Письма
По этому поводу логично если не прокричать троекратное «ура», то, по крайней мере, порадоваться. Тем более что одна из этих книг, «Письма с войны» (из серии «Солдаты Победы»), заслуживает самых добрых слов, сделала бы честь любому издательству и, несомненно, послужит важному и нужному делу: сохранению благодарной памяти и патриотическому воспитанию.
Задача авторского коллектива и составителей была очень даже не из легких: к превеликому сожалению, сохранилось совсем не так много настоящих документальных свидетельств, реальных писем фронтовиков, дневниковых записей, равно как не так много осталось в живых участников и свидетелей тех событий. И в книге их немного: письма-хронология военных будней юного пулеметчика А. Павленко, погибшего в 1943-м; выдержки из дневника лейтенанта В.Я. Колодина; три коротких письма пережившего войну С.Д. Шубина; небольшая статья во фронтовой газете, написанная отважным воином, участником Гражданской войны, гвардии старшим сержантом Г.Л. Хайневским, выдержки из его писем домой, копия наградного листа о награждении его орденом Красной Звезды - и извещение командования о его смерти. Григорий Лаврентьевич погиб 3 ноября 1943 года в Керченском десанте.
Приведены в книге также, в рубрике «Родине последний привет», записка матроса-пулеметчика Алексея Калюжного, письмо Героя Советского Союза Нины Ониловой, предсмертное стихотворение, написанное ялтинской комсомолкой-подпольщицей Надей Лисановой, клятва защитника Севастополя, младшего сержанта В.И. Азарова, копия последнего номера рукописной газеты «Окопная правда».
Невозможно без душевного содрогания читать надписи на стенах и записи в дневниках, найденные в Аджимушкайских каменоломнях.
Даже коротко охарактеризовать всё, что собрано в немаленькой (336 страниц) книге, невозможно. Только обязательно еще надо сказать о публикации «Дневника партизана» И.Г. Генова, написанного в 1941 и 1942 гг., когда Иван Гаврилович командовал соединением партизанских отрядов (2-й район партизан Крыма, по тогдашнему обозначению). Дневниковые записи были сделаны тогда, когда исход и партизанской войны в Крыму, и войны в целом были еще далеко не ясны, и во многом свободны от тех особенностей, которые отличают книги партизанских командиров и рядовых бойцов, написанные после Победы.
Венок
Тиражом в 500 экземпляров издана книга Нины Плаксиной, автора текстов, среди которых выделяется венок сонетов «Полет и вдохновение», адресованный, правда, более «взрослому» читателю, чем открывающая книгу подборка стихотворений о птицах, и художников, двух Татьян - Капустиной и Петровой.
О качестве стихотворных текстов можно только сказать, что все они профессионально ровны и версификационно полноценны, а те, кто понимает, насколько труден жанр венка сонетов, да еще и в ориентировке на молодого читателя, непременно отдадут дань уважения Нине Викторовне.
Рисунки сами по себе хороши, хотя и выдержаны в стиле анималистики прошлого века и не всегда «подхватывают» тексты. Жаль только, что верстка выполнена небрежно, а уважаемая типография не нашла возможным произвести необходимую допечатную подготовку.
Рифмы
Если по предыдущей книге можно ограничиться лишь пожеланиями переходить от хорошего к лучшему и еще раз поблагодарить Издательский совет за рекомендацию к печати, то по отношению к достаточно большому (144 стр.) сборнику текстов Валерии Пастуховой «…Я частичку души открою» требуется иной подход.
Нельзя под одной обложкой публиковать тексты уровня провинциальной школьной стенгазеты - а таких, начиная с «Острова Русский», полтора десятка.
Не следует совмещать в одной книге шесть-семь десятков стихотворений, в которых, вопреки авторскому признанию «Я поэтом себя не считаю/Хоть и в рифму пишу порою…», присутствует и дыхание поэзии, и душевная красота автора, - с чисто альбомными «школьными» текстами, а тем более с тремя десятками рифмованных посвящений, интересных разве что лишь тем, кому они адресованы.
Можно понять автора, вовсе не бездарного человека, который сложил в книгу как можно больше текстов, раз уж выпала непростая в наше время возможность публикации. Возможно, все они дороги ее сердцу и порадовали кого-то из друзей, и очень вероятно, что самому автору сложно в своих текстах отделить поэтические зерна от газетно-событийных плевелов.
Только вот не зря существуют такие профессии, как редактор, составитель, издатель, наконец, заботящиеся не о количественных и финансовых показателях, а о Читателе. И о добром имени автора, кстати, тоже.
Уверен, что Издательский совет только выиграет, если привлечет даже не к отбору, а к редакционно-издательской подготовке настоящих профессионалов.
Летопись
Несколькими словами стоит предварить приход к читателям книги, которая будет непременно пользоваться большим и постоянным спросом в библиотечной системе. «Летопись Крымского футбола» - этого названия хватит, чтобы заинтересовать многотысячную армию болельщиков самого массового вида спорта и немалую «армию» его знатоков, ценителей, «продвинутых» любителей. Тем более что три четверти большого (почти 400 стр. формата А4) объема книги занимают фундаментальные исследования А.В. Мутьева «Зарождение и развитие футбола в Крыму» и Е.И. Сапожникова «Севастопольский футбол: 1910 - 2017». Их удачно дополняет обширная статья спортивного журналиста П.В. Морозова «Крымский футбол в цифрах и фактах», в которой документальная точность хорошо соседствует с эмоциональностью истинного ценителя футбола.
Украшением книги могла бы стать своеобразная фотолетопись - почти 70 фотографий прекрасного мастера, заслуженного журналиста АРК Арвидаса Шеметаса, охватывающая свыше двух десятилетий крымского футбола. К сожалению, из-за небрежности составителя выдержанная в первых снимках традиция персонификации людей, попавших в кадр, оставлена далее без внимания - а ведь болельщикам разных поколений хотелось бы узнавать игроков и в лицо.
К формальному составителю книги, а отчасти и к Издательскому совету, есть еще вопрос: а какое отношение имеет эта книга с четкой ориентировкой и адресацией, к издательскому проекту с непомерно претензионным названием «Всемирная серия: Народы и времена», что ее даже представили как 8-й том серии? К исторической этнографии она уж точно отношения не имеет...