Панкратов-Чёрный: Так, как в Ялте, никогда не проигрывал...

Знает, где нофелет

Искрометный актер, режиссер, поэт и просто любимец женщин к успеху и признанию шел из алтайской глубинки, через глухую театральную провинцию. Любит поговорить и часто страдает за «лишние» сказанные слова. Себя в работе не щадит и от запредельного ритма жизни страдает не только его семья, но и его здоровье. Ждали Александра Васильевича в Крыму с комедийным спектаклем «Заложники любви», но встречу 11 апреля пришлось отменить. И тем не менее, накануне его 70-летнего юбилея поговорить нам удалось...

Знает, где нофелет

- Александр Васильевич, при таком бешеном ритме жизни, у вас на что-то еще кроме театра и кино время остается? Для себя, для души?

- Для души - стихи. Вторая книга уже у меня вышла. Большой том - 470 страниц, «Хочу сказать…». Мне помогла ее составить - Марина Тарковская, сестра великого нашего кинорежиссера, дочь фронтовика-поэта Арсения Александровича Тарковского. Она мой редактор и составитель. Она вообще супер-редактор: все книги составляла отцу, Арсению Александровичу… Книга дорогая вышла - как подарочный вариант, поэтому и ограниченный тираж ее, почти все уже раздарил. И появилась идея - разбить ее на две части, выпустить двухтомник - более доступный для широкого круга читателей. Вообще, очень рад, что представился случай познакомить с этой работой севастопольцев. Севастополь, да и весь Крым - место для нас святое. Появилась возможность, и я с радостью к вам приехал. Узнают и в Крыму теперь, что я еще и поэт. Так-то меня как киноактера знает каждый, и может, кто-то еще не забыл, что я сам снимал фильмы…

- Вашему поэтическому взлету в 60-х помешал КГБ. Это правда?

- Да, было дело… Я ведь совсем молодым пацаном начал публиковать свои стихи, меня даже в центральной прессе печатали - в «Комсомолке», в журнале «Юность». И в 1967 году газета «Советская культура» опубликовала мое стихотворение «Мы все живем, у всех есть право…». Его перепечатывали в самиздате, оно пошло гулять среди студентов, диссидентов. Ну и меня к ним причислили, а я тогда уже учился в Горьковском театральном училище. Вызвали на беседу в областное управление КГБ, жестко так предупредили и взяли с меня расписку, что я больше писать не буду. У них же и по другим стихам были претензии, оказывается, всерьез следили за моим творчеством!

- А почему снимать перестали? Крайняя в фильмографии ваша кинокомедия «Система ниппель» вышла на экраны еще при Союзе, в 1990 году…

- Да, четвертый мой «режиссерский» фильм… В 90-х годах было трудно деньги найти, потом не было хорошего материала. Правда, я давно и до сих пор еще вынашиваю идею фильма «Наезд на Париж» - о французских приключениях лихого донского казака Гришки Астахова. Это комедийная история. Гришка на последние деньги покупает путевку и летит в Париж, чтобы встретиться со своим родным братом Васькой. Но в аэропорту брат его не встретил, и вдобавок к этой беде Гришку обокрал ворюга Жюль. Так казачок, не зная ни одного слова по-французски, за неделю приключений в Париже умудряется разбогатеть, подружиться с Жюлем и стать обладателем клыка короля вампиров Дракулы… Ну, много чего накрутили в сценарии вместе с моим давним соавтором, замечательным воронежским писателем Женей Коротких. Я ему просто наговаривал сцену, как ее вижу, а он всё писал потрясающе. Невероятной работоспособности парень, прекрасно владел диалогом - но он умер, всего 47 лет ему было…

- И фильма теперь не будет?

- Надеюсь, будет... Права на сценарий у нас купил Боба Грек - сейчас он стал знаменитым шансонье. Я же придумывал этого Гришку-казака для себя, чтобы сыграть. А Боба Грек настаивает, чтобы я еще и режиссером фильма был. Но я ему говорю: «Знаешь, Боба, играть и снимать - это разные вещи. Тем более я себя в своих фильмах никогда не снимаю». И я ему стал предлагать другие кандидатуры. Уже вроде бы за работу брался Геннадий Байсак. Но он стал перекраивать сценарий, уходить в мистику - мы же там вампира ввели… Изменения ни мне, как одному из авторов, ни Бобе, который за картину платит, не понравились. Мы не об этом делали кино, поэтому пока всё под вопросом висит.

- В Крым вы сейчас чаще со спектаклями приезжаете, а на съемки когда же?

- Будут и съемки, когда позовут… Запомнилось мне счастливое лето в Севастополе, снимали мы комедию по сценарию Аркаши Инина «Минный фарватер». Я там сыграл мичмана Горыныча, мой персонаж пунктиром проходит через все восемь серий. Режиссер Николай Гейко - талантливый человек, мне полностью доверял, поэтому мне было очень интересно работать в компании молодых артистов, которых я мало знаю, с которыми вообще впервые на площадке встречаюсь. Но ребята талантливые и история интересная - про жизнь современных моряков, про любовь и про разлуку. Ну и корабли, конечно, - в картине даже флагман Черноморского флота сыграл - ракетный крейсер «Москва».

- И в Ялту вас, как Степу Лиходеева, заносило…

- Спасибо, Владимиру Бортко, что пригласил. У меня же с этим произведением «Мастер и Маргарита» отношения давние. Когда-то мой друг - режиссер Элем Климов - приглашал меня на роль Бегемота… А потом много лет спустя мы как-то встретились с Бортко за кулисами какого-то творческого вечера в Петербурге, стояли рядом. Он на меня посмотрел и говорит: «А ведь ты, Саша, у меня, кажется, нигде не снимался». Я говорю: «Кажется, нигде не снимался». Он: «Надо тебя снять, как ты думаешь?» Я говорю: «Снимай». Ну, думал, так пошутили и разошлись. А потом прошло еще полгода, и он запустился с «Мастером и Маргаритой». Мне позвонила его ассистентка - пригласили на съемки. Я осторожно спросил: «А кого играть?», а сам, честно говоря, думал, на Бегемота зовут. Нет, оказалось - Варенуху. Я говорю: «Не-не-не…Крови много, вампиром же Варенуха становится». И потом, я на баб не умею смотреть и губами причмокивать, это не в моем ключе. Для меня женщина - есть женщина. Поэтому, говорю, Варенуху не сыграю, это противно моей природе - казацкой. Казалось, и тут не судьба. Но спустя пару недель мне позвонил лично Владимир Бортко и сказал, что надо забыть про вампиров и готовиться к роли директора театра Варьете. Степа Лиходеев!!! Ну, думаю, это же родной мне человек, и сразу согласился. А работать с Бортко было одно удовольствие: он же актерский режиссер. Он очень любит артистов, он им комфорт создает, это очень редкое режиссерское качество.

- Ну а то, что в итоге вышло, вам понравилось?

- Мне за моего Степу Лиходеева не стыдно. Многие говорили, что я попал «в десяточку». А в целом… Честно говоря, первые серии меня как-то так тревожили, но потом смотрю - замечательный Абдулов, Басилашвили, особенно в последних сериях, и прекрасная финальная сцена. Вообще, я считаю, что Володя Бортко очень точно прочитал Булгакова и где-то почувствовал его мироощущение. С ним мне было очень интересно работать.

- На съемках «Мастера» обошлось без мистики?

- Как же?! Началось всё сразу по прилете в Крым. Только выехали из аэропорта на шоссе - черный кот вальяжно, мерзавец, переходит нам дорогу. Я говорю: стоп! Водитель тормозит. Кот прошел дорогу, даже не взглянув на нас. «Я мужик суеверный, давай постоим, подождем - пусть кто-нибудь сначала проедет», - говорю водителю. Не поверишь, стояли минут тридцать, ни одна сволочь из аэропорта не проехала в сторону Ялты. Ну, ладно, я перекрестился, поплевал через левое плечо, затылком повернулся к дороге - поехали дальше. А сам думаю: что-нибудь случится. Случилось! Вечером того же дня разменял 700 долларов, зашел в казино и всё проиграл в течение 35 минут! Вот вам, пожалуйте, мистика. Я, конечно, и раньше проигрывал, но еще никогда так быстро и столько…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 1 мая 2019

Заголовок в газете: Знает, где нофелет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру