выяснилось, переживал напрасно - тогда уже пошел разброд, перестройка, и моим приёмщикам было не до кино. Они даже поддержали - о, раздел Ленина. А вот Юрий Каюров, который почти в 20 фильмах сыграл Ленина, от такой идеи в восторг не пришел. Он насторожился, спрашивает: «Как же мы будем раздеваться?» - «Нормально, - говорю, - разденемся и всё». - «Так это ж Ленин! Как-то стрёмно…» - «А вот так! Положитесь на мое ощущение...» И всё как-то прошло хорошо. Жаль, что картина случилась в такое время, прокат уже начал уходить куда-то в землю. Фильм получился достойный, хоть там и вожди наши, ныне низложенные. Но я о людях рассказывал, а не о вождях.

Секс-символ советского кино и сегодня будоражит воображение фанатов

Секс-символ советского кино и сегодня будоражит воображение фанатов

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 5 февраля 2020

Заголовок в газете: Времени вопреки