С одной стороны, он охватывает огромную аудиторию - своё там отыщет и 90-летняя бабушка, и её пятилетний правнук. А на одном концерте могут "отрываться" и классический "неформал" и лощеный метросексуал. С другой, - это обширный набор технических средств. Здесь на равных правах существуют "набор юного музыканта" и симфонический оркестр с оперным голосом на первом номере. А "адские запилы" на электронной гитаре легко сочетаются с партиями медных духовых и с ломаным битом, состряпанным на компьютере. С третьей – это бесконечный выбор приёмов обращения к слушателю. Рок-музыкант может простыми словами поговорить с тобой о проблемах поиска своего "я" или прошептать на ухо нечто, исполненное романтического трепета, или придавить пиротехнической феерией концерта и эпичностью манеры исполнения. И вот, настоящим рок-музыкантом с полным правом называют себя и бритоголовый скинхед, и тру-металлист образца 1980-х, и жеманная «тян» в готическом style…
В чём суть? Попал я как-то на рок-фестиваль "Боспорские ворота" – причём, в качестве охранника и, к сожалению, только на второй, заключительный, день. Впечатления остались двоякие, но в основном, положительные. И вот почему - одно и то же публичное мероприятие «вживую» и в записи будет выглядеть иначе. Ведь запись подразумевает выбор лучших кадров с десятков камер, применение особых приёмов монтажа, правку звука и удаление худших моментов мероприятия.
Сначала об успехах...
"Намба уан", место и время проведения - мортирная батарея крепости "Керчь". Обычно, когда столь громкое мероприятие проводится в черте города, - недовольных масса (впрочем, сложно быть довольным, когда у тебя под окнами надрываются десятки киловатт звука и беснуется толпа в тысячи человек!) Но стоит перенести всё "на выселки", как градус недовольства падает на порядки. Потом, каменный зал без крыши, с высотой стен под 10 метров, позволяет охране контролировать зрителей. Что снижает необходимое количество охраны и, как следствие, её стоимость. А каменные стены и особая акустика «зала» позволяет сильно снизить затраты на звуковую аппаратуру. Наконец, сама крепость «Керчь» – важный исторический памятник нашего города и зрелищная декорация. Её строили по проекту генерала Тотлебена – инженерного гения Севастопольской обороны, что дополнительно роднит Крым с "большой Россией". Предоставляет богатый материал для исследований...
Что до времени проведения, старт в 17:00, а финал в 03:30 считаю хорошей идеей. Так фестиваль смогло посетить больше людей – прийти, спокойно закончив рабочий день. Да и ночная температура более комфортна и менее опасна, чем доменный жар второй половины дня. Кто не знает, июльская жара в состоянии вызвать не только солнечный ожог или тепловой удар, но и сердечный приступ (только представьте, как был бы счастлив дежуривший на фестивале наряд "скорой помощи" спасая десятки незадачливых меломанов!)
Второе – алкоголь у зрителей. Организаторы рассудили, что алкоголь на фестивале всё равно будет. Но, тогда понадобятся большие силы охраны для его выявления, для перекрытия «тайных троп» поставки, удаления с мероприятия пьяных. А потому крепкие напитки разрешили, но только в пластиковой и жестяной таре. И на пару тысяч зрителей пришлась всего пара десятков сильно уж пьяных!
Третье – звук. Признаюсь, марок звуковой аппаратуры не видел, о количестве ее не осведомлен. Но, на мой взгляд, звук был очень хорош! Каждое слово в песнях различалось, а музыка не перекрывала слова и не давила на уши. Не знаю, кто звукорежиссер этого концерта, но заявлю открыто - он профессионал, каких мало!
Четвертое – конферансье. Не знаю о нём ничего, кроме имени, но отдам должное мастерству! Евгений смог «зажечь» зал, а это ещё та задача, учитывая, что выступающие не относились к «звездам первой величины», но представляя коллективы, он сумел и ввести зрителей в курс дела, и сохранить интригу. И обходился без глупых шуток!
Пятое – сопутствующая инфраструктура. К услугам зрителей и участников фестиваля были передвижные кафе с прохладными напитками и «фаст-фудом». Кстати, поздравления и этой компании - да, цены были выше, чем в городе, но порции больше, и качество их лучше (шаурмой «Генеральская» за 180 рублей мы наелись втроем). А еще – сувенирные лавки с богатым ассортиментом "мерчендайза". Кроме того, пункт живописи по телу, тир с пневматическим оружием и клуб исторической реконструкции, развлекавшие публику постановочными боями на мечах, метанием холодного оружия и стрельбой из луков (за небольшую плату можно было и самому поучаствовать в этаких забавах). Наконец, установили большое количество бесплатных биотуалетов.
Шестое – охрана. За порядком следили десять охранников из керченской частной охранной организации (в числе которых ваш репортёр), некоторое количество бойцов самообороны Крыма (видел пятерых) и небольшое число полиции (видел человек восемь). В сумме, с особенностями места, этого количества хватило для обеспечения порядка, не создавая неудобств зрителям.
Седьмое – зрители. Смотрел я разные фестивали и удивлялся – зрительская масса больше, чем наполовину состоит из существ, лишь отдаленно похожих на людей и отвратно себя ведущих – простите уж профессиональный цинизм. Но на фестивале «Боспорские врата» таковых я увидел не более десятка. Остальные зрители представляли собой вполне приличных людей - "цывилов", на рок-жаргоне. Были даже мамы с маленькими детьми! И один мальчик лет восьми даже приз получил за то, что «круче всех отрывался»! Из эксцессов в рубрике мелкого хулиганства - пара драк да один «артист оригинального жанра», кричавший музыкантам оскорбления - всех их охранники вытащили с фестиваля «под микитки»…
В общем, налицо комплекс «хороший музыкант/хороший слушатель».
И, наконец, приятно удивило отношение к охране. Для нас был шведский стол с бутербродами и питьевая вода в литровой расфасовке - бутылочку этой «Рок-воды» я взял на добрую память. Казалось бы, ерунда, но многие не делают и этого!
Ну и о минусах…
Первый – из почти 12 часов концерта в памяти осталась лишь пара строчек:
«…Лежу в багажнике в позе эмбриона,
А в салоне акушеры с лопатами и ломом…».
Второй – в песнях мелькали нецензурные слова. Моё мнение – допустимое в музыкальных альбомах и квартирных концертах, неприемлемо на большой сцене. Какие тут 18 +?
Третье – некоторые коллективы обставлялись явно лживым промо (promotion).
Пример – группа «Мордор». Когда конферансье сказал об «адски тяжелом гранже», я ожидал услышать нечто, от чего кровоточат уши, но получил «компот» из заимствований у «Аэросмит», «Нирвана», «Монтли Крю» и «Скорпионс». Почему бы не сказать честно: "В своём творчестве мы возвращаемся к золотому веку рок-музыки!"?
Четвертое – на регламент фестиваля музыканты чихать хотели!
Из источников, приближенных к организаторам, я узнал - на группу выделялось четыре-пять песен плюс одна на бис. Но каждый коллектив считал долгом спеть семь-десять! И плевать на то, как будут выступать группы после тебя...
Пятое – выступающие пытались заигрывать с залом, но получалось так себе. Моё мнение - если твоя музыка по душе залу, тебе и подпоют, и руками помашут, и зажигалками покачают – без настойчивых требований со сцены…
Но оговорюсь: изложенное - моя «вкусовщина» и только.
Поэтому, в порядке резюме заявлю с чистой душой – организаторам фестиваля «продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию»!
А коллективам скажу одно – приезжайте еще!