Как в Севастополе выгоняют семьи из общежитий

Севастопольцы, проживающие в общежитиях, защищаются от натиска новых хозяев

Резонанс от передела собственности после возвращения Крыма в состав России портит кровь не только бизнесменам, чье имущество национализировали, но и простым людям, живущим от зарплаты до зарплаты.

Севастопольцы, проживающие в общежитиях, защищаются от натиска новых хозяев

В Севастополе для обитателей более чем 60 общежитий сам факт проживания в городе-герое поставлен под большой вопрос. Общаги, принадлежавшие украинским структурам, передают из рук в руки. И если стены новым хозяевам нужны, то люди, занимающие жилплощадь, им только мешают.

Опасный прецедент

В юридической практике есть понятие прецедента. Не можешь добиться победы в суде - жди случая, когда кто-либо, находящийся в схожих обстоятельствах, этой самой победы добьется. Только факт налицо - ссылайся на него, труби, гуди и добивайся нужного результата, шагая по протоптанной дорожке. Именно такой прецедент могут создать в Севастополе, если на улице окажутся несколько семей, которых выгоняют из общежития. Выбраны слабые звенья: люди, лишенные возможности «решить квартирный вопрос» за деньги. Стоит выгнать хоть одну из атакуемых семей, как и возникнет желанный прецедент. А вот с его помощью под удар попадут уже не десятки, а тысячи севастопольцев. По данным, предоставленным правозащитниками города-героя, смена собственников произошла в шестидесяти общежитиях, где проживают более двадцати тысяч человек.

В феврале 2014 года, когда люди из общежитий приняли активное участие в референдуме, никто из них и подумать не мог, что обретение Родины обернется потерей крыши над головой. Семьи годами проживали в общежитиях, имея договоренность с их собственниками, оплачивали коммуналку. В их паспортах стояли штампы о регистрации.

Вполне логично, что после прекращения деятельности в Крыму украинские структуры, в ведении которых находились общежития, прекратили всякие договорные отношения с их жителями. Согласно законодательным актам, действующим в Севастополе, государственная собственность Украины, находившаяся на день их принятия на территории Севастополя, становится собственностью города-героя. Стало быть, спорные общаги должны перейти в ведение органов местного самоуправления, как то предусматривает ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». С жильцами должны заключить договоры социального найма жилья и закрыть тему об изгнании. Но события приняли совершенно противоположный ход. Люди стали узнавать, что их общежития передают в ведение уже российских учреждений и организаций. При этом никак не учитываются права тех, для кого общежития не только родной, но и единственный дом. В свою очередь, новые распорядители, желая использовать общежития по прямому назначению, пытаются освобождать их от «чужаков». В борьбе за метражи не берутся в учет никакие «детали»: ни состояние здоровья, ни отсутствие средств на покупку квартиры, ни наличие маленьких детей.

Картинки из жизни

Людмила Ключинская приехала в Севастополь из Днепропетровска в 2010 году. Ее пригласил на работу Севастопольский институт банковского дела Национального банка Украины. Как иногородней сотруднице со статусом матери-одиночки и несовершеннолетней дочерью на обеспечении, Людмиле предоставили две комнаты в общежитии № 1 на улице Парковой. После возвращения Крыма в Россию комплекс из нескольких общежитий, ранее относившийся к украинскому вузу, перешел в распоряжение Московской банковской школы Центрального банка Российской Федерации. Учебное заведение принялось судиться с «чужаками». Суды выносили решения не в пользу жителей общаг, и те из них, кто имел варианты для переезда, убрались. Позже, в 2017 году, у комплекса общежитий снова сменился хозяин. На этот раз они закрепились за Черноморским высшим военно-морским училищем им. Нахимова.

- В общежитии остались четыре «старые» семьи, которым просто некуда идти, - рассказывает Людмила Ключинская. - Мы с 10-летней дочерью - среди них. Если курсанты училища и их жены проходят в свои комнаты по пропускам, то мы пробираемся через турникеты. К нам никого не пропускают, даже врачей.

Снять квартиру и съехать загнанные в угол люди не могут. Голая ставка Людмилы Владимировны в одном из коммерческих вузов - 10 тыс. рублей. Что снимешь в Севастополе за эту сумму?

- Если было бы куда уйти, собрались бы и ушли, не терпя это унижение, - говорит мать троих детей Марина Парыбак. - Вариантов нет. Я в декрете нахожусь, а зарплата мужа не предусматривает покупку или съем жилья.

Семья Парыбак проиграла в суде Нахимовке. Не спасла и апелляция: в общежитии отказали еще раз. Марина собирает вещи, но не представляет, куда деваться: старшей дочери всего 14 лет, а младшей - полтора года. Не повторять же судьбу еще одной соседки - Ольги Огородник, которая скитается по друзьям и знакомым. Вещи Ольги Огородник опечатаны в общежитии, нести их просто некуда. В маленькой коммунальной комнате, где проживают взрослые дети, не разместиться.

Приказано съехать

Переписка жильцов с руководством Черноморского высшего военно-морского училища им. Нахимова выглядит по-военному четко.

- Вами не предоставлено ни одного документа, подтверждающего право на проживание в общежитии училища, - уведомляет многодетную мать Марину Парыбак начальник учебного заведения А. Гринкевич. - Договор найма, заключенный с Московской банковской школой Центрального банка Российской Федерации, прекращен в связи с истечением срока его действия. Таким образом, основания для переселения вас и вашей семьи по месту регистрации (причем без указания номера комнаты) отсутствуют.

Ничего хорошего не принесло Марине Парыбак и обращение за помощью к гражданским начальникам - в Департамент капитального строительства города Севастополя.

- В Департаменте капитального строительства города Севастополя отсутствует информация о передаче здания, - уведомил многодетную мать директор департамента А. Попов. - По существу поставленных вопросов вы вправе обратиться в Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова.

Круг замкнулся, причем по самому худшему сценарию. Граждане России, зарегистрированные на момент референдума 2014 года в городе-герое Севастополе, целыми семьями могут пополнить ряды бомжей. Не помог и пикет 2015 года, заснятый коллегами-журналистами и выложенный в Интернет. Тогда жители общежитий боролись за право на жилые метры с Центробанком, просили помощи даже у президента.

- Никто на улице не останется, - заверял пикетчиков экс-губернатор Севастополя Сергей Меняйло. - Вопрос решается и без этого пикета.

Аналогичные обещания выданы и действующим губернатором Дмитрием Овсянниковым, и председателем регионального отделения «Единой России» Борисом Колесниковым, но ситуация только ухудшается. Нахимовка отстаивает свои права на общежития гораздо напористей, чем Центробанк. Шансы слабой стороны - жильцов - тают на глазах. Суды, вопреки ранее принятым решениям об отказе в выселении, теперь жильцов выселяют. Проблема докатилась до общежитий, расположенных в Севастопольской зоне ЮБК, на улицах Вакуленчука, 29, Куликово поле, 1.

Человек в России имеет право на жизнь. Выставлять на улицу нельзя даже закоренелого преступника, привыкшего к нарам и похлебке. Делать изгоями законопослушных граждан и их детей - полная дикость. Футболить людей между правительством Севастополя и начальством военно-морского училища - практика не нормальная! Не по-русски как-то… По логике, город обязан сначала предоставить жилье людям, имеющим регистрацию на его территории, а потом уже передать общежития. Времена, когда деревни дарили вместе с крепостными крестьянами, прошли. Прецедент возмутительного выселения без предоставления жилья взамен опасен и позорен. Не допустить его - значит сохранить цивилизованное лицо не только городу-герою, но и всему Крыму. Новый виток передела собственности полуостров молча не проглотит.

Сюжет:

Возвращение Крыма

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2018

Заголовок в газете: Гражданская оборона

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру