Панкратов-Чёрный: Так, как в Ялте, никогда не проигрывал...

Знает, где нофелет

05.05.2019 в 19:17, просмотров: 9488

Искрометный актер, режиссер, поэт и просто любимец женщин к успеху и признанию шел из алтайской глубинки, через глухую театральную провинцию. Любит поговорить и часто страдает за «лишние» сказанные слова. Себя в работе не щадит и от запредельного ритма жизни страдает не только его семья, но и его здоровье. Ждали Александра Васильевича в Крыму с комедийным спектаклем «Заложники любви», но встречу 11 апреля пришлось отменить. И тем не менее, накануне его 70-летнего юбилея поговорить нам удалось...

Панкратов-Чёрный: Так, как в Ялте, никогда не проигрывал...

- Александр Васильевич, при таком бешеном ритме жизни, у вас на что-то еще кроме театра и кино время остается? Для себя, для души?

- Для души - стихи. Вторая книга уже у меня вышла. Большой том - 470 страниц, «Хочу сказать…». Мне помогла ее составить - Марина Тарковская, сестра великого нашего кинорежиссера, дочь фронтовика-поэта Арсения Александровича Тарковского. Она мой редактор и составитель. Она вообще супер-редактор: все книги составляла отцу, Арсению Александровичу… Книга дорогая вышла - как подарочный вариант, поэтому и ограниченный тираж ее, почти все уже раздарил. И появилась идея - разбить ее на две части, выпустить двухтомник - более доступный для широкого круга читателей. Вообще, очень рад, что представился случай познакомить с этой работой севастопольцев. Севастополь, да и весь Крым - место для нас святое. Появилась возможность, и я с радостью к вам приехал. Узнают и в Крыму теперь, что я еще и поэт. Так-то меня как киноактера знает каждый, и может, кто-то еще не забыл, что я сам снимал фильмы…

"По законам военного времени" (2015-2018)

- Вашему поэтическому взлету в 60-х помешал КГБ. Это правда?

- Да, было дело… Я ведь совсем молодым пацаном начал публиковать свои стихи, меня даже в центральной прессе печатали - в «Комсомолке», в журнале «Юность». И в 1967 году газета «Советская культура» опубликовала мое стихотворение «Мы все живем, у всех есть право…». Его перепечатывали в самиздате, оно пошло гулять среди студентов, диссидентов. Ну и меня к ним причислили, а я тогда уже учился в Горьковском театральном училище. Вызвали на беседу в областное управление КГБ, жестко так предупредили и взяли с меня расписку, что я больше писать не буду. У них же и по другим стихам были претензии, оказывается, всерьез следили за моим творчеством!

Справка МК
Александр Панкратов-Черный родился 28.06.1949 в д. Конево Алтайского края. Страна узнала его после фильмов Карена Шахназарова - «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх», актеру уже было за 30. До этого он вообще рисковал всерьез и надолго остаться на задворках провинциального театра в Пензе. Но переезд в Москву и поступление во ВГИК на режиссерский факультет скорректировали его судьбу. Именно там у него появилась приставка к фамилии - Черный (на курсе был еще один студент - Александр Панкратов). А славу всероссийского бабника актеру принесли комедии 80-90-х гг. («Где находится нофелет?», «За прекрасных дам!», «Бабник», «Ребенок к ноябрю», «Альфонс»), в этот период он был одним из самых востребованных актеров - за год выходило по 7-8 картин с его участием. Сам снял четыре фильма: «Взрослый сын» (1979), «Похождения графа Невзорова» (1982), «Салон красоты» (1985) и «Система ниппель» (1990).

- А почему снимать перестали? Крайняя в фильмографии ваша кинокомедия «Система ниппель» вышла на экраны еще при Союзе, в 1990 году…

- Да, четвертый мой «режиссерский» фильм… В 90-х годах было трудно деньги найти, потом не было хорошего материала. Правда, я давно и до сих пор еще вынашиваю идею фильма «Наезд на Париж» - о французских приключениях лихого донского казака Гришки Астахова. Это комедийная история. Гришка на последние деньги покупает путевку и летит в Париж, чтобы встретиться со своим родным братом Васькой. Но в аэропорту брат его не встретил, и вдобавок к этой беде Гришку обокрал ворюга Жюль. Так казачок, не зная ни одного слова по-французски, за неделю приключений в Париже умудряется разбогатеть, подружиться с Жюлем и стать обладателем клыка короля вампиров Дракулы… Ну, много чего накрутили в сценарии вместе с моим давним соавтором, замечательным воронежским писателем Женей Коротких. Я ему просто наговаривал сцену, как ее вижу, а он всё писал потрясающе. Невероятной работоспособности парень, прекрасно владел диалогом - но он умер, всего 47 лет ему было…

- И фильма теперь не будет?

- Надеюсь, будет... Права на сценарий у нас купил Боба Грек - сейчас он стал знаменитым шансонье. Я же придумывал этого Гришку-казака для себя, чтобы сыграть. А Боба Грек настаивает, чтобы я еще и режиссером фильма был. Но я ему говорю: «Знаешь, Боба, играть и снимать - это разные вещи. Тем более я себя в своих фильмах никогда не снимаю». И я ему стал предлагать другие кандидатуры. Уже вроде бы за работу брался Геннадий Байсак. Но он стал перекраивать сценарий, уходить в мистику - мы же там вампира ввели… Изменения ни мне, как одному из авторов, ни Бобе, который за картину платит, не понравились. Мы не об этом делали кино, поэтому пока всё под вопросом висит.

"Мы из джаза" (1983)

- В Крым вы сейчас чаще со спектаклями приезжаете, а на съемки когда же?

- Будут и съемки, когда позовут… Запомнилось мне счастливое лето в Севастополе, снимали мы комедию по сценарию Аркаши Инина «Минный фарватер». Я там сыграл мичмана Горыныча, мой персонаж пунктиром проходит через все восемь серий. Режиссер Николай Гейко - талантливый человек, мне полностью доверял, поэтому мне было очень интересно работать в компании молодых артистов, которых я мало знаю, с которыми вообще впервые на площадке встречаюсь. Но ребята талантливые и история интересная - про жизнь современных моряков, про любовь и про разлуку. Ну и корабли, конечно, - в картине даже флагман Черноморского флота сыграл - ракетный крейсер «Москва».

"Где находится нофелет?" (1987)

- И в Ялту вас, как Степу Лиходеева, заносило…

- Спасибо, Владимиру Бортко, что пригласил. У меня же с этим произведением «Мастер и Маргарита» отношения давние. Когда-то мой друг - режиссер Элем Климов - приглашал меня на роль Бегемота… А потом много лет спустя мы как-то встретились с Бортко за кулисами какого-то творческого вечера в Петербурге, стояли рядом. Он на меня посмотрел и говорит: «А ведь ты, Саша, у меня, кажется, нигде не снимался». Я говорю: «Кажется, нигде не снимался». Он: «Надо тебя снять, как ты думаешь?» Я говорю: «Снимай». Ну, думал, так пошутили и разошлись. А потом прошло еще полгода, и он запустился с «Мастером и Маргаритой». Мне позвонила его ассистентка - пригласили на съемки. Я осторожно спросил: «А кого играть?», а сам, честно говоря, думал, на Бегемота зовут. Нет, оказалось - Варенуху. Я говорю: «Не-не-не…Крови много, вампиром же Варенуха становится». И потом, я на баб не умею смотреть и губами причмокивать, это не в моем ключе. Для меня женщина - есть женщина. Поэтому, говорю, Варенуху не сыграю, это противно моей природе - казацкой. Казалось, и тут не судьба. Но спустя пару недель мне позвонил лично Владимир Бортко и сказал, что надо забыть про вампиров и готовиться к роли директора театра Варьете. Степа Лиходеев!!! Ну, думаю, это же родной мне человек, и сразу согласился. А работать с Бортко было одно удовольствие: он же актерский режиссер. Он очень любит артистов, он им комфорт создает, это очень редкое режиссерское качество.

"Мастер и Маргарита" (2005)

- Ну а то, что в итоге вышло, вам понравилось?

- Мне за моего Степу Лиходеева не стыдно. Многие говорили, что я попал «в десяточку». А в целом… Честно говоря, первые серии меня как-то так тревожили, но потом смотрю - замечательный Абдулов, Басилашвили, особенно в последних сериях, и прекрасная финальная сцена. Вообще, я считаю, что Володя Бортко очень точно прочитал Булгакова и где-то почувствовал его мироощущение. С ним мне было очень интересно работать.

- На съемках «Мастера» обошлось без мистики?

- Как же?! Началось всё сразу по прилете в Крым. Только выехали из аэропорта на шоссе - черный кот вальяжно, мерзавец, переходит нам дорогу. Я говорю: стоп! Водитель тормозит. Кот прошел дорогу, даже не взглянув на нас. «Я мужик суеверный, давай постоим, подождем - пусть кто-нибудь сначала проедет», - говорю водителю. Не поверишь, стояли минут тридцать, ни одна сволочь из аэропорта не проехала в сторону Ялты. Ну, ладно, я перекрестился, поплевал через левое плечо, затылком повернулся к дороге - поехали дальше. А сам думаю: что-нибудь случится. Случилось! Вечером того же дня разменял 700 долларов, зашел в казино и всё проиграл в течение 35 минут! Вот вам, пожалуйте, мистика. Я, конечно, и раньше проигрывал, но еще никогда так быстро и столько…