Квадрология Дмитрия Шенгура: открылась выставка керченского художника

29.10.2019 в 05:32, просмотров: 2273

Логично предположить (учитывая частичку «квадро» - от лат. «четыре»), что это некое явление, состоящее из четырех частей. Причем, не важно, что вы сделаете с этими четырьмя составляющими – снимите 4-серийный фильм, составите композиция из четырех камней в саду… Вот, например, керченский художник Дмитрий Шенгур назвал так свою персональную выставку, открытие которой состоялось в местной Картинной галерее.

Квадрология Дмитрия Шенгура: открылась выставка керченского художника

Сам Дима объясняет возникновение такого название следующим образом: «Квадро - означает четыре. Четыре стороны двухмерного пространства холста, в котором создаётся картина, такое некое сакральное пространство фиксации образов».

Когда входишь в выставочный зал, впечатление «квадратности» усиливается – все работы выполнены на квадратных холстах формата 30 на 30.

Но обо всем по порядку.

На открытие, назначенное на 16.00, наша компания любителей искусства пришла вовремя. Даже за пять минут до. Едва войдя под своды галереи, мы были оперативно подхвачены музейной феей и унесены на второй этаж, откуда уже доносились звуки «прокашливающихся» перед концертом скрипок. Мелькнула мысль: «А может, мы не туда?! Может, здесь еще какое-то мероприятие намечается?»  Уж очень необычно – классические скрипично-фортепианные этюды на открытии авангардной выставки. Но было поздно, вторая фея препроводила нас в зал, где мы и заняли место на галерке. Инструменты наконец настроились и заиграли «Мою прекрасную леди» (в исполнении учащихся школы искусств им. Р. Сердюка). Да, звучало все великолепно, но навязчивым червячком извивалась мысль, что все это как-то не к месту, не туда. Сколько можно муссировать одно и то же? Для данного конкретного события была бы уместней авангардная авторская музыка, дредастые исполнители с тамбуринами и джамбе. Медитативные ритмы настроили бы посетителей на философский лад.

Но «библиотечное» вступление продолжалось. Сотрудницы галереи вдохновенно рассказывали о том, какой же у нас замечательный город, какие прекрасные древности нас окружают, как нас посещают директора крупнейших музеев страны (Эрмитажа в частности) и приходят в неописуемый восторг, прикасаясь к колоннам Пританея… Никто с этим и не думает спорить – я люблю родной город и считаю керченскую землю и правда полной какой-то демиургической созидательности, порождающей таланты в почти аномальных количествах… Но не стоит же об этом говорить так школьно и заезженно, отбивая тем самым всякую заинтересованность. А уж до упоминания о местном таланте и виновнике сегодняшнего события дело вообще дошло на исходе получасовой Оды скучности. Феи мимолетом представили публике Дмитрия, совершенно ничего не сказав о его творчестве.

Надо понимать, что галерея закрывается в 17.00 и у зрителей оставалось всего 30 минут для знакомства с экспозицией - которая, хоть и была не очень большой, требовала немало времени для вдумчивого созерцания. Ведь в каждом квадратике – не просто красивое яркое изображение. В одних картинах – знакомые всем с детства, но видоизмененные керченские пейзажи. Вроде бы смотришь, и узнаешь видна город с района Войкова, беседку на пляже «Молодежка». Но неожиданный штрих – и солнечная дорожка превращается в чашу или песочные часы, блики становятся опавшей золотой листвой. Многие сюжеты хранят невесомую энергетику йоги, отпечаток восточных философских учений.

На других полотнах элементы кубизма, глубокомысленные абстракции. Детали – четкие, прорисованные – цепляют внимание и уводят мысль по коридорам рассуждений. Это визуальные загадки, головоломки и бесконечными вариантами решений. Мне некоторые из них (к примеру, «Диалог») чем-то напомнили графику для старых компьютерных игр. Но эта примитивность – нарочитая. Глядя на остальные изображения, понимаешь, что художник обладает высоким мастерством.

Третьи картины – мягкие и таинственные. Ладья с уменьшающимися однотипными фигурами, уплывающая(или выплывающая из?) в Солнце. Такие же идентичные силуэты, уходящие в горизонт под бледным светом луны. Или лица – совершенно штампованные, инкубаторские! - вырастают на резинистых ножках из поверхности планеты и бездумно смотрят в пустоту.А еще интригует то, что практически на каждом полотне показывается светило. Дневное или ночное, оно действительно излучает свет, окруженное гипнотическими разводами, спиралями краски, создающими эффект мерцания и пульсации. Сложно сказать, что хотел сказать автор. Но безумно интересно. И  об этом хочется рассуждать часами.

Но особо разогнаться нам не дали – только гости богемно расположились группками напротив картин, только художник начал отвечать на вопросы, как сотрудники музея попросили покинуть помещение, так как пришло время закрываться.

С легким чувством незавершенности, как отметила бы психолог Блюма Вульфовна Зейгарник, мы вышли из галереи. Не покидало ощущение амбивалентности. С одной стороны, восторг от работ Дмитрия, осознание их свежести и оригинальности, радости из-за того, что художественное искусство у нас развивается и не застряло в косности реализма. С другой – некоторая печалька и понимание, что сама система, сам подход к преподнесению этого искусства как раз закостенел. Создается впечатление, что с советских времен в этом вопросе совершенно ничего не поменялось. Стандартные пыльные фразы под звуки безупречной (но давно приевшейся)  классики, вписанные в строгие рамки равнодушной школьности-библиотечности. Одним словом, то, что хочется назвать добровольно-принудительным словом «Мероприятие».

В общем, пора стряхивать пыль и мох устаревшего с организации любых ивентов – будь то выставка или концерт на площади.

На самом деле, все не так трагично (особенно в масштабах Вселенной), ведь обсуждения продолжились на афтепати. Мнения высказывались совершенно разнообразные. Один из зрителей обозначил, что, учитывая его склонность к классическому искусству, ему бы хотелось, чтобы идея изображения лежала на поверхности и была сразу понятна. Другой возразил, что намного интересней, когда художник создает форму, и каждый вкладывает в нее свой смысл. Сам же Шенгур считает, что картину нельзя воспринимать как завершенный продукт. Она продолжает жить, развиваться, обрастать новыми смыслами в процессе обсуждения. Одно и то же полотно может каждый раз интерпретироваться по-иному, в нем могут обнаруживаться все новые и новые детали и символы, разгадываться и загадываться загадки.

Как бы там не было, тот факт, что современное искусство в Керчи не только успешно эволюционирует, но и демонстрируется, вселяет оптимизм.

На вопрос, о творческих планах и ожиданиях от выставки, заданный накануне, Дима ответил:

- Планы на будущее - продолжать создавать новые картины и показывать их людям, которым нравится их созерцать.

На данный момент мой план - продемонстрировать картины жителям Керчи. Так что думаю все, кто увлекается рисованием или просто ценит живопись, сможет найти для себя что-то интересное в моих картинах, вдохновиться, ощутить цветокомпозиционный и артсмысловой заряд творческой энергии.

Ну что ж, это ему удалось в полной мере. Его картины не только вдохновили присутствовавших художников хвататься за кисти и мастихины и кидаться творить, но и просто гармонизировали пространство. Как в галерее, так и в душах зрителей.