Перекpёсток эпох: в Крыму встретились античные воины и солдаты нашего времени

В Севастополе отгремел Крымский военно-исторический фестиваль

Около 600 реконструкторов, 300 единиц пиротехники, четыре дня постоянных мастер-классов, сражений и показательных выступлений. Это лишь сухая статистика. Важно живая история другое - на фестивале взрослые и дети познакомились с историей Крыма, России и мира через личные эмоции и впечатления.

В Севастополе отгремел Крымский военно-исторический фестиваль

Малыш, годика два-три, от силы, прерывает интервью:

- Папа, а где мой меч?

- Мишенька, его, наверное, уже мальчишки взяли. Выбери себе в юрте новый - там много мечей.

Мой собеседник - эксперт из Москвы, руководитель агентства «Институт времени» Яков Внуков. Правда, на представителя «офисного планктона» он похож меньше всего - загорелое лицо, гордый профиль, большая серьга в левом ухе:

- Я сармат из Сарматии, - щурится на солнце собеседник. И скабрезно добавляет: - Из тех ворот, что и весь народ!

Явное раздвоение личности. Но неотложку здесь никто не вызывает. Мы на Крымском военно-историческом фестивале «Федюхины высоты», который уже пятый год проходит в Балаклавском районе, недалеко от поселка Первомайка. В годы Крымской войны, в этих местах, между Сапун-горой и Черной речкой, отряд генерала Федюхина держал оборону. Теперь же исторические реконструкторы представляют здесь различные эпохи и события от античности до наших дней.

Забытая античность

Мишаня побежал за новым мечом, а мы вернулись к разговору:

- В этом году нашему институту, занимающемуся проведением различных исторических мероприятий, доверили организовать античную площадку, - поясняет Яков Сергеевич. - И сегодня мы представляем здесь различные народы, населявшие Крым в античную эпоху: скифов, сарматов, греков, римлян. Пока решили этим ограничиться - во-первых, всех сразу показать нельзя, а во-вторых, некоторые народы, например тавры, настолько загадочны, что мы не знаем, как они выглядели.

Яков

Девизом своей деятельности московский сармат взял слова французского философа Жана Жореса, заметившего, что из прошлого надо брать огонь, а не пепел.

- И мы стараемся каждый год раздувать этот огонь здесь, на Федюхиных высотах, - продолжает Внуков, - чтобы молодежь, прежде всего, видела, как сражались воины, как они защищали свои семьи, землю и Родину. Совершенно неважно, кем они были. Важно - что они делали. Как они трудились, как женщины готовили еду, как растили детей, создавали оружие и элементы быта.

Среди пробелов в деле крымской исторической реконструкции гость из Первопрестольной называет слабо развитый показ античной эпохи:

- В Крыму, в месте, где Россия соприкасалась с греческой культурой, почти нет реконструкторов на греческую тему. Да и по всей России их человек тридцать, от силы. Это не значит, что всем нужно срочно пошить туники и ходить строем в македонской фаланге. Но мы не должны забывать то, что культурологически русский народ - преемник и греческой культуры. Если мы хотим пропагандировать нашу многогранную историю, то должны активно работать с молодежью. Говорить детям об основах реконструкции в школах и молодежных лагерях.

- Потенциал реконструкции в Крыму недооценен, - уверен Внуков. - Фактически по всему побережью Крыма были греческие колонии, но очень мало мест, где при музее можно примерить доспехи, купить местный сувенир, говорящий об античной истории. А ведь если развивать это направление, то местные энтузиасты могли бы и сами зарабатывать, и создавать местный туристический продукт в виде сувениров, небольших шоу, и тем самым с новых сторон раскрывать историю Крыма.

В Крыму не выбрать что-то одно

Слово «культурология» прозвучало в этот день еще раз, когда я восседал в белоснежной палатке с византийской красавицей, вкушал виноград и пил нектар из узорчатой глиняной чаши. В иной жизни моя прекрасная собеседница - культуролог. Живет в Воронеже, и зовут ее Екатериной Шароновой. Хобби - реконструкция Византии среднего периода. На «Федюхины высоты» Екатерина приглашена как куратор-консультант площадки «Византия». С Крымом ее период связан непосредственно, ведь тот же Херсонес в X-XI веках был административной единицей (фемой) Византии.

Екатерина соискатель на кандидатскую степень по культурологии, пишет диссертацию на тему «Идентификация в среде исторической реконструкции».

Историческую реконструкцию называет мощным рычагом исторического просвещения:

- Практика показывает, что туристы поначалу просто смотрят, - говорит Екатерина. - Некоторые рассказывают нам, как надо «делать всё на самом деле» (мы их вежливо слушаем). А есть те, кто действительно интересуется - поступает в клуб или занимается патриотическим воспитанием. Им хочется не только походить в странном наряде, но и более глубоко изучить историю. Этот процесс значительно меняет сознание. Собственно, об этом и моя диссертация.

Екатерина

По наблюдению Екатерины, в последние годы в России в арифметической прогрессии растет число реконструкторов и посетителей исторических фестивалей. Подобное стало возможным только сейчас, потому что лет десять назад просто не было людей, кому бы всё это было нужно:

- У меня есть теория, что для каждой страны существует эпоха, связанная с ярким расцветом культуры и искусства - именно эти периоды особенно привлекают реконструкторов. Для России это Древняя Русь домонгольского периода, XVII и XIX века. А также такие переломные события, как Великая Отечественная война. И, конечно, античность - базовый период для всей европейской культуры.

При этом Екатерина признается, что «Крым - уникальное место, где сложно выделить какую-либо эпоху»:

- У вас есть всё, поставить что-то отдельно, превыше других - очень сложно. Не случайно, что такой мультиэпохальный фестиваль проходит именно в Крыму, ведь такого место в России больше нет нигде.

История или политика

На этот раз в Крымском военно-историческом фестивале на Федюхиных высотах приняли участие более пятисот реконструкторов со всей России. Помимо эпох и культур, ставших неотъемлемой частью истории полуострова, в этом году они представили и период Гражданской войны в США 1861-1865 годов. В лагере армии северян я встретился с польским реконструктором из Варшавы Матфеем Богдановичем. В разговоре затронули и день сегодняшний:

- Исторической реконструкцией занимаюсь с 1994 года, - рассказывает Матфей. - В Крыму был в 2013 году, как ассистент-консультант по военным костюмам на съемках фильма «No comment».

Матфей

- Пока что масштаб исторической реконструкции в Крыму небольшой, - размышляет Матфей. - Это очень сложное дело, но я уверен, оно наберет еще здесь свои обороты. Примечательно, когда в мире, и в США прежде всего, идет международная истерика по поводу России и доверчивые люди шарахаются от всего русского, здесь прекрасно показана реконструкция одного из самых важных периодов в истории США.

На мои слова, что теперь Матфея занесут в черный список «Миротворца» и не пустят на Украину, собеседник ответил так:

- До тех пор пока там не сменится власть - на Украине делать нечего. У власти в Киеве сейчас ужасные ублюдки, прошу прощения за грубое слово. Мое личное мнение, что Порошенко страшная личность и в ущерб стране, для своей личной выгоды он становится миллиардером. Я политолог, историк, поэтому могу сам сопоставлять факты и не доверять фальшивкам западных СМИ. Сам же я живу вне политики. Ведь реконструкция - это не политика, а история.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 19 сентября 2018

Заголовок в газете: Огонь, а не пепел из прошлого

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру