Ялтинский отпуск Магамаева: что певца задержало в Крыму

Звонкая дегустация

О неофициальной части крымских гастролей легендарного советского певца корреспонденту «МК в Крыму» поведал представитель вошедшего в историю России рода виноделов Юрий Егоров.

Свое имя Муслим Магомаев получил от прославленного деда, знаменитого композитора, чье имя носит Азербайджанская филармония. Его отец Магомед был одаренной личностью - прекрасно рисовал (работал театральным художником) и виртуозно играл на рояле (для себя, ведь нигде этому не учился). К сожалению, Магомед Магомаев прожил недолгую жизнь - погиб на фронте незадолго до Победы. Мать знаменитого советского певца, актриса Айшет Магомаева, ушла из семьи. Муслима воспитывал дядя Джамал, занимавший высокую должность в правительстве Азербайджана.

Баритон появился

Соседи гордились своим Муслимчиком: «Такого баритона во всем Баку больше не сыщешь». Проживавшая в одном дворе с Магомаевыми балерина Гамэр Алмасзаде всегда распахивала окно, чтобы послушать «талантливого, красивого мальчика, который ходит в самодеятельность моряков» («самодеятельность моряков» - так местные называли студию при Доме культуры моряков).

С окружающими Муслим держался с достоинством, был деликатен и неизменно вежлив. Но иногда горячий южный темперамент брал верх. Недаром же бабушка Байдигюль-ханым сетовала: «Вах! Дедушкину скрипку сломал». Или: «Родной дом чуть не взорвал». Или еще лучше: «С учительницей поскандалил!» Но когда человек по-настоящему талантлив, ему многое прощается. Тем более что Муслимчик всегда охотно отзывался на приглашение спеть в клубах, на школьных вечерах и студенческих вечеринках или просто в кругу друзей. Так, без продюсеров и рекламы, начиналась головокружительная карьера певца, символизирующего собой целую эпоху.

Восхождение на пик славы Муслим начал с легкой руки соседа, своего родственника и художественного руководителя, маэстро Ниязи, который со спокойным сердцем рекомендовал «не жалеющего глотки» юношу на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. Муслим с лихвой оправдал доверие - стал лауреатом конкурса. Именно тогда Магомаев обратил на себя внимание прессы. И именно тогда популярный журнал «Огонек» опубликовал статью с пророческим названием «Юноша из Баку покоряет мир».

1963 год. Москва. В Кремлевском дворце съездов проходят концерты мастеров искусств Азербайджана. Маэстро Ниязи включил в программу песню «Бухенвальдский набат», каватину Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Россини и арию Гасанхана из оперы «Кероглу» Узеира Гаджибекова в исполнении Муслима Магомаева. Командированная в Москву бакинская журналистка Светлана Мирзоева с упоением вспоминала, как во время выступления Муслима замерли шесть тысяч зрителей, какая пронзительная стояла тишина, какими оглушительными аплодисментами взорвался зал во славу истинного таланта. «Молодым Фигаро» публично восхищались народные артисты СССР, солисты Большого театра, должностные лица страны. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева во всеуслышание заявила: «Наконец-то у нас появился баритон!» На «страшно юного певца» посыпались приглашения. Руководители Большого мечтали заполучить Муслима в свою труппу. Всемогущее Всесоюзное телевидение «заразило Магамаевым» всю советскую империю. Тогда же началась гастрольная деятельность молодого и перспективного дарования.

Ялтинские приключения

И однажды судьба занесла Муслима Магомаева в Крым. А побывать в Крыму и не посетить крымские винодельческие предприятия - все равно что, посетив Рим, не заглянуть в музеи Ватикана или обойти вниманием Колизей.

Муслим Магомаев, без сомнения, всегда принадлежал к категории людей, исповедующих эпикурейство. И посему его «гастроли» запомнились массандровским старожилам надолго.

Легендарный певец встретился на крымской земле с представителем легендарного для крымского виноделия рода, внуком Александра Александровича Егорова, Юрием. Оба были молоды. Завязались приятельские отношения. Юрию их совместные приключения запомнились на всю жизнь. Уже на закате жизни он молодел на глазах, вспоминая те «молодецкие денечки», когда они с Муслимом «ох, как загуляли».

Памятник Егорову, фото: М. Львовски

В тот год, окрещенный Юрием Егоровым как «лучший театральный сезон моей жизни», Муслим Магомаев, молодой и красивый, только-только вернулся из Италии, куда был послан на стажировку в знаменитый оперный театр «Ла Скала».

Попав в Крым накануне своего дня рождения, Муслим справедливо решил, что самый лучший подарок он себе сделает, если отпразднует памятную дату в «Массандре». Прямо во дворе головного завода объединения поставили пианино. Именинник играл и пел для массандровцев - исполнял неаполитанские песни. Рабочие попросили его спеть «что-нибудь наше», и он с чувством затянул свою знаменитую «Вдоль по Питерской…». Затем пианино затащили в дегустационный зал. Концерт продолжился.

После столь теплого приема Магомаеву трудно было вырваться из Крыма. Его с нетерпением ждали в Ростове, билеты на концерты были проданы, а он никак не мог выехать из Ялты. В крымских приключениях Магомаева Юрий Егоров принимал самое активное участие. Во время концерта в Ялте Юрий Дмитриевич стоял за кулисами и держал прикуренную Муслимом сигарету. Делом помогал творческому человеку. «Ты держи, а я в перерывах между песнями буду подходить затягиваться. У меня голос гуще становится», - инструктировал Муслим приятеля. После завершения выступления уходили вместе. Магомаева дожидались поклонники - неподалеку от «черного хода» стояла тысячная толпа. Дикий ажиотаж. Такого на концертах других исполнителей не случалось. Юрий Дмитриевич предложил способ отступления - через окно. Муслим Магомаев прислушался к дружескому совету. Но скрыться от бдительных глаз поклонников ему все же не удалось.

До машины молодые люди добрались благополучно. Но тут, узрев кумира, фанаты ринулись наперерез. Юрий почувствовал, что его «Москвич» оторвали от земли. «Муслим, вылезай, а то мою машину разобьют!» - взмолился Егоров. Не всерьез, конечно. Он прекрасно понимал, что спасаться нужно вместе. Ну как бросишь друга на произвол судьбы? Это ведь теперь современные кумиры с легкостью небожителей протягивают руки скачущим под сценой девчонкам. В те времена люди делали все основательно. Поэтому последствия было трудно предсказать. Улучив момент, когда несколько уставшие поклонники опустили машину и она всеми колесами наконец почувствовала землю, Егоров что есть сил нажал на газ. И понеслись. Изумленная толпа раздвинулась.

К месту назначения, гостинице «Ялта», молодые люди подъезжали, испытывая чувство глубокого удовлетворения. Поднялись на этаж, где Магомаев снимал шикарный номер люкс. Но в номере певца ждал сюрприз - в кресле сидела молодая девушка. Как она попала в закрытый люкс? Оказалось, очень просто - по кипарису влезла. Ну что ж, ничего удивительного, крымские кипарисы всегда стремятся к звездам.

Массандра, фото: М. Львовски

Магомаева изобретательность крымских девиц заставила всерьез задуматься о превратностях гастрольной жизни - впоследствии он взял за правило концертировать с супругой Тамарой Синявской. Муслим и Тамара сошлись в достаточно зрелом возрасте, каждый со своими успехами на сцене, каждый со своим видением дальнейшего творческого пути. Именно это помогло их семейному кораблю в дальнейшем уберечься от подводных рифов непонимания, айсбергов ревности и непредсказуемых последствий наличия неподалеку от окон гостиничных номеров устремленных к звездам кипарисов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 31 июля 2019

Заголовок в газете: Звонкая дегустация

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру