Актерские драмы: какие роли стали последними для Евстигнеева и Плятта

В каком бы возрасте не уходили великие актеры – это всегда рано.

19.10.2019 в 02:18, просмотров: 1507

Но судьба отвела каждому свой срок, и у всех была особенная роль – последняя. Об этом новый документальный фильм «Актерские драмы. Последние роли».

Актерские драмы: какие роли стали последними для Евстигнеева и Плятта

Евгений Евстигнеев мог сыграть Ивана Грозного задолго до съемок исторического мини-сериала «Ермак» – его почти утвердили на роль самодержца в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». И тут досадное недоразумение. Режиссер Леонид Гайдай как-то бросил в сторону Евстигнеева реплику из сценария: «Когда вы говорите, у меня такое ощущение, что вы бредите». Актер принял эту фразу на свой счет, обиделся и… отказался от роли. Кто знает, может, этот отказ продлил ему жизнь на долгие годы.

В актерской среде есть суеверия, заставляющие некоторых артистов отказываться от интересных ролей. Одно из них – «проклятье Ивана Грозного»: якобы тех, кто играет кровавого царя, ждет неминуемая беда. Роль царя действительно не раз приносила несчастье актерам театра и кино, а для некоторых и вовсе становилась фатальной. Так, отец Михаила Боярского, Сергей Боярский, не дожил до премьеры спектакля об Иване IV. Николай Хмелев, тоже игравший Грозного в мхатовской постановке, умер от сердечного приступа во время генеральной репетиции. Александра Михайлова в этой же роли прямо на сцене настиг инфаркт, его едва успели спасти. Однако Евгения Евстигнеева предрассудки и условности не тревожили. Роль в историческом сериале «Ермак» сулила убедительный гонорар при сравнительно небольших трудозатратах: проект изначально был международным.

– У нас началась работа над этим фильмом с конфликта с американцами, – рассказывает в документальном фильме режиссер Валерий Усков. – В Голливуд нас привезли: давайте снимать там. И привезли нам Ермака… Шварценеггера!

Типаж «терминатора» совершенно не соответствовал представлениям наших режиссеров о том, как должен выглядеть покоритель Сибири. К тому же с американцами быстро рассорились по чисто политическим причинам – из-за событий в Литве. Усков и Краснопольский вздохнули с облегчением и приступили к подбору актеров. Тогда-то Евгений Евстигнеев и получил приглашение пройти кинопробы. Конечно, режиссеры волновались: согласится ли звезда советского экрана воплотить такой специфический образ, да к тому же в сериале?

Разумеется, Евстигнеев понимал, что эта роль вряд ли станет событием в его творческой биографии, но к работе всегда подходил максимально ответственно. И все же, как ни старался актер не подавать вида, здоровье часто напоминало о себе: сердце просто не справлялось с нагрузками. Когда шли съемки, уже было известно, что Евгению Александровичу максимально срочно необходима операция. Коллеги всячески его оберегали и даже укладывали между дублями на кушетку. В последний съемочный день Евгения Евстигнеева провожала вся съемочная группа. Вернуться ему было не суждено… А в актерской среде снова заговорили о проклятии роли Ивана Грозного.

Для Ростислава Плятта последней оказалась роль Николо Амати в фильме «Визит к Минотавру». И хотя после нее актер прожил еще два года, в кино больше не снимался. В экранизации детективного романа братьев Вайнеров режиссер Эльдор Уразбаев предложил Ростиславу Яновичу сыграть старого скрипичного мастера Амати, и знаменитый артист, не раздумывая, согласился. Не так часто в последние годы ему выпадали большие драматические роли. Съемки уже начались, когда с Ростиславом Пляттом случилась беда: он оступился, хрупкие кости пожилого актера не выдержали падения… Для многих стариков такая травма становится приговором: больничная койка, обездвиженность и скорая смерть. Но только не для Плятта. Вскоре после операции Ростислав Янович вернулся на съемочную площадку. После каждого дубля партнеры по фильму подвозили ему кресло-каталку. Ему нужен был перерыв, чтобы снова, превозмогая усталость и боль, подняться на ноги и отыграть следующую сцену. Молодые коллеги восхищенно наблюдали, как из тяжелобольного, измученного недугом старика, Плятт превращается в спокойного, умудренного опытом скрипичного мастера, наставника, степенно рассуждающего о высоком и вечном. А за кадром Плятт был очень общительным, с удовольствием балагурил с молодежью и травил анекдоты. И даже в таком почти безнадежном состоянии он был неизменно галантен с дамами…

Как Леонид Харитонов спустя почти 30 лет после грандиозного успеха вновь вернул себе популярность? Какая фраза из его последнего фильма через 10 лет стала пророческой? Почему на съемках картины «Маленькие трагедии» казалось, что Владимир Высоцкий в роли Дон Гуана репетирует собственный уход? Участие в каком фильме фактически свело в могилу Иннокентия Смоктуновского? Ответы – в новом документальном фильме.

Производитель: «ПАНЧ ТВ»