Актёр, режиссёр, художник: Юрий Фёдоров отмечает юбилей

К 60-летию Юрия Федорова

31.05.2019 в 19:49, просмотров: 1189

Не время подводить итоги, но все-таки прекрасный повод - юбилей 2 июня! - немного рассказать об уникальном творческом пути, исканиях и достижениях Юрия Валентиновича. Список его достижений восхищает - но и удивляет одновременно. Непривычно как-то, чтобы один человек вышел на реально высокий уровень в добром десятке направлений, причем некоторые из них считаются мало совместимыми.

Актёр, режиссёр, художник: Юрий Фёдоров отмечает юбилей
"Вешние воды", Юрий Федоров в роли Санина

Мы давно привыкли повторять фразу о том, что талантливый человек талантлив во всем, но под этим «всем» подразумеваем две, много - три «ипостаси», причем вторые-третьи едва ли поднимаются над любительским уровнем. А здесь - посудите сами: театральный актер; сценограф, художник-постановщик; художник по костюмам; театральный режиссер; педагог в творческих вузах; киноактер; ученый на стыке дисциплин социологии, культурологи и социальной психологии; писатель; художник, перешедший от станковой живописи к акварели; общественный деятель; топ-менеджер, наконец. Перечень приведен вразброс, отнюдь не по мере значимости достижений, но по каждому из названных надо оценивать по высокой профессиональной шкале. По гамбургскому счету, как иногда говорят.

Актер

Самую широкую известность в Крыму Юрию Федорову принесла его работа в театрах. В театре им. Горького, где им сыграно свыше 50 ролей, срежиссировано и поставлено 38 спектаклей. В Украинском, ныне Музыкальном театре РК, где им поставлено 17 спектаклей и театрализованных представлений. И еще добрый десяток актерских и режиссерских работ в других театрах. Зрители со стажем наверняка до сих пор помнят пластичного, с легкой ноткой позерства красавца-героя в спектаклях 80-90-х годов («Урок мужьям», «Красавец-мужчина», «Утешитель вдов») или Фабрицио в «Трактирщице» - и персонажа совершенно иного плана, сержанта Троттера в знаменитой «Мышеловке», неугомонного Кочкарева в «Женитьбе» или порывистого юного Санина в первой постановке «Вешних вод». В конце 90-х Юрию Валентиновичу было присвоено звание «Заслуженный артист Украины», и это была не милость с барского плеча, а реальное признание таланта.

И современные зрители могут посмотреть на несколько менее пластичного, но углубленного десятилетиями тяжкого актерского труда Мастера в спектаклях действующего репертуара. Например, «непотопляемый» Ричард Уиллли в «№13», ироничный и драматически-эмоциональный Муж в «Пизанской башне», немолодой Дмитрий Санин в новой постановке «Вешних вод» - образ, невольно вызывающий в памяти библейскую сентенцию «Вкушая, вкусих мало меда…», - или отвратительно-убедительный, узнаваемый Бибиков в «Номере с фруктами», или многоплановый, интересный папаша Стилиано в «Моей семье».

"Моя семья", Ю. Федоров и Е. Ципилева

Едва ли не половину работ Федорова за эти десятилетия мне довелось видеть. Многие из них можно отнести к несомненным актерским удачам. Прочие не производили большого впечатления, но ни в коем случае не выпадали из актерского ансамбля.

Режиссер

Режиссерские и постановочные работы Юрия Валентиновича не менее известны, достаточно сказать, что самые значимые постановки последнего десятилетия в театре им. Горького и как минимум четыре спектакля в Музыкальном театре связаны с его именем. Перечислю только несколько: «Васса», глубоко прочитанная последняя редакция пьесы Максима Горького, - спектакль, который не приобрел пока что всероссийской славы, возможно, что из-за реальных возможностей труппы, «Страсти по Торчалову», звучание которого едва ли не превосходит потенцию драматургического материала, и все упомянутые выше. А также трагикомедии с немалым привкусом абсурда, поставленные в Музыкальном театре и до сих пор остающиеся в его репертуаре: «Любовь и сардинки» и «Американская комедия» («Не пришить ли старушку»).

"Пизанская башня", Юрий и Людмила Фкдоровы

Сам Федоров, вспоминая шестилетие в Украинском/Музыкальном театре (2009 - 2015 гг), говорит о совершенно уникальном опыте - работе с труппой вокалистов и танцоров, при общей ориентировке театра на мюзиклы, оперетты, балет. Но актеры там были настоящими профессионалами, и он с ними успешно ставил, помимо драматических спектаклей, и мюзиклы («Verona… Заложники любви»), и музыкальные сказки («Волшебство против дракона», кстати, он лично написал тексты песен), и шоу-программы для «звезд» театра.

Театральный художник

И здесь же, говоря о театре, можно сказать и о еще одной «ипостаси» - работе театральным художником (сценограф, художник-постановщик, художник по костюмам). Началось это всё в конце восьмидесятых, после окончания «Лаборатории молодых режиссеров и сценографов» при СТД СССР, реализовалось в первых самостоятельных постановках на сцене театра им. Горького в начале девяностых - «Банкет», «Игра воображения», «Как управлять женой», «Любовь до гроба» - и успешно продолжается доныне - 37 постановок на сценах трех театров.

Об этом творческом направлении можно говорить очень долго, обращая внимание и на образность, и на использование сценического пространства, и на цветовые и световые решения. Но обязательно надо напомнить, что все результаты во все годы очень сильно зависели от размеров и формы сцены (только сравните мысленно считанные метры Камерной сцены с простором сцены Музыкального театра) и от практических возможностей бюджетников-театров. Но Федоров умел обеспечить свободу актерских мизансцен, а при возможности - использовал и вертикали: второй, третий, иногда и четвертый этаж. А также выходы актеров через зрительный зал, точную игру света. Некоторые его решения на больших сценах запоминаются не только образностью, но и изобретательностью использования пространства.

Акварелист

Важнейшей составляющей сценографических достижений Юрия Федорова является художественное дарование. Начинал он писать маслом еще во время срочной службы в армии, был замечен и отмечен как интересный художник-станковист, а затем «выбираем самый трудный путь», по его выражению, - обратился к акварели.

С успехом прошло уже 13 персональных выставок; в ближайшее время откроется 14-я, «Крым романтический», в верхнем фойе театра им. Горького. С рядом акварелей мне удалось познакомиться заранее.

В Крыму акварелистов и мастеров пастели, достигших высокого профессионального уровня в этом труднейшем жанре, не так много. Станковистов - больше. Сказать, что Юрий Валентинович лучший - нельзя, но в «первую пятерку», полагаю, его зачислить можно смело и дополнительно отметить внезапные и очень интересные взлеты его художественно-творческой фантазии.

Ученый

Трудно сказать, да и сам Юрий Валентинович не сознается, где при всем при этом берет время для серьезной научной работы. А результаты ее впечатляют. Первая большая книга, написанная на основе успешно защищенной кандидатской диссертации, «Зло в мировой культуре ХХ столетия», вышла в 2004 г. и сразу привлекла внимание научной общественности. Не случайно вскоре автор был избран академиком в Международной академии экономических и социальных наук (Италия). Академиком Крымской академии наук он стал чуть ли не десятилетием позже, в 2016 году, когда свет увидели еще две серьезнейшие работы: книги «Феномен вырождения» (2012) и «У последней черты» (2014). Защита докторской диссертации должна была состояться несколько лет назад, но сейчас пришлось вносить изменения в свете новых требований.

Попытки осмысления реалий нашего времени, того нового, что произошло на переломе тысячелетий, предпринимаются не только в строго научной, но и в художественной форме. Одним и, уверен, не последним результатом этих попыток стал большой, многоплановый роман «Нереальная реальность, или Рожденные заново» (2009), сразу же ставший библиографической редкостью. И основанием для принятия Федорова в Межнациональный союз писателей Крыма.

Учитель

Можно перефразировать известное изречение о процессе учебы так: «Выучился сам - научай других». Знания, почерпнутые Федоровым в двух вузах, в т.ч. в знаменитом им. Щукина, и в творческой лаборатории, плюс приобретенные за годы служения Театру и Науке, раскрывают завидные возможности для обучения юных актеров и режиссеров. Полтора десятилетия он преподавал в школе-студии при театре им. Горького, был художественным руководителем актерского курса. В настоящее время ведет профильную магистратуру в КУКиТ. О результатах его работы можно судить не только по количеству и качеству выпускников, играющих на сценах крымских профессиональных театров, но и по их карьере далеко от Крыма. Только из последнего выпуска школы-студии при театре им. Горького четверо уже играют в передовых московских театрах, в частности у Романа Виктюка и в Театре на Юго-западе.

Киноактер

Естественно, для всех учеников и выучеников равно важны были и собственно лекции, практические занятия, но и то, что они должны были увидеть на театральных сценах и что могли увидеть в кино и по телевизору. Ведь фильмография Юрия Федорова заслуживает внимания и уважения. В ней нет ролей первого плана - при нынешней ориентировке фильмов и сериалов на «раскрученных звезд» это и не удивительно, - но уместные и точные штрихи в весьма разноплановые роли Юрий Валентинович внес. Вспомним господина Крюкова, владельца супермаркетов, из сериала «Мой единственный грех» - и сравните с «генералом ФСБ» из сериала «Хозяйка тайги - 2»; или главврача из «Сезона любви» - и эдакого элегантного сомелье из «Трех королев»; увлеченного своим делом директора Никитского ботсада из «Синей розы» и генерала Чеснокова из «Морских дьяволов. Смерч-3». А всего - более полутора десятков работ.

А вдобавок - будто всего этого мало, - работа в Общественной палате РК и менеджмент на высоком уровне, что совершенно необходимо и для руководителя учебного процесса в вузах, и еще больше - для работы главным режиссером…

Совершено, сделано, достигнуто - всё профессионально, всё вызывало мысли, чувства, в том числе и желание обсуждать, спорить… И всё же подводить итоги рано. В каждой из сфер приложения таланта Ю.В. Федоров продолжает творить, выдумывать, пробовать и делать и наверняка еще не раз обрадует, удивит или вызовет дискуссии.