Знаки смерти на снимках крымского фотографа

Крымский фотограф Арвидас Шеметас одним кадром может рассказать драматическую историю

«МК в Крыму» продолжает серию публикаций под рубрикой «История одного кадра», в которой признанные крымские мастера фотографии делятся своими открытиями, достижениями, наблюдениями и воспоминаниями. 

Крымский фотограф Арвидас Шеметас одним кадром может рассказать драматическую историю

           Проницательный репортер и принципиальный человек Арвидас Шеметас рассказал о двух своих снимках, которые заставляют ценить жизнь и прислушиваться к внутреннему голосу: «В моей коллекции есть две фотографии, которые потрясли меня и заставили философски задуматься о жизни, о том, что нас ждет завтра и будет ли этот завтрашний день».

Ни дня без фотоаппарата

            Летом 2007 года на трассе Симферополь - Алушта перевернулся автобус. Пассажиры, среди которых было много детей, ехали из Умани на отдых в Ялту. На место аварии прибыли местные журналисты.

            - Если оператор в видеосюжете может показать случившееся общим планом и рассказать текстом, то фотограф должен в одном кадре передать всю трагедию. Репортеры снимали карту проезда, детские вещи, разбитый автобус. А я обратил внимание на место водителя, - рассказывает Арвидас.

            Каждый водитель, который ездит в длинные рейсы, берет с собой из дома то, что ему будет напоминать о семье, родных. На зеркале разбившегося автобуса висела мягкая игрушка. И что поразило Арвидаса, на мишке был черный бант. Словно траурная повязка окутала шею плюшевого зверя. Эта находка не давала покоя. Фотограф прошелся по детским магазинам, расспрашивал продавцов, есть ли у них игрушки с черным бантом. Те удивленно качали головой. «Для меня это был шок! То есть Господь предупреждал человека: будь осторожен, когда везешь детей! Нам посылают знаки, но не всегда мы можем их понять», - размышляет автор.

            Другая фотография носит не менее философский характер и снова о жизни и смерти. Арвидас показывает снимок, действие происходит на городском кладбище. В этом нет ничего странного. За 40 лет работы он не расставался с фотоаппаратом ни на день.

            Экскаватор монотонно, по прямой линии, роет могилы, одну за другой. С удивлением фотограф насчитал около 25 ям. На фото железная когтистая рука бездушной машины застыла в воздухе, чтобы снова вонзиться в землю, на фоне многочисленных крестов и надгробий.

            «Неужели сегодня еще так много будет захоронений?» - поинтересовался фоторепортер у водителя. «Нет», - спокойно ответил человек. «Тогда, может быть, завтра?» - не унимался фотограф. И снова равнодушный ответ: «Нет». «Выходит, ты сегодня накопал могилы тем людям, которые еще живы?..» - «Да!»

            - Невольно вспоминаются строки о том, что не надо торопиться жить, ведь дерево, из которого сделают крест над вашей могилой, уже растет. Человек куда-то идет, спешит, строит планы и радуется жизни, а могилу на кладбище для него уже выкопали, - невесело подытожил Арвидас.

Ценные уроки Халдея

            Любой журнал без фотографии - это свод законов. В детстве мы любили книжки с картинками, рассказы о путешествии всегда подтверждаются фотографиями, и именно снимки из нашего счастливого прошлого могут пробудить в человеке приятные и не очень воспоминания.

            Свой первый фотоаппарат «Смена-8М» стоимостью 15 рублей Арвидас получил в подарок от родителей на свой 12-й день рождения.

            - Для меня это был сверхподарок. Мне нравился запах кожаного ремешка, я внимательно изучал все кнопочки, трепетно прикасался к технике, еще не осознавая, что это мое будущее призвание.

            Кстати, если бы не случай, Крым мог бы остаться без маэстро фотожурналистики. В Литве, где прошло детство Шеметаса, все занимались либо народными танцами, либо, если позволял рост, уходили в баскетбол, и был еще фотокружок. Арвидас разрывался между танцами и фото. Но, готовясь к важному концерту, он стал пропускать фотокружок. Родители ничего не знали, пока домой не нагрянул учитель фотостудии. Так, юный Арвидас вернулся на правильную дорогу.

            Свои первые фотографии он сделал в Каунасе, на них запечатлен семейный быт. До сих пор этот фотоаппарат с пленкой хранится дома в Литве. Как и коллекция ретрофототехники из 160 экспонатов. Там собрана вся линейка советской техники.

            А вот отсчет профессиональной деятельности он ведет с первого гонорара. 10 рублей получил Арвидас за одно фото в журнале «Огонек» 1979 года:

            - Я не работал в издании, ко мне обратился журналист проиллюстрировать статью о сельском музее. Бешеный гонорар на то время. Уже позже, когда я работал фотографом в краеведческом музее Симферополя, зарабатывал 70 рублей.

            Одним из учителей Арвидаса был легендарный Евгений Халдей. Он снимал освобождение Севастополя и Югославии, Ялтинскую конференцию, парад Победы и Нюрнбергский процесс. А его знаменитая работа «Знамя Победы над рейхстагом» стала символом Победы и облетела весь мир.

            Евгений Онаньевич учил самому главному: фотография со временем приобретает другой смысл, нужно уметь видеть сейчас то, что через несколько десятилетий увидит новое поколение. И сегодня в Крыму мы становимся свидетелями грандиозных событий. Таких как строительство Кpымского моста, аэропорта, новых дорог, электростанций. «Фотографировать нужно не тогда, когда мост будет готов, интересен сам процесс: когда забивается гвоздь, монтируются сваи. Я фотографировал строительство и крах атомной электростанции в Щелкино, снимал митинги на площади в конце 80-х годов, куда люди после трагедии в Чернобыле выходили с призывом «Нет ядерному реактору в Крыму!». Есть снимки девушек-маляров, строителей, которые строили город энергетиков. Рождение и крах. Это история Крыма», - говорит фотограф.

            Первый цифровой фотоаппарат Canon появился у Арвидаса в 2004 году. Переход от пленки к цифровой технике проходил тяжело, потому что до сих пор качество пленки остается выше. Но цифра мобильна и помогает оперативно работать. В агентстве «Reuters» говорили: через 6 минут после съемки фотография должна быть опубликована, потому что через 8 минут ее напечатает «Associated Press». Когда в Евпатории ночью взорвался жилой дом, Арвидас уже через час был на месте, и утром люди узнали о трагедии. Принцип фоторепортера - находиться в нужное время в нужном месте.

            Много лет Арвидас посвятил спорту, проработав 16 лет фотографом в футбольном клубе «Таврия». Там же на стадионе проходили соревнования по боксу. И оттуда он извлек правило, которое применимо и для профессии фотографа: никогда не закрывай глаза, потому что можешь пропустить самое интересное. «Смотрят все, видит не каждый. Жаль, когда прошел день и не сделано ни одной фотографии. Я не выхожу из дома без фотоаппарата. Иначе обязательно будет такой кадр, упустив который будешь жалеть. А вот на мобильный телефон принципиально не фотографирую».

            Сегодня, обладая самой качественной аппаратурой в мире, маэстро фотожурналистики уверенно заявляет: техника - это не главное. Важно - виденье. Не кастрюли варят вкусную еду, а повар. Так и с фотографией.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 11 апреля 2018

Заголовок в газете: Знаки смерти

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру