Александр Збруев: "Что-то очень важное из нашей жизни ушло"

Герой своего времени

Успешный актер, не появляясь каждый день в медийном пространстве, сохраняет к себе невероятный интерес публики. Интеллигентный, сдержанный, обаятельный. Ему 81, но в это совсем не верится... Он рассказал, как, благодаря евпаторийской истории Балтера, получил свою первую роль в театре.

Чувства и ощущения

- Александр Викторович, ваш молодой голос несовместим с этими цифрами.

- Так мне все говорят.

- Как вам удается энергию сохранять?

- Никак. Во мне пессимизма, кстати, больше, чем оптимизма. Намного. Это я выгляжу более радужным, что ли. И дело не в оболочке. Просто чем дольше живу, тем больше вижу того, чего б лучше не было. С кочки на кочку прыгаем, а чем это заканчивается - попал ты на другую кочку, окунулся ли в болото... Вот на этом уровне воспринимаю действительность.

- Неужели всегда болото? И до 1991-го?

- Нет. В Союзе было много хорошего. Очень много того, чего мы тогда не знали и не ощущали. К сожалению, история ломает рамки, к которым привыкает народ, и создает новые. Сейчас совсем другие люди, иная публика. Мы по-другому живем. Тогда главной была душа, а сейчас - деньги.

- Вы себя в этом времени ощущаете дискомфортно?

- Откуда же комфортность? Деньги есть, а где душа? Мне кажется, в моей профессии это главное. Искусство ведь не табуретка. Табуретка качается - значит плохая. А театр - материя тонкая, деликатная, как, впрочем, и хороший кинематограф. Почти необъяснимо чувство, которое испытывает человек в зрительном зале. Он сопереживает тому, что происходит на сцене или на экране. Насчет комфорта. Он в быту есть, но что-то очень важное из нашей жизни ушло. Раньше была бесплатная медицина, бесплатные школы, а сейчас, куда ни плюнь, будь готов за всё платить.

- В тонкой жизненной материи вы чувствуете людей?

- С плохими не сталкиваюсь особо, а вот зрительный зал чувствую - со мной он или против меня. Чаще, правда, ко мне нормально относятся.

- Вас, кажется, все любят.

- Спасибо. Очень приятно.

Евпаторийская история

- В этом году Евпатория и Москва отмечают 100-летие писателя Бориса Балтера. Когда обсуждают его повесть «До свидания, мальчики», то вспоминают и о ее блестящей экранизации - фильме Михаила Калика. Однако еще раньше вышел спектакль, и вы в нем сыграли главную роль, так?

- Кино доступно повсеместно. А спектакль за пределами театра - разве что на гастролях. Несопоставимо то, что происходит в кинематографе и на подмостках. Кино - массовое искусство, а театр - элитарное. Впрочем, замечательную повесть «До свидания, мальчики» в свое время прочитали все. Народ полюбил и произведение, оно легко написано, и взаимоотношения ребят, вступающих в жизнь. Эта история всех тронула. Балтер в нашем театре бывал и присутствовал на репетициях. Ставил спектакль Сергей Львович Штейн. Театральная версия на самом деле вышла раньше. Но театр посещает меньше народу, потому и о спектакле реже говорят. А он был очень хороший. Играли прекраснейшие актеры. К примеру, Сашку Кригера - всеми любимый Леонид Харитонов. За ним ходили толпы, популярностью пользовался огромной. К тому моменту он уже сыграл в «Школе мужества», «В добрый час!», Ивана Бровкина. Его очень любили. Необыкновенно обаятельный человек. Он был старше персонажа, которого изображал в «До свидания, мальчики», потому для роли и подстригся, и подкрасился. Ему нравился образ Кригера, в нем много юмора, смысла, и получал Харитонов от спектакля огромнейшее удовольствие. Играли с нами Саша Ширвиндт, народный артист Владимир Романович Соловьев и другие. Но это все актеры не киношные, потому широкую огласку спектакль не получил. Не было Интернета, настолько открытого телевидения, как сейчас, где можно дать рекламу. Тем не менее постановка в Ленкоме шла успешно, и Балтер этим был очень доволен. Мы даже получили призы. Ох, давно: пятьдесят лет назад. Но играли с удовольствием. В театре это, в принципе, моя первая роль.

- Кто вам ее предложил?

- Готовились два состава, и на роль Белова приглашали другого актера. В это время в Ленком художественным руководителем пришел великий Анатолий Васильевич Эфрос, который, посмотрев кусочки спектакля, сказал: «Збруев сыграет Володю, а Инку - Оля Яковлева». Вот с Олей вместе мы и играли. Она была симпатичная. Очень дружеские и чувственные отношения возникли между нами. Мы оба любили свои роли, и театр на нашем спектакле был полон.

- У Харитонова по отношению к вам не появилась ревность? Ведь он уже имел всесоюзную любовь, а главную роль в спектакле отдали вам, актеру начинающему.

- Безусловно, Володя в нашей тройке был ведущим, но не менее интересной считаю и роль Кригера. Есть же Гамлет, а есть Клавдий, и, на мой взгляд, роль короля привлекательней. То же и у Кригера с Беловым. У Харитонова роль совершенно потрясающая, и мне кажется, у него она получилась гораздо лучше, чем у Досталя, сыгравшего Кригера в кино. Это мое мнение. С другой стороны, это же два разных проекта, они друг на друга не похожи, хотя и в фильме очень хорошие актеры: Миша Кононов, Женя Стеблов, Наташа Богунова. Фильм получился значимым, он остался в народной памяти. Вообще, всё это такое родное, близкое. Очень приятно было в спектакле работать. Он шел с грандиозным успехом.

Любимая роль и Крым

- Ну вот, а говорите, театр посещали меньше.

- Отношение у зрителей к театру у нас, может, и трепетное, но кино впереди. Оно всегда приносило огромнейший доход. Бюджет советского кинематографа был огромен, и значительные средства от проката передавали в государственную казну. Театр - другой вид искусства. Но сегодня, считаю, он выше кинематографа. То, что происходит с нашим кино, на мой взгляд, - беда. В театре все-таки пока мы держимся, хоть и публика изменилась. Целые поколения прошли, многие не знают, что это за время - предвоенное. Мало кто на самом деле может пропустить это через свою душу, чаще изображают: «Ах, вот как!» Это всё поддельное. Я к этому так отношусь. Для меня лично, раз уж обо мне разговор, театр намного лучше, чем кино. Увы, старые постановки в большинстве своем не записаны на пленку. Скорее всего, не найдете и спектакль по Балтеру. В те годы театр снимали редко. Кино всегда можно посмотреть и довоенное. Спектакль - разве что через хронику. Жаль. С великими артистами... Их просто нет. Это легенда.

- А в вашей ленкомовской легенде есть любимая роль?

- Я получаю удовольствие от всего, что играю сейчас: Гаева в «Вишневом саде», Флора Федулыча в «Ва-банке», Анучкина в «Женитьбе». В кино любимый фильм не назову. Ролей у меня больше 70-ти, но живет в памяти зрителя «Одинокая женщина желает познакомиться», «Батальоны просят огня», «Бедная Саша» и «Ты у меня одна». Трудно сказать почему. Только время определяет значимость того или иного произведения, насколько оно попадает в сегодняшний день.

- Ведете личную хронику в соцсетях?

- У меня в Инстаграме нет страницы, ее кто-то придумал. Точно не я веду. По этому поводу ко мне обращались, и я просил, чтобы выложили в Интернет, что это меня не касается.

- В Крыму вам бывать приходилось?

- Очень часто. У актеров там свой санаторий, наш дом. От Ялты, пешком если вдоль моря, минут пятнадцать. Я получал от отдыха большое удовольствие. Были у нас замечательные времена. Не могу сказать, что есть любимые места, мне просто всё в Крыму нра-ви-лось. Когда подходило время отпуска, всегда ждал момента, чтобы поехать в Ялту. Здорово, что вы крымчанка, я вам завидую. В ваших краях совершенно потрясающий воздух... Что пожелать крымчанам? Больше радости и меньше печали. Добра и любви друг к другу. Думайте не только о себе, но и о ваших близких. Вообще думайте больше о людях. Это очень важно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 4 декабря 2019

Заголовок в газете: Герой своего времени

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру