Хабенский и его крымские "родственники": что осталось за кадром

Как 15 лет назад на полуострове снимали российско-французскую комедию Павла Лунгина

10.03.2019 в 20:03, просмотров: 2043

Для съемок фильма «Бедные родственники» весной 2004 года замечательный режиссер Павел Лунгин выбрал Крым в качестве основной съемочной площадки. Из пейзажей и объектов полуострова ему удалось создать образ несуществующего провинциального городка. Именно там по сценарию разворачиваются события трагикомичной истории еврейских родственников, которые оказались в сетях циничного и вместе с тем сентиментального афериста Эдика Летова.

Хабенский и его крымские

Шумная «Ксения»

После тщательного изучения в картине «Олигарх» (2003) проблем типичных «новых русских» 90-х прошлого столетия Павел Лунгин вернулся к исследованию непостижимой провинциальной жизни нашего Отечества. Для «лабораторной» работы режиссер выбрал Голотвин - лучший город на Земле, как сообщает всем транспарант на главной улице. Правда, на географических картах этого населенного пункта нет. Город существует только в сценарии Геннадия Островского, а на экране он появляется с узнаваемыми чертами крымского юга - улочки, парки, старые дома Симеиза, Балаклавы и Ялты. Всё это в горном обрамлении, но без морских пейзажей.

- Когда я решил, что берусь за эту работу, - объяснял свой выбор Павел Семенович, - другого варианта кроме Крыма не видел. Мне хотелось уйти от печальной, слякотной действительности, избежать картин тусклой, серой, унылой провинции и показать некий красивый, аполитичный город. Хотелось, чтобы получилась красивая история, даже немножко сказочная. Вот и собирали красоту со всего полуострова, снимали даже на Ай-Петри. Только вот моря у нас не будет. Это не курортный городок.

Тем не менее, предприимчивый парень Эдик Летов (человек в презентабельном бежевом плаще и штиблетах на босу ногу) нашел, чем привлечь зарубежных туристов в родной Голотвин. Молодой аферист зарабатывает на кровных чувствах. Он небескорыстно помогает эмигрантам отыскать на покинутой родине свои корни - могилы предков и адреса еще живых родственников. И если настоящие не находятся, «предприниматель» организует подмену - тут-то и начинаются трагикомичные коллизии. У всех ведь есть дальние и небедные родственники за границей, и они в один прекрасный день съезжаются…

- Я с радостью откликнулась на предложение Павла Семеновича, - делилась своими впечатлениями от сотрудничества с Лунгиным актриса Марина Голуб. - Мне очень понравилось с ним работать еще на картине «Свадьба». Он потрясает выбором актеров - на площадке всегда удивительная атмосфера, и у него нельзя сыграть неправду. А в «Бедных родственниках» мы с Сергеем Гармашем играем семейную еврейскую пару местных провинциалов. Я Белла, а он мой ненаглядный муж Яша, как водится - сильно пьющий. В не совсем приличную историю с родственниками нас втянул этот Эдик. И поскольку моя героиня с удивительным чутьем наживы, она тоже решила что-нибудь поиметь с обманутых иностранцев.

Все основные события разворачиваются внутри и вокруг одного дома. В реальности это знаменитая вилла «Ксения» в Симеизе. Ее построили еще в 1911 году под чутким руководством самого Николая Краснова - архитектора Большого Ливадийского дворца императора Николая II. Некогда шикарный особняк в готическом стиле, тогда пребывал в ужасном состоянии. Колоритный фасад скрывал полную разруху. Кинематографистам пришлось за свой счет восстанавливать внутренние помещения. А когда с Ялтинской киностудии туда подвезли реквизит, расставили мебель, то заброшенные квартирки приобрели вполне жилой вид с намеком на уют - хоть курортникам сдавай под ключ.

Как-то майской ночью обитатели Симеиза были встревожены истошными криками женщины. Кричала Марина Голуб. Она выбежала из дверей «Ксении», а за ней с лопатой - Сергей Гармаш.

- Это была моя последняя смена на съемках в этой картине, - объясняла причину скандала актриса. - Ночью я носилась по Симеизу с растерзанной грудью, не прикрываясь, голая - в неглиже. До шести утра снимали эпизод, в котором Белла убегала от Яши с криками: «Ты не еврей, ты убийца». Он бы меня убил, но вовремя появился наряд милиции, и Яшу забрали в отделение. И люди посторонние - откуда в такое время зеваки? - тоже как-то успокоились сразу. Всё было очень правдоподобно, и народ разволновался.

Примечательно, что съемки проходили одновременно с акцией протеста крымских татар - они тоже вселились на дачу, но без разрешения! И, как выяснилось на месте событий, одно другому не мешало. Над одним из шпилей развевался голубой флаг, а под крышей «в кадре» работал Константин Хабенский - снимали эпизод на кухне.

- Твоего Марка невозможно прокормить! - жаловалась Эдику его сестра Ольга (актриса Евгения Дмитриева). - Он всё ест, и всё ему мало: борщ, котлеты. Нашему Саше почти ничего не остается.

Этот отзыв относился к новоиспеченному родственнику - подростку из Швейцарии. Марк и Саша («брат» иностранца, которого сыграл 14-летний москвич Филипп Иванченко) появляются на кухне, и предприимчивый Эдик обещает сводить их в ресторан:

- Вечером я отведу вас в страну жареных поросят! Хрю-хрю, поросята, - понимаешь, Марк?

Хрюкал Костя весело, с задором. Но каждый раз после удачной репетиции что-то не так получалось в кадре, то мальчики запаздывали с выходом или репликой, то Лунгина осеняли идеи, то Костя предлагал новое решение. А Павел Семенович на площадке не диктатор - допускает импровизацию и разные мнения. В общем, Хабенскому пришлось хрюкать на разные лады в десятке дублей, не считая репетиций.

Французские невзгоды

В сцене с «поросятами» Эдику подыгрывал 15-летний Грегуар Лепренс-Ренге - восходящая звезда французского кино. Он сыграл одну из главных ролей в фильме Андре Тешине «Затерявшиеся» и вместе с этим экстраординарным режиссером уже прошелся по лестнице Каннского фестиваля. От знакомства с нашими звездами парень был в восторге.

- В общении есть, конечно, языковой барьер, - сетовал Грег. Посредником в этой беседе выступила еще одна француженка со знанием русского языка, помощник режиссера Соня Массон. - Иногда его сложно преодолеть, но, поскольку здесь хорошая атмосфера, оказывается, что для кино можно и без этого обойтись. Еще у меня великолепные партнеры. Хабенский - настоящий профессионал, очень много чего-то мне говорит на площадке, чего я не понимаю, но тем не менее мне это очень помогает - у него такая актерская фантазия, что это всех подталкивает на хорошие импровизации. Я уже многому научился у Кости. В том числе и водку пить. Я так понял, что это целое искусство в России. Тостов пока не выучил, но знаю, как правильно закусывать. Домой наверняка вернусь другим человеком.

За время съемок в Крыму Грегуар нашел для себя не только яркий пример для подражания, но и настоящих друзей. С Филиппом Иванченко они не расставались даже в свободное от работы время. Вместе исследовали ялтинские окрестности и испытывали аттракционы на городской набережной.

- Мы познакомились в первый же съемочный день, - рассказывал Филипп. - И как-то сразу нашлись у нас общие интересы. Мы легко общаемся, - я знаю французский, он к тому же еще неплохо говорит по-английски. Для меня это первая картина, хотя я уже несколько лет играю в Пушкинском театре, и здорово, что на площадке с нами такой человек, как Костя. Он всегда найдет способ подбодрить, очень остроумный, если скажет что-то - это всегда будет в тему и интересно для окружающих. С ним просто интересно сидеть и говорить.

- Чем интересна для меня эта роль? - рассуждал в конце рабочего дня актер Хабенский. - Я еще не играл, не пробовал на ощупь таких людей, как мой Эдуард. Здесь есть простор для актерской фантазии. И режиссер ее допускает. Мне очень нравится работать с Лунгиным. А то, что иногда много дублей - кто как может, так и снимает, - кто 7-8 дублей одной сцены делает, кто одним снимает. Главное уже результат, а не процесс. Хотя процесс очень интересный. Меня на съемочной площадке и за ее пределами всё устраивает, не устраивает только то, что вечером у нас горячей и холодной воды иногда нет.